Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, виды и функции налогов



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Сущность, виды и функции налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города.

  В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Тема моей курсовой работы является актуальной, так как в условиях рыночных отношений и особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Так же в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

   Главной целью работы является детальный анализ сущности налоговой системы, характеристика структуры и рассмотрение основных видов налогов.

Основные задачи, поставленные для достижения этой цели, это подробно рассказать о системе налогообложении, показать роль налогов в государстве, рассмотреть основные виды налогов собираемых на территории России.

Так же в курсовой работе будут предоставлены данные о перспективах  развитии налоговой системы Российской Федерации.

В настоящее время, выбранная мной тема актуальна ещё и потому, что правильный выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.

 

 

Глава 1. Понятие налоговой системы

Сущность, виды и функции налогов

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или же оперативного управления денежных денег для финансового гарантированного деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Основными элементами налоговой системыявляются:

1) совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;

2) система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

Важнейшими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов. Под налогоплательщиком(или субъектом налога)понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

1) уплата законно установленных налогов;

2) постановка на учет в налоговых органах;

3) ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

4) предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

5) исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

6) обеспечение в течение установленного срока сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

В экономической системе налоги выполняют три основные функции. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми уголками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение здравоохранение и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.          Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Действующие   льготы   по    налогообложению    прибыли        предприятий направлены на стимулирование:
1) финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

2) малых форм предпринимательства;
3) занятости инвалидов и пенсионеров;
4) благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать такжевоспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

Различают два вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

1)налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика;

2)налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения.

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

1)косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров).

2)косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

                  1.2 Структура и принципы налогообложения

Использование налогов в качестве главного источника доходов государства и инструмента регулирования экономики требует разработки определённых правил, принципов. Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Доля отдельных налогов в формировании доходной части бюджета в развитых странах выглядит так: - налоги на личные доходы – 40 %; - налоги на прибыль корпораций (фирм) – 10 %; - социальные взносы – 30 %; - налоги на добавленную стоимость – 10 %; - таможенные пошлины – 5 %; - прочие налоги и поступления – 5 %. В странах СНГ роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Низкий уровень жизни населения, отсюда поступления в бюджет от личного дохода) невелики. Главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины. Прямые налоги трудно перенести на потребителя ,поэтому легче с налогами на землю и на другую недвижимость. Они включаются в арендную плату, квартирную плату, цены на сельхозпродукты. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя, в зависимости от эластичности спроса и предложения товаров и услуг. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов приводит к сокращению потребления (большие налоги), а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли фирм, т.е. приводит к сокращению капиталовложения или перелив капитала в другие сферы деятельности. Налогообложение должно строится на принципах заинтересованности налогоплательщика в хозяйственной деятельности. При налогообложении должны учитываться принципы:

1) возможность налогоплательщика, т.е. размеры его дохода. Отсюда дифференциация налоговых ставок, т.е. налог должен быть прогрессивным. Однако этот принцип не всегда выдерживается, часто во многих странах налоги бывают пропорциональными.

2) налогообложение доходов носило однократный характер, как сейчас у нас, замена налога с оборота, для которого была характерна недостающая кривая, на НДС, когда налогом облагается в конечном продукте добавленная стоимость.

3) обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнения у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение должны быть такими, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременная уплата налогов.

4) система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для собирающих налоги.

5) налоговая система должна быть гибкой, легкой, адаптируемой к изменившимся общественно-политическим потребностям.

6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП, и регулирующим функциям. Налоговой базой является та сумма, с которой взимается налог. Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налогооблагаемыми льготами. Налогооблагаемые льготы (льготы на налог), как и налог устанавливаются законодательным актом. Виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затраты на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы /НИОКР/); освобождение от уплаты налогов отдельных лиц (например, ветеранов войны); понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет); налоговый кредит, т.е. отсрочка взимания налога, уменьшение суммы налога на определенную величину. Существуют минимальные, средние и максимальные налоговые ставки. Налоговое бремя. Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит, прежде всего, от размеров прибыли компании. Наряду со снижением ставок налогообложения возрастают налоговые льготы. На практике у большинства иностранных компаний на выплату налогов уходит меньшая доля прибыли, чем по ставке налогообложения Изменение структуры формирования доходной части государственного бюджета в связи с переходом к рынку требует реформирования налоговой системы и налогообложения с осуществлением фискальной политики. Цель повышения стимулирующей функции налогообложения – в развитии предпринимательства и национальной инвестиции. В состав этой программы также должны входить меры совершенствования органов государственного и территориального управления, силы, выпуск конкурентоспособных товаров, развитие предпринимательства, особенно малые и средние. В то же время подавлять негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность и инфляцию.

Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.

 

 



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Сущность, виды и функции налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, виды и функции налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)