Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подзаконные нормативные акты



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Подзаконные нормативные акты 0.00 из 5.00 0 оценок




После законодательных актов (законов) ведущую роль источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ.   Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в Гражданском кодексе или в ином федеральном законе соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Президентские указы обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов. Если, к примеру, брать сферу прямо не урегулированную нормами закона то, по сути, правила указов у нас имеют такое же значение, что и закон, конечно только в том случае если они не содержат прямых противоречий ему.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их неотклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Такой порядок действовал в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Все правительственные постановления, которые содержат нормы гражданского права, должны не только соответствовать Гражданскому кодексу, другим федеральным законам и президентским указам, но и приниматься могут теперь лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). Если данный постулат не соблюдается, они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Большое количество нормативных актов федеральное правительство принимает в сфере хозяйственной деятельности, акты главным образом комплексного характера и содержат нормы гражданского права. По вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами, принят ряд правительственных постановлений. В данном случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу9.

 

 

 

 


9Муромцев Г. И. Источники права. // Правоведение, 1992 г., N 2;

2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

В сфере гражданского права наименьшей юридической силой, формально, обладают нормативные акты федеральных министерств и ведомств. Точнее говоря, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. В связи с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона,
все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ 10. Государственной регистрации не подлежат только нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.
Также предусмотрена Законом и обязанность возмещения убытков, которые были причинены гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Данные в ведомственном нормотворчестве призваны содействовать установлению должного порядка.

 


10См. п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663) Указанный порядок применялся и ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 (САПП РФ. 1993. № 31. Ст. 2858). Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895), такие акты могут издаваться лишь в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (но не в виде писем и телеграмм)

Раньше (до введения в действие Конституции РФ) к числу источников гражданского права относились также нормативные акты, издаваемые местными органами власти и управления. Конституция Российской Федерации (в статье 71) установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с данным порядком в Конституции, органы власти и управления субъектов Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Из этого следует то, что субъекты Российской Федерации вправе принимать содержащие нормы гражданского права акты, относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды и должны соответствовать п. 2 ст. 76 Конституции РФ.

 

 

2.4 Комплексные нормативные акты

Комплексные нормативные акты также содержат нормы гражданского права. В них входят такие нормативные акты, которые содержат в себе нормы различной отраслевой принадлежности. При этом свой комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, если он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Но при наличии в нормативном акте даже незначительного содержания норм иных отраслей права, такой нормативный акт уже не может являться комплексным и может оставаться лишь нормативным актом той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации является гражданско-правовым нормативным актом, не смотря на имеющиеся в нем нормы публичного права. Отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности встречаются крайне редко, это обусловлено тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов11.

Оправданно принятие комплексных нормативных актов лишь в тех случаях, когда требуется согласование норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих пусть и разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, которые возникают в одной и той же сфере деятельности человека. Из-за требования к организации любой из сфер деятельности человека неизбежно складывается организационное отношение, которое в свою очередь регулируется нормами административного права. Таким образом, Жилищный Кодекс РФ можно отнести к числу комплексных нормативных актов, так как наряду с нормами гражданского права, регулирующими имущественные отношения жилищного найма, в нем содержатся и сопоставимые по объему и количеству норм административного права, регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой площади социального назначения. Принятие комплексных нормативных актов осуществляется не только на уровне законов, но также и на уровне подзаконных нормативных актов.

 


11Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд./ Отв. Ред. Е.А. Суханов., М., 1998. С. 62.

2.5 Нормы международного права, международные договоры

В настоящее время роль России как активного участника международных экономических, культурных связей и сотрудничества растет. Все это говорит о расширении отношений с участием иностранных предпринимателей. Исходя из этого обстоятельства российское гражданское законодательство (как и законодательство других стран) вынуждено включать немало норм, для регулирования такого рода отношений.

Международное право играет важную роль в регулировании международных отношений, ответствующие указания на этот счет содержатся в Конституции Р.Ф. Согласно п.4 ст.15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Данное положение также воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.

Особое место среди международных актов занимают конвенции (многосторонние договоры), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Прежде всего, следует указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Эта Конвенция состоит из 101 статьи, которые посвящены правам и обязанностям контрагентов, порядку заключения соответствующих договоров, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др12.

Возможные коллизии международного и национального законодательства Гражданский Кодекс предотвращает в п. 2 ст. 7 ("если международным договором


12Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М. 1995 г., ст. 64

Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора"). В наше время данная норма включена в п. 4 ст. 15Конституции РФ.

В Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций и конференций, решениях Международного Суда содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757).

Положения международных договоров обычно применяются к регулируемым ими отношениям (непосредственно), так как они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Но бывают случаи, когда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Взять, к примеру, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1983 г., она содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст.10, 11, 20). Положения аналогичные этому содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 п.2 ГК РФ). Положения международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, как оно определено в п.2 ст.3 ГК, но и перед правилами правовых актов, названных в п.6 ст.3 ГК, а также всеми другими нормами гражданского права Российской Федерации.

 

2.6 Федеральный закон  «Об исполнительном производстве» – как источник гражданского права

21 июля 1997 года были приняты Федеральные законы № 118-ФЗ и № 119-ФЗ, вступившие в законную силу 6 ноября 1997 года. В первом говорится «о судебных приставах», во втором «об исполнительном производстве». Данные Федеральные законы были закреплены в рамках проведения правовой реформы в России в соответствии с международно-правовыми документами и Конституцией Российской Федерации. В себе они отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений, предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечивают государством доступ потерпевшего к правосудию и возмещению причиненного ущерба.

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и в тоже время сложные отношения, что все они не могут быть урегулированы Гражданским кодексом. Для этого необходимо множество других законов, развивающих и конкретизирующих его правила и институты.

В новом Гражданском кодексе предусмотрен ряд норм, в которых отражается необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Одна часть из этих законов (главным образом о статусе отдельных юридических лиц) уже принята, другая находится в стадии разработки и обсуждения законодателем.

Значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве позволило принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данный закон регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Для его разработки было необходимо восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Также необходимо было создать правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов, актов других органов, подняв тем самым их эффективность и авторитет в обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам. При реализации этих задач потребовалось создание новых органов принудительного исполнения, имеющие соответствующие полномочия. Опираясь на это, одновременно, был принят Федеральный закон "О судебных приставах", определяющий правовую основу их деятельности, что позволило надежно обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном производстве". Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, и их правовое положение, регламентированы основания применения мер исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты, и правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко изложено содержание некоторых из них, что может создать определенные трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на основе анализа и обобщения судебной практики.

 

 

 

Заключение

В своей работе я рассмотрел понятие и сущность, а также классификацию источников гражданского права. Благодаря рассмотрению этих аспектов я сделал вывод, что источниками гражданского права являются формы выражения гражданско - правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и обычаи.

Источники права в РФ, построенные по определённому (иерархическому) принципу, формируют систему нормативных актов, во главе которых стоит Конституция РФ. По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1. обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2. носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Гражданский Кодекс РФ занимает особое значение в системе гражданского законодательства. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства среди нормативных актов играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. В свою очередь правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы.

В комплексных нормативных актах также содержатся нормы гражданского права. Под комплексными нормативными актами понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. Комплексный характер при этом нормативный акт приобретает только в случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.

Нормы международного права, международные договора РФ тоже являются источником гражданского права РФ. Международные договоры Российской Федерации (как источник гражданского права) имеют приоритет перед ее гражданским законодательством.

Система источников гражданского права и система гражданского законодательства являются неравнозначными понятиями. Гражданский кодекс РФ в настоящее время под гражданским законодательством понимает лишь сам Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы. То есть, понятие источников шире, чем понятие гражданского законодательства.

Всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений способствует многообразие источников гражданского права и это очевидно.

Проведённые исследования в моей курсовой работе показали, что в источниках гражданского права РФ существует множество противоречий, когда один нормативный акт противоречит другому, причём эти противоречия не всегда могут быть устранены по принципу главенства юридической нормы. В данном направлении и предстоит российскому законодателю продолжить работу по упорядочению в нашей стране источников гражданского права.

 

 

 Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Гражданское законодательство в РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Г.з. регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. В соответствии с Конституцией РФ Г.з. находится в ведении РФ и состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, составляющие предмет Г.з., могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ, иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ (иных законов, указов Президента РФ) Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
2 Гражданский кодекс систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях - государства и муниципальных образований). В РФ и других странах, где отсутствуют торговые кодексы, Г.к. регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Основной источник гражданского права.
3 Гражданское право важнейшая (после конституционного права) отрасль российского права, включающая в себя науку Г.п., одноименную учебную дисциплину и гражданское законодательство. Предметом Г.п. являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В предусмотренных законом случаях Г.п. регулирует и иные личные неимущественные (напр., защиту чести и достоинства) отношения. Основным источником является ГК РФ.
4 Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) - структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то Д. представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.
5 Закон 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для 3. характерен особый порядок принятия, специальная законно - творческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, 3. в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические (см. Конституционный закон, Органический закон) и обычные. Обычные 3. делятся на кодификационные и текущие; 2) в широком смысле - нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила.
6 Императивная норма права (лат. jus co-gens; англ. imperative legal norm) – норма права, диспозиция которой выражена в определенной, категоричной форме. И.н.п. содержит абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе ее реализации. Напр., ряд норм ГК РФ* предусматривают обязательные для сторон договора правила поведения или отдельные условия договора. Такие нормы имеют императивный характер, и стороны договора не вправе предусмотреть в нем иные, по сравнению с И.н.п., правила. УК РФ* состоит только из И.н.п. Преимущественно императивный характер имеют нормы процессуального законодательства, определяющие общие правила уголовного и гражданского процесса. И.н.п. в международном праве определяется ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. как норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права , имеющей такой же характер.
7 Инкорпорация (лат. incorporatio) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако И. дает возможность-внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин "И." иногда обозначает включение одного государства в состав другого на основе соглашения.
8 Кодификация деятельность право-творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший нормативно-правовой материал, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. всегда носит официальный характер.
9 Комплексная отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих отношения в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права. К таким отраслям относятся, напр., аграрное право (сельскохозяйственное право) и экологическое право, в состав которых входят нормы административного, земельного, лесного, гражданского, финансового и ряда других отраслей. К.о.п. уже достаточно давно выделены юридической теорией в национальной системе права, имеют соответствующие (весьма развитые) научные дисциплины и учебные курсы. К.о.п. следует отличать от межотраслевых комплексов правовых норм (банковское право, медицинское право и т.п.), которые регулируют более узкую, специфическую сферу деятельности и редко выделяются в специальный учебный курс.
10 Конституция Р.Ф основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
11 Международный договор Соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Основной источник международного права. М.д. - родовое понятие, охватывающее договоры, соглашения, пакты, трактаты, конвенции, декларации, коммюнике, протоколы и т.п. Твердо установленного значения тех или иных названий не существует. Независимо от наименования все М.д. имеют одинаковую юридическую силу. По числу участников делятся на двусторонние и многосторонние (региональные или универсальные): Если в М.д. могут участвовать любые заинтересованные государства, то он называется открытым.
12 Нормативный правовой акт письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н.п.а. издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н.п.а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

 Список использованных источников

Нормативно - правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: 2003;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 26.11.2002). - "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32;

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 29.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 26.11.2002 ) . - "Собрание законодательства РФ", N 5;

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ - «Собрании законодательства Российской Федерации» от 3 декабря 2001 г. N 49;

6. Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991, № 26;  

7. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и                     вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

8. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ. - "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N30.

 

 

    

 

 

Научная и учебная литература

 

1. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПБОЮЛ А.В. Ротников, 2000;

 2. Гражданское право. Часть первая: Учебник//Отв.ред. В.П.Мозолин, А.И.Масляев. – М.: Юристъ, 2005;

3. Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд.// Отв. Ред. Е.А. Суханов, М., 1998;

4. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М. 1995 г.

5. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Советское государство и право. 1981, N 3;

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) Под ред. О.Н. Садикова // М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 1997;

7. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общей редакцией Брагинского М. И.);

8. Кулапов В.Л. Формы права//Теория государства и права: Курс лекций//Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. - М.: 2001;

9. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение, 1992 г., N 2;

10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: 1999;

Приложение А

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Подзаконные нормативные акты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подзаконные нормативные акты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)