Структура налогообложения в Российской Федерации
За период с начала формирования основ современной налоговой системы Российской Федерации в 1991 г. по сегодняшний день налоговая система потерпела значительные изменения. С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, в которой заложены общие принципы, определены правила и процедуры, которыми должны руководствоваться участники налоговых правоотношений. К настоящему времени вступили в силу большинство разделов части второй. В частности, главы о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге вступили в действие 1 января 2001 г. Главы о налоге на прибыль и налоге на добычу полезных ископаемых вступили в действие 1 января 2002 г. С 1 января 2005 г. вступили в силу главы, посвященные взиманию государственной пошлины, земельного и водного налогов. С 1 января 2006 года прекращено взимание налога на доходы полученные в порядке наследования или дарения. Так же с 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался единый социальный налог замененный взносами на конкретные виды страхования. Кроме того, в 2004 г. закончилось противостояние Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ в части регулирования налоговых правоотношений и ведения налогового учета. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС) (в введении Министерства финансов РФ) с передачей функции по принятию нормативных правовых актов и ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов РФ. В 2009—2010 годах были приняты следующие меры по совершенствованию налоговой системы: 1) осуществили переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования; 2) увеличили размер амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30% для основных средств, входящих в третью — седьмую амортизационные группы; 3) провели реформу налогового контроля за трансфертными ценами. Также в данный момент Правительство РФ реализует меры по налоговому стимулированию увеличения объема затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение и приобретение жилья. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п. Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д. ). Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Первый уровень —федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользования объектов животного мира и водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина. Второй уровень — региональные налоги. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна "часть" определяется Налоговым кодексом РФ, другая - законом субъекта Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К числу региональных налогов относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Третий уровень - местные налоги. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В настоящее время на территории РФ введены следующие местные налоги налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Кроме того, российское законодательство (ст.18 НК РФ) отдельным категориям налогоплательщиков предоставляет возможность использовать не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы. Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, данный режим также известен под названием «Единый сельскохозяйственный налог». Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим. 2) упрощённая система налогообложения, особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта. 3) единый налог на вменённый доход,налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами. 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |