Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики



2020-02-04 216 Обсуждений (0)
Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные государства в большинстве развитых стран довольно активно проводят макроэкономическую политику. Необходимость в этом впервые возникла в годы Великой депрессии, показавшей, что рынок сам по себе не может справляться с подобными катаклизмами. Примененные тогда меры антикризисной политики оказались весьма успешными. Они положили начало созданию системы макроэкономического регулирования, сочетавшей косвенные меры воздействия с прямыми бюджетными вливаниями с целью расширения совокупного спроса (инвестиционного, потребительского) и с организацией массовых общественных работ на строительстве дорог и других инфраструктурных объектов. Затем антикризисные мероприятия, включающие в себя прежде всего антициклические меры и борьбу с инфляцией, стали проводиться регулярно и носить упреждающий характер. Столкнувшись в 1970-е годы со стагфляцией, когда инфляция перестала стимулировать экономический рост и раскраивалась в условиях стагнации и спада производства, правительства ужесточили денежно-кредитную политику, ограничили государственные расходы и сократили бюджетные дефициты, стали больше внимания уделять уменьшению безработицы и открытию новых рабочих мест.

В тех странах, которые нуждались в быстром восстановлении и модернизации своего хозяйства, антикризисные меры дополнились разными средствами долговременного и целевого регулирования экономики с целью ускорения экономического роста и структурной перестройки промышленности и других отраслей. Государства стали проводить целенаправленную промышленную и структурную политику, стимулируя развитие перспективных отраслей, переоснащение их новой передовой техникой, внедрение научно-технических инноваций. В некоторых странах стало практиковаться индикативное планирование, разработка конкретных производственных программ, поддержка приоритетных направлений развития бизнеса и экспортной экспансии.

В 1980-е годы, когда во многих странах был взят курс на либерализацию, приватизацию и дерегулирование, произошло снижение прямого участия государства в экономических процессах, которое было заменено другими формами воздействия, более адекватными условиям начавшейся экономической глобализации. Место общенациональных планов заняли более узкие целевые программы содействия инновационному и конкурентоспособному развитию наиболее перспективных отраслей и производств,причем эти программы разрабатываются и реализуются при сотрудничестве государственного и частного капиталов и выходят далеко за пределы границ одного государства.

Государственная поддержка теперь оказывается торговой и производственной экспансии транснациональных корпораций, созданию сетевых компаний, располагающихся на территории нескольких стран. Делается это в основном путем устранения ненужных помех в функционирований рыночных механизмов не только внутри отдельных стран, но и на мировом рынке, где лоббируется снижение таможенных барьеров и устранение преград для передвижения капитала в интересах крупных игроков из развитых стран. Изменение методов государственного регулирования продиктовано новыми условиями, в которых сегодня оказалась экономика как отдельных стран, так и все мировое хозяйство.

Все большее значение в современных условиях приобретает содействие государства развитию науки и научно-исследовательских работ. На это выделяются из бюджета немалые деньги, составляющие 40-55 % всех расходов на НИОКР и направляемые на самые передовые научные направления (электроника, информатика, биоинженерия, нанотехнологии и др.). Целевые программы объединяют ресурсы государства, корпораций, университетов, венчурного бизнеса. Правительства инициируют и поддерживают создание технопарков, билнес-инкубаторов, зон передовых технологий, исследовательских центров с участием малого бизнеса и вспомогательных организаций, оказывающих консультационное, информационное и организационное содействие. Через поддержку и финансирование научных исследований и внедрения инноваций государство имеет возможность влиять на перспективы развития прогрессивных отраслей и общую эффективность и конкурентоспособность экономики.

Наше государство также оказывает содействие развитию науки. Так, например, в 2006 году одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в 2007 году утверждена Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и т.д.

Важной сферой государственной деятельности служит региональная политика, которая проводится во всех странах, но она особенно необходима для обширных территорий с разным уровнем развития и сильно отличающимися условиями их регионов, для стран с разнородным национальным составом населения. На этицели ежегодно выделяются значительные бюджетные средства, предназначенные для выравнивания уровней развития регионов и стимулирования хозяйственной деятельности, развития социальной сферы, подъема образования и культуры. Особенно важна такая политика для стран с разнородным национальным составом населения.

В настоящее время Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с Протоколом оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации от 15 сентября 2008 года, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 27 сентября 2008 года, направило на согласование проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. В данной концепции определена базовая цель региональной политики на обозримую перспективу, которая выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан независимо от места их проживания в реализации своих социальных и экономических прав. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий. [29]



2020-02-04 216 Обсуждений (0)
Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)