Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода



2020-02-04 313 Обсуждений (0)
Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода

Раздел II. Программно-целевой подход в управлении социальными изменениями и нововведениями

Раздел III. Программно-целевое управление развития в России

Заключение

Список источников и литературы

 


Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие страны, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.

Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования. Он позволяет не только находить наиболее оптимальные варианты региональных преобразований, но и обеспечивать их необходимыми ресурсами, а также координацией процессов планирования, управления и принятия решений при постановке задач по управлению изменениями.

Программно-целевой подход, ориентированный на определение перспективных проблем социально-экономического развития и на корпоративный способ интегрирования действий хозяйствующих субъектов по достижению общих целей, является одним из эффективных элементов управления.

В управление России интенсивно входит этот подход управления проектами, основу которой составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. А процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, - это управление проектами. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инновационной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Исследования по вопросам программного планирования и управления ведутся во всем мире последние 30 лет. За это время были получены значительные результаты в области методологии и технологии программного планирования, организации программного управления.

Однако, несмотря на ряд успешных разработок, пока еще отсутствует единая концепция программно-целевого подхода в управлении в новых экономических условиях.

Степень научной разработанности темы. Программно-целевой подход получил комплексное научное осмысление, и необходимо указать на существование работ, в которых велась разработка этого направления с самых разных позиций и направлений.

Вопросы формирования программ социально-экономического развития регионов исследовали Е.П. Голубков, Е.Г. Данченко, Е.А. Елисеев, М.Я. Лемешев, Н.Л. Раман, Н.В. Федоров и др.

программный целевой подход управление

Поиском эффективных методов регулирования социально-экономического развития регионов занимаются такие учёные как П.И. Бурак, А.Г. Гранберг, М.Т. Лавров, Ю.Н. Перский, С.А. Хутин, А.Н. Швецов и др.

Разработкой теоретико-методологических основ программно-целевого планирования и управления, поиском механизмов его эффективного применения в системе государственного развития занимались такие ученые, как Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Г.В. Атаманчук, A. M. Брячихин, В.Н. Бурков, A. JI. Гапоненко, Б. Данев, А.Б. Докторович, А.К. Еналеев, В.А. Ириков, Н.И. Комков, В.В. Кондратьев, М.Т. Лавров и др.

Проблемакурсовой работы заключается в противоречии между необходимостью изучения социокультурного подхода в управлении и недостаточностью знаний о нем.

Объектомисследования является управление социальными изменениями и нововведениями.

Предметом курсовой работы выступает программно-целевой подход.

Цель работы - исследование программно-целевой подход к управлению социальными изменениями и нововведениями.

Задачи курсовой работы:

1) изучить теоретические основы программно-целевого подхода;

2) исследовать программно-целевой подход к управлению социальными изменениями и нововведениями;

)   изучить программно-целевое управление в России.

Теоретико-методологическая основа исследования: метод анализа и синтеза имеющихся разработок других исследователей (М.М. Поташника, А.М. Моисеева, В.Г. Шамовой) , теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение и обобщение собранных данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.

Для решения задач и достижения поставленной цели будут использованы такие методыкак анализ документов, индукция, дедукция, обобщение.

Эмпирическая база исследования представлена нормативными актами федерального, регионального и местного уровней; публикациями в научных журналах; материалами СМИ.

Согласно сформулированным цели и задачам структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников и литературы.


Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода

 

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой подход служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования.

Программно-целевой подход состоит в четком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования организаций, осуществляющих руководство их выполнением.

Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.

Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.

После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.

На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы. Важной характерной чертой программно-целевой подход к решению сложных социально-экономических проблем является его приспособленность к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений. Это связано с тем, что в процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных потребностей осуществляется не только их взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов.

Большинство отечественных и зарубежных ученых-экономистов сходятся во мнении о том, что наиболее успешной формой реализации программно-целевой подходов управлении объектами и процессами социально-экономической природы, самым универсальным инструментом программно-целевого управления служат целевые программы.

Понятие "целевая программа", ранее использовавшееся в советской экономике под названием "целевая комплексная программа", представляет основную, исходную категорию программно-целевого планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в научной литературе. Кроме того, от смысла, который вкладывается в понятие "целевая программа", зависит успех ее разработки и практического применения. В работах, посвященных программно-целевому подходу, их авторы по-разному дают определение этого понятия, однако различия предлагаемых формулировок за редким исключением не носят принципиального характера. Многие исследователи программно-целевого планирования и управления включают в определение программы признак ее целенаправленности на решение определенной проблемы. Под целевыми программами часто понимается комплекс или система мероприятий, адресных заданий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Принципиально важным является указание на то, что целевые программы являются эффективным средством комплексного, всестороннего решения поставленных проблем. Они также призваны обеспечивать возможность полного охвата всех мер, необходимых для их решения. При этом отметим, что одной из ключевых проблем, стоящих перед многими отечественными предприятиями в современных условиях, является низкий уровень эффективности их хозяйственной деятельности.

Следовательно, особая роль при решении данной проблемы должна отводиться программно-целевой подход, а именно целевым программам повышения эффективности, охватывающим все направления деятельности предприятия.

По нашему мнению, под целевой программой повышения эффективности понимается совокупность согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами, утвержденных руководством и намеченных к планомерному проведению разнохарактерных мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Однако следует сказать, что существующие общие методические положения по программно-целевому планированию и управлению не охватывают всех особенностей конкретных целевых программ и не учитывают изменений экономической ситуации и конкретных условий хозяйствования.

Отметим, что довольно часто в государственных структурах отсутствует четкая последовательность при разработке и реализации программных мероприятий, что, в свою очередь, приводит к невозможности достижения поставленных целей. Помимо этого периодически случаются ситуации, в которых возникшие проблемы сразу, без глубокого анализа пытаются решить путем реализации какой-либо целевой программы. Или, наоборот, не используют программно-целевой метод там, где он необходим, и пытаются обойтись привычными, но не результативными управленческими решениями. В целом такие ошибки могут обойтись достаточно "дорого" для государства.

В связи с этим, далее рассмотрим предлагаемые особенности процесса разработки и реализации программно-целевого подхода, которые определяют их структуру и содержание.

Разработка данного подхода состоит из двух стадий. Рассмотрим первый из них.

На первом этапе первой стадии разработки программно-целевого подхода на основании результатов оценки и анализа эффективности деятельности учреждения происходит выявление и описание проблемной ситуации. После чего ведется ее анализ, который заканчивается предварительной формулировкой проблемы в области эффективности. Это связано с тем, что добиться желаемого результата при решении проблемы можно только лишь в том случае, если она хорошо исследована, правильно сформулирована. Эту работу предлагается возложить на специальные службы - комиссии по эффективности.

Следующий этап заключается в представлении проблемы на рассмотрение комитетом по эффективности, который, в свою очередь, проводит анализ связи проблемы в области эффективности с другими проблемами предприятия, выделение подпроблем и исследование их взаимосвязи. Результатом этого является окончательное уточнение и развернутая формулировка проблемы.

На следующем этапе специалистами комитета по эффективности производится анализ возможности решения проблемы без применения программно-целевого метода, т.е. с помощью обычных, традиционных способов и методов.

Далее формулируются укрупненные цели будущей целевой программой повышения эффективности. В общем виде целевая задача повышения экономической эффективности может ставиться либо как задача достижения максимально возможного целевого результата при заданном ограниченном уровне затрат и времени, либо как задача достижения заданного результата при наименьших затратах ресурсов и в возможно более короткое время. При этом можно выделить три группы основных целей: стабилизации, развития, обновления.

Издержки были выявлены по каждой операции всех этапов. Для расчетов потерь была разработана методика, излагающая подходы к их выявлению. В основу расчетов положены следующие составляющие: затраты времени исполнителей процессов; их часовые тарифные ставки либо месячный оклад; численность персонала, занятого на этих операциях, фонд времени в год.

На следующем этапе происходит определение областей функциональной деятельности государственной структуры, охватываемых программой. В зависимости от предполагаемой направленности целевой программой повышения эффективности, она может охватывать производственную, маркетинговую, сбытовую, финансовую и другие виды деятельности. Затем проектная группа, состоящая из ведущих специалистов-экспертов, определяет возможные приблизительные направления решения сформулированной программной проблемы. После чего определяются примерные объемы необходимых ресурсов и сроки решения проблемы. Более подробно ресурсное обеспечение целевой программой повышения эффективности рассмотрим на второй стадии ее разработки. Далее производится тщательная оценка основных характеристик будущей целевой программой повышения эффективности формирование аргументированного заключения комитета по эффективности о целесообразности разработки программы для решения данной проблемы.

Необходимо выделить следующие основные условия, которые определяют необходимость применения программно-целевого метода в области повышения эффективности функционирования предприятия: невозможно комплексно решить проблему в приемлемые сроки; традиционные, обычные способы устранения проблемы либо не применимы, либо уже не действуют, а привычные управленческие решения не дают желаемого эффекта.

Далее рассмотрим вторую стадию, которая начинается с этапа формирования проекта задания на разработку и осуществление направленности целевой программой. Часто подобные задания не имеют глубокой проработки, что вызывает необходимость постоянного уточнения каких-либо вопросов. Поэтому проект задания должен содержать формулировку проблемы, целей повышения эффективности, конечные показатели, на которые должна выйти целевая программа, стратегии устранения проблемы, объем допустимых ресурсов, этапы и сроки подготовки проекта, а также состав разработчиков и исполнителей программных мероприятий. Затем проект задания подвергается тщательному рассмотрению и утверждается.

На следующем этапе происходит детализация, декомпозиция укрупненных целей целевой программы. Отметим, что важной особенностью программно-целевого метода является формирование "дерева целей", в соответствии с которым определяется комплекс разнохарактерных мероприятий по достижению поставленных целей.

Следующий этап заключается в определении способов достижения поставленных целей и формировании альтернативных мероприятий. При этом необходимо учитывать то, что одни и те же цели повышения эффективности могут быть достигнуты с помощью применения нескольких средств и методов. Поэтому следует установить достаточно полный перечень возможных путей достижения поставленных целей, на основании которых формируются различные варианты мероприятий по повышению эффективности функционирования программы.

Затем для каждого варианта решения проблемы, включающего разнохарактерные мероприятия, формируются соответствующие объемы ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), необходимых для осуществления целевой программы на всех ее этапах, начиная от разработки и завершая выпуском и потреблением программного продукта. При этом важно четко определить, какой объем каждого вида ресурсов и в какой момент времени потребуется при заданных целях и выбранных стратегиях повышения эффективности. Потребности определяются в соответствии с содержанием мероприятий и видами ресурсного обеспечения, опираясь на нормативы расходования ресурсов. В случае невозможности обеспечения целевую программу всеми необходимыми ресурсами перед разработчиками должна ставиться задача пересмотра ее цели и стратегии. Отсюда следует, что ресурсное обеспечение играет важную роль при разработке и реализации целевой программы.

На следующем этапе происходит выделение укрупненных вариантов проекта, т.е. взаимоувязка проблемы, целей, мероприятий, ресурсов.

После чего формируются критерии, показатели выбора наилучшего из представленных проектов, на основании которых происходит оценка и выбор наиболее оптимального варианта программы. В общем виде критерием является ожидаемый уровень экономической эффективности или экономического эффекта от реализации мероприятий целевой программы.

Следующий этап заключается в детальной, конкретной проработке выбранного варианта программы и уточнении всех оставшихся неясностей.

Затем происходит создание системы управления, а также формирование состава ответственных исполнителей программы и их заданий. Важно отметить, что на весь период разработки и реализации целевой программы необходимо создавать специальный орган управления, например, координационный комитет или совет, функции которого охватывали бы такие вопросы, как организация и планирование работ, координация деятельности всех исполнителей, учет и контроль выполнения программных мероприятий. Базой при его создании может служить то подразделение, для которого разрабатывается программа. Вторая стадия заканчивается на этапе утверждения руководством целевой программы с ее целями, мероприятиями, ресурсным обеспечением, исполнителями и системой управления, после чего наступает третья стадия, заключающаяся в непосредственной реализации утвержденной программы.

Таким образом, сделаем выводы:

1. Важнейшей особенностью программно-целевого подхода является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, приоритетных направлений развития, а также очередность их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах. Программно-целевой подход позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и, с другой - высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил.

2. Программно-целевое управление построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода управление является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов, то есть программно-целевой метод управления "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

 



2020-02-04 313 Обсуждений (0)
Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел I. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)