Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты муниципального управления



2020-02-04 332 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты муниципального управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству.

Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан.

Часто в научной литературе в качестве синонима "муниципального управления" употребляется понятие "муниципальный менеджмент".

Как же соотносятся эти понятия ?

 

Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Ряд авторов считают, что менеджмент - это "1) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; 2) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 3) научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством".

Иными словами, менеджмент - это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству отдельными работниками, рабочей группой в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

Управление же - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.

Муниципальное же управление - "это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.."

Субъектами менеджмента являются менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации, объектом - персонал организации (фирмы), а целью - получение прибыли на основе существующей законодательной базы. Следовательно, муниципальный менеджмент больше характерен для управления муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, а не муниципальным образованием в целом.

Таким образом, у понятий "муниципальный менеджмент" и "муниципальное управление" различны не только субъекты и объекты, но и цели. Исходя из этого, понятия "муниципальное управление" и "муниципальный менеджмент" полностью отождествлять нельзя.

Специфика управленческой деятельности на уровне муниципальных образований ставит в повестку дня вопрос о подготовке нового поколения управленцев, отвечающих современным профессиональным требованиям, способных работать в новых условиях, находить оптимальные решения в различных ситуациях, брать на себя ответственность.

Муниципальный менеджер, по мнению автора, - это профессионально подготовленный сотрудник, в чьем ведении находятся вопросы по управлению, знающий все параметры и особенности стратегического развития муниципального образования, способный обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие муниципального образования в целом, либо какого-то отдельного подразделения, аккумулировать потенциал других людей, творческую энергию всего населения и их групп, координировать их деятельность для достижения целей муниципального образования и местного самоуправления в целом.

 

 

 

 

ДОКЛАД

В связи со сложностью решаемых задач, направленных на управление труднопредсказуемой большой системой, включающей различные подсистемы с собственными целями и назначением, муниципальный менеджмент является многогранной и многоуровневой структурой и использует инструментарий целого ряда экономических наук. К базе муниципального менеджмента следует отнести не только углубленное знание данного региона (города, района и т.д.), его природно-ресурсного потенциала, исторических, демографических особенностей, уровня экономического развития, но и вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования. Поэтому научная дисциплина - муниципальный менеджмент — тесно связана с другими науками и отраслями экономических знаний. Это общие (экономическая теория, государственное регулирование, микро- и макроэкономика, менеджмент), специальные или функциональные экономические науки (стратегический менеджмент, маркетинг, банковское и страховое дело, управление проектами, финансовый и кадровый менеджмент и др.), а также конкретно-экономические и отраслевые науки (экономика промышленности, транспорта, строительства, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, отдельного хозяйствующего субъекта — предприятия, региона, страны и пр.).

Муниципальный менеджер в зависимости от уровня управления (линейный, функциональный, верхний) должен знать и/или владеть всеми или частью этих наук и портфелем соответствующих инструментов.

Требования к муниципальному менеджеру в зависимости от выполняемых функций

Вне зависимости от занимаемого уровня муниципального управления все сотрудники администрации, непосредственно осуществляющие контакты с объектом управления (населением, предпринимателями, организациями), выполняют все или часть функций управления, так как тем или иным способом дают распоряжения, планируют, координируют и контролируют его (объекта) деятельность.

В частности, для лиц, находящихся на высшей ступени муниципального управления, приоритетными являются организационная и социально-психологическая виды деятельности, которые накладывают следующие требования: 

1. Для организационной деятельности — это умение расставить приоритеты, организовать коллективную работу исполнителей; ориентироваться в сложных ситуациях и находить рациональные и нестандартные решения; заключать договоры, вести переговоры, устанавливать контакты, планировать свою деятельность и работу коллектива; знание методов организационно-управленческой деятельности.

2. Для социально-психологической деятельности — процессное консультирование - умение воспитывать в работниках способность мыслить, действовать, решать возникающие проблемы оперативно и самостоятельно; обладать спокойствием и выдержкой в конфликтных ситуациях; умение мотивировать труд работников; обладать убежденностью и принципиальностью; сохранять ровное отношение со всеми работниками; умение оценивать свои действия с точки зрения этики и морали; Умение убеждать, доказывать, разъяснять; обладать способностью оказывать влияние на окружающих, быть требовательным, но не подавлять; соблюдать законодательные права и обязанности; развивать собственную личность.

Для специалистов, занимающихся планированием, разработкой перспективных проектов во взаимодействии с частным бизнесом, необходимы:

1. Инновационная деятельность: инициативность, умение видеть эффективность и перспективность нового дела.

2. Экономическая: умение оценить финансовое состояние, экономическую эффективность принимаемых решений, читать и комментировать баланс; способности разрабатывать новые коммерческие идеи; знание предпосылок банкротства и факторов, влияющих на уровень издержек.

З. Аналитическо-исследовательская: способность анализировать и сопоставлять факты и результаты; умение оценить перспективность цели; способность анализировать воздействие внешних и внутренних факторов; умение разрабатывать стратегию и тактику; умение разрабатывать и анализировать варианты решений; способность профессионально оценить результаты своей деятельности и коллектива.

Рассмотрим также деятельность муниципального служащего по выполняемым ролям (даны в классификации канадского исследователя Г. Минцберга):

1. Межличностные роли, в которых муниципальные служащие выступают лидерами (выполняют обязанности правового и социального характера), руководителями (активизация деятельности подведомственных организаций, мотивация, работа с кадрами), связующими звеньями (осуществление контактов с внешней и внутренней средой).

2. Информационные роли — приемник (поиск, получение и обработка информации, осуществление контактов, связанных с получением информации), распределитель информации (передача информации другим сотрудникам) и представитель (участие в собраниях, коллегиях, рабочих группах, экспертные функции).

3. Роли, связанные с принятием решений, выбором - предприниматель (разработка и реализация новых проектов, оценка риска), устраняющий нарушения (корректировка действий при возникновении нарушений, кризиса в разных сферах, во внешней или внутренней средах), распределитель ресурсов (программирование деятельности подчиненных, объекта управления, составление планов, графиков работы, составление бюджетов и распределение финансов), ведущий переговоры (представление органа власти на всех переговорах).

В распоряжении муниципального менеджмента зачастую находится почти вся необходимая информация, просто она не систематизирована и не готова к использованию. Поэтому для того чтобы решить эти проблемы, представляется целесообразным создание и внедрение маркетинговой ин-

формационной системы (МИС), представляющей алгоритм, позволяющий регулярно собирать необходимую для принятия решений информацию из различных внешних и внутренних источников и передавать ее заинтересованным лицам, что позволит упорядочить и подготовить к использованию имеющуюся информацию.

Система маркетинговой информации – постоянно действующая информационно-аналитическая система взаимосвязи субъектов рынка, средств и методов поиска, сбора, классификации, коммерческого анализа,

экспертной и другой оценки и адресного распространения достоверной, своевременной, актуальной информации для использования ее специалистами или руководителями сферы маркетинга с целью

совершенствования планирования, претворения в практику предпринимательства и коммерции, контроля исполнения маркетинговых мероприятий.

 

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности.

 

 



2020-02-04 332 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты муниципального управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты муниципального управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)