Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пример первый: Швейцария

В Швейцарии в ответ на серьезные и весьма очевидные проблемы с наркотиками, отмеченные на всей территории страны в 1980-х годах, был реализован новый комплекс стратегий и программ (включая программы героиновой заместительной терапии) на основе медицинского, а не уголовно-карательного подхода. Последовательная реализация этой политики привела к общему сокращению числа героинозависимых, а также к ряду других положительных результатов. Главное исследование на эту тему показало, что: “Героиновая заместительная терапия целенаправленно предоставлялась проблемным (тяжелым) потребителям наркотиков. При этом исходили из предположения, что 3000 таких наркозависимых составляют около 10 -15 % всех потребителей героина в Швейцарии и обеспечивают 30 - 60% спроса на героин на черном рынке. Активно принимая участие в торговле наркотиками и других видах преступлений, они также служили связующим звеном между оптовыми продавцами и рядовыми потребителями. Поскольку эти наиболее тяжелые потребители нашли стабильный и легальный источник наркотиков, сократился их спрос на наркотики на черном рынке, а также необходимость торговать героином и совершать другие правонарушения. Программа заместительной героиновой терапии оказала тройное воздействие на рынок наркотиков:

• Существенно сократился спрос со стороны наиболее интенсивных потребителей, что повлияло на жизнеспособность наркорынка. (Например, количество новых зарегистрированных наркозависимых в Цюрихе в 1990 году составило 850 человек; к 2005 году их число сократилось до 150).

• Снизился уровень других видов преступности, связанно с наркорынком. (Например, среди участников героиновой программы отмечалось 90-процентное сокращение имущественных преступлений).

• Поскольку со швейцарского рынка ушли местные наркозависимые и дилеры, несистемным потребителям стало труднее устанавливать контакты с продавцами”.

Пример второй: Великобритания

Проведенное в Великобритании исследование эффективности направления наркозависимых в программы лечения как альтернативы тюремному заключению наглядно продемонстрировало сокращение частоты правонарушений после такого лечения. Помимо самоотчетов респондентов, исследователи пользовались учетными данным правоохранительных структур о совершенных уголовных преступлениях. Исследование показало, что число уголовных дел в отношении 1476 наркопотребителей в течение нескольких лет после лечения снизилось на 48% по сравнению с периодом до лечения.

Пример третий: Нидерланды

Из 15 стран Европейского союза в Нидерландах самый низкий процент людей, употребляющих инъекционный героин, и не наблюдается притока новых проблемных потребителей. Героин потерял свою привлекательность для основной массы молодежи и считается «тупиковым наркотиком». Число проблемных потребителей героина значительно снизилось, а их средний возраст значительно увеличился. В число широкомасштабных низкопороговых служб наркологического лечения и снижения вреда входят программы обмена шприцев и выдачи метадона и героина по рецептам под строгим контролем. Практика выдачи героина по рецепту в привела к снижению числа мелких преступлений и нарушений общественного порядка, а также оказала положительное влияние на здоровье людей, страдающих от наркозависимости. В 2001 году оценочное число героинозависимых в Нидерландах составляло 28 - 30 тысяч. К 2008 году их число сократилось до 18 тысяч. Популяция голландских потребителей опиатов “стареет”; наряду с этим сократилась доля молодых потребителей опиатов (в возрасте 15-29 лет) среди получающих лечение по поводу наркозависимости.

 

ПРИНЦИПЫ

(Продолжение)

3. Разработка и реализация наркополитики должны быть предметом общей глобальной ответственности, но наряду с этим они должны учитывать различные политические, социальные и культурные реалии. Политика призвана уважать права и потребности людей, затронутых проблемами изготовления, оборота и потребления наркотиков, как это явным образом указано в Конвенции 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Система ООН по контролю над наркотиками построена на идее, что все государства должны совместно решать проблему существования наркорынков и другие сопутствующие проблемы. Это разумная отправная точка; несомненно, ответственность за такую работу должны нести совместно страны производства, страны транзита и страны потребления (хотя различия между ними постепенно сглаживаются, поскольку во многих странах присутствуют все три элемента). Тем не менее, идея совместной ответственности слишком часто становится своего рода «смирительной рубашкой» и тормозит разработку политики и реализацию экспериментальных моделей. ООН (посредством Международного комитета по контролю над наркотиками) и, в особенности, США (в первую очередь за счет процесса «сертификации») на протяжении последних 50 лет изо всех сил стремятся к тому, чтобы все страны мира в своей наркополитике приняли единый и неизменный подход – одни те же законы, один и тот же жесткий силовой контроль их соблюдения. Но по мере того, как правительства все лучше понимают сложность проблемы и рассматривают различные варианты ее решения на своей территории, многие страны начали пользоваться предусмотренными в конвенциях элементами гибкости, чтобы попробовать применить новые стратегии и программы, такие как инициативы по декриминализации или программы снижения вреда. Когда такие меры предполагают более толерантный подход к употреблению наркотиков, на соответствующее государство начинают оказывать международное дипломатическое давление с целью «не допустить нарушения целостности Конвенции», даже если политика государства основана на законе, ведет к успешным результатам и пользуется поддержкой населения страны. К числу недавних примеров такого давления (которое можно назвать своего рода «антинаркотическим империализмом») относится реакция на предложение правительства Боливии исключить жевание листьев коки из разделов Конвенции 1961 года о запрете всех видов немедицинского употребления наркотиков. Хотя в нескольких научных исследованиях доказано, что традиционная практика жевания листьев коки не связана ни с одним из вредных аспектов международного кокаинового рынка и, что явное большинство населения Боливии (и соседних стран) поддерживает такую поправку, многие богатые страны, где присутствует потребление кокаина (в первую очередь США) выдвинули формальное возражение против поправки. Позиция, согласно которой международная система наркоконтроля должна оставаться неизменной и любая поправка – сколь бы она ни была разумной или незначительной - угрожает целостности всей системы, весьма недальновидна. Как и все многосторонние договоры, конвенции о контроле оборота наркотиков должны быть предметом постоянного пересмотра и модернизации в свете многообразных и меняющихся обстоятельств. В частности, правительства стран должны иметь возможность в порядке эксперимента вводить ответные меры, наиболее соответствующие условиям страны. Анализ и обмен опытом является важнейшим аспектом определения эффективности различных подходов, а представление, будто бы все страны должны иметь абсолютно одинаковые законы, запреты и программы, налагает ненужные и непродуктивные ограничения.

 

 

НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

То, как велась война с наркотиками, привело к обширным негативным последствиям для всего общества в странах производства, транзита и потребления наркотиков. Бывший исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста кратко описал эти негативные последствия в виде пяти основных категорий:

1. Рост «огромного криминального черного рынка», финансируемого за счет выросших в результате риска прибылей, которые приносит удовлетворение международного спроса на запрещенные наркотики.

2. Значительное смещение политики как результат выделения дефицитных ресурсов на финансирование широкомасштабной деятельности правоохранительных структур по борьбе с этим криминальным рынком.

3. Географические перемещения, нередко называемые «эффектом воздушного шара», когда производство наркотиков перемещают с места на место, чтобы ускользнуть от внимания правоохранительных органов.

4. Замещение одних психоактивных веществ другими или переход потребителей к новым веществам, когда ранее предпочитаемый ими наркотик становится трудно достать - например, из-за преследования со стороны полиции.

5. Негативное восприятие потребителей наркотиков обществом, в результате чего они страдают от стигматизации, маргинализации и социальной изоляции.

 

ПРИНЦИПЫ

(Продолжение)

 

4. Наркополитика должна осуществляться на комплексной основе с участием семьи, школы, специалистов в области общественного здравоохранения и в области развития, а также лидеров гражданского общества в сотрудничестве с правоохранительными органами и другими соответствующими государственными органами.

При существующем силовом и карательном подходе неудивительно, что ведущими силами в реализации системы наркоконтроля являются полиция, пограничные войска и военные под руководством Министерств юстиции, безопасности и внутренних дел. На многостороннем уровне в региональных структурах и в Организации Объединенных Наций преобладают те же самые интересы. Хотя правительства все чаще признают, что силовые стратегии борьбы с наркотиками должны быть лишь частью комплексного подхода наряду с социальными программами и мероприятиями общественного здравоохранения, модернизация структур, занимающихся разработкой политики, распределением бюджетных средств и реализацией программ пока запаздывает. Такая институциональная динамика препятствует внедрению объективной и научно-обоснованной политики. Это не просто теоретическая проблема - все новые и новые научные исследования указывают на то, что государство может обеспечить гораздо более благоприятный финансовый и социальный эффект для всего общества, если будет вкладывать средства в охрану здоровья и социальные программы, вместо того чтобы финансировать меры по снижению предложения наркотиков и правоохранительную деятельность. Тем не менее, в большинстве стран имеющиеся ресурсы по преимуществу тратятся на силовое обеспечение законов о наркотиках и наказание людей, употребляющих наркотики. Отсутствие согласованности еще более заметно на уровне Организации Объединенных Наций. Для формирования глобального режима наркоконтроля потребовалось создание трех органов надзора за осуществлением конвенций - Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) и Комиссии по наркотическим средствам (КНС). Данная структура держится на концепции, что международный контроль над наркотиками - это прежде всего борьба с преступностью и преступниками. Неудивительно, что по самой своей природе такая структура заинтересована в дальнейшем преобладании силовых методов, а для руководства составляющих ее органов традиционно наиболее близкой и знакомой является именно правоохранительная деятельность.

Теперь, когда характер вызовов в области наркополитики изменился, должны измениться и институты. Глобальная наркополитика должна формироваться на основе общих стратегий всех заинтересованных учреждений ООН - включая, разумеется, УНП, но также с участием ЮНЭЙДС, ВОЗ, ПРООН, ЮНИСЕФ, Организации по гендерному равенству (ООН-Женщины), Всемирного банка и Управления Верховного комиссара по правам человека. Особое беспокойство вызывает тот факт, что в настоящий момент Всемирная oрганизация здравоохранения играет лишь незначительную роль в системе наркоконтроля, несмотря на то, что антинаркотические конвенции дают ВОЗ особый мандат в этой сфере.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Нарушить табу. Вести открытые дискуссии и продвигать меры, которые эффективно сокращают потребление, а также предупреждают и снижают вред, связанный как с употреблением наркотиков, так и с наркоконтролем. Увеличить финансовые вложения в проведение научных исследований и анализа эффективности различных стратегий и программ.Политическое руководство и общественные деятели должны иметь мужество произнести публично то, что многие из них признают в частном порядке: что имеющиеся факты неопровержимо доказывают несостоятельность репрессивных стратегий в решении проблемы наркотиков и что война с наркотиками не выиграна и не может быть выиграна. У правительств есть полномочия применять сочетание различных политических мер сообразно своей ситуации и решать проблемы наркорынка и наркопотребления так, чтобы добиться гораздо более позитивного влияния на уровень преступности, наряду со снижением социального и медицинского вреда.

2. Вместо уголовного преследования и наказания людей, употребляющих наркотики, предложить медико-профилактическую помощь и лечение тем, кто в них нуждается. «Война с наркотиками» была основана на идее о том, что угроза ареста и сурового наказания удержит людей от употребления наркотиков. На практике эта гипотеза была опровергнута - многие страны, в которых приняты жесткие законы и широко применяется арест и тюремное заключение потребителей наркотиков и мелких дилеров, отмечен более высокий уровень потребления наркотиков и сопутствующих проблем, нежели в странах с более толерантным подходом. Напротив, в странах, где введена декриминализация и другие формы ограничения числа арестов и наказаний, не наблюдается роста наркопотребления и наркозависимости, несмотря на высказанные ранее опасения.

 



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БОЛЕЕ ГУМАННЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)