Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнеэкономическое регулирование



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Внешнеэкономическое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Долгое время важнейшей и исключительной функцией государства было регулирование внешней торговли и валютных отношений. По мере формирования единого мирового рынка, углубления международного разделения труда и особенно с началом экономической глобализации в большинстве стран произошла либерализация внешнеторгового и валютного режимов, повысившая степень открытости национальных экономик.

И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом.

В прошлом курсы иностранных валют устанавливались по воле государственных органов с учетом реального положения национальной денежной единицы и задач внешнеторговой политики. Изменения курсов проходили путем девальвации или ревальвации национальной валюты и имели важные последствия для финансового состояния хозяйственных единиц, экспортеров и импортеров, целых отраслей экономики. Позднее государство стало прибегать к более мягким средствам регулирования валютных курсов, устанавливая «коридоры», в пределах которых эти курсы могли колебаться. В настоящее время формирование и изменение курсов проходят на валютных рынках в зависимости от соотношений между спросом и предложением иностранных и отечественных денег. Главным средством валютного регулирования стали интервенции центральных банков, которые либо скупают излишнюю иностранную валюту, либо продают ее из своих золотовалютных резервов, изменяя тем самым стоимость национальной денежной единицы. Это очень сложный инструмент воздействия, который затрагивает многие другие макроэкономические параметры и может непосредственно влиять не только на внешнеэкономические процессы, но и на темпы инфляции, работу банков, бюджетную сферу в соответствующих странах.

В России валютное регулирование осуществляет Центробанк согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». Несколько лет назад государством был выбран курс на создание свободно конвертируемого рубля. В этих целях были сняты запреты на перевод рублей за границу, была уменьшена доля обязательной продажи валюты банками России и т.д.

В последние месяцы 2008 года в связи с финансовым кризисом продолжается отток капитала из нашей страны, что приводит к ослаблению номинального курса рубля. В ноябре Банк России в рамках мер, направленных на снижение оттока капитала из страны и сдерживание инфляции, принял решение о повышении ставки рефинансирования и процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, проводимым Центробанком. Ставка рефинансирования была повышена с 11% до 12% годовых. Кроме того, 11 и 24 ноября 2008 года Банк России расширял коридор допустимых колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины на 30 копеек в каждую сторону и поддерживал последние месяцы курс рубля за счет продажи золотовалютных резервов [23, 11].

Таможенная и внетаможенная защита национальной экономики долгое время была главным средством ограждения страны от негативного воздействия внешнего рынка и стимулирования отечественного производства. На практике применяются не только импортные таможенные тарифы, но и экспортные в тех случаях, когда необходимо ограничить вывоз за границу товаров, нехватка которых на внутреннем рынке приводит к росту цен. В эпоху глобализации начался процесс снижения уровня таможенной защиты и устранения других запретов, ограничивающих импорт (отмена валютного и товарного контингентирования, отказ от системы административных ограничений). Страновые таможенные тарифы стали заменяться или ограничиваться международными, устанавливаемыми Всемирной торговой организацией, которая все больше берет на себя функции внешнеторгового регулирования. Ее регламенты принимаются при участии всех государств-членов, которые имеют возможность защищать свои интересы как в процессе принятия коллективных решений, так и при приеме в ВТО новых членов, к которым любое государство может предъявить свои претензии и требования.

Таможенное регулирование в России осуществляется Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе». Таможенный кодекс предусматривает уплату следующих таможенных платежей: таможенной пошлины, НДС и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию России, и таможенных сборов, которые взимаются таможенными органами за предоставляемые ими услуги.

Каждое государство заинтересовано в развитии собственного экспортного производства и в повышении конкурентоспособности своих товаропроизводителей. Эта заинтересованность выражается в стремлении оказать содействие экспортоориентированным предприятиям с целью облегчения их выхода на внешние рынки. Применяется целый арсенал средств: кредитование экспортного производства и поставок на экспорт товаров с длительным циклом производства и окупаемости, освобождение от налогов и таможенных пошлин ввозимых в страну сырья и комплектующих изделий, предназначенных для собственного экспортного производства, стимулирование производственной кооперации и освоения выпуска лицензионных изделий отечественной промышленностью. Одновременно принимаются меры к повышению конкурентности внутренней экономики, к улучшению административной среды хозяйствования и более комфортным условиям для занятия бизнесом, к созданию привлеки тельного режима для иностранных инвесторов, которые все больше уравниваются в правах с отечественными предприятиями, а в некоторых странах получают более благоприятный статус.

В ноябре 2008 г. был одобрен Госдумой и Советом Федерации закон «О внесении изменений в статью 3 Закона «О таможенном тарифе». В целях оперативного и более гибкого применения мер таможенно-тарифного регулирования и государственной поддержки нефтяной отрасли в связи со снижением мировых цен на нефть законопроект предусматривает сокращение срока действия ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные нефтепродукты с 2-х до 1-го календарного месяца. По новой методике расчета пошлина на вывоз сырой нефти из России с 1 декабря 2008 г. снижается с 287,3 долл/т до 192,1 долл/т. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снижаются с 205,9 долл/т до 141,8 долл/т, а на темные нефтепродукты – со 110,9 долл/т до 76,4 долл/т [23, 34].

Ни одно государство не отказывается от проведения внешнеторговой политики, направленной на использование сравнительных преимуществ страны перед иностранными конкурентами, на развитие сырьевого, научно-технического, инновационного, кадрового потенциала, способствующего прогрессу и повышению международной конкурентоспособности экономики. Немаловажное значение имеет регулирование географического направления внешней торговли, приоритетных связей с отдельными странами и регионами. Важной прерогативой государств является выбор не только двусторонних партнеров, во и принятие решений об участии в международных организациях и региональных сообществах. Пример создания, расширения и деятельности ЕС весьма поучителен. Объединившиеся государства проводят совместную внешнеэкономическую политику ограждают свое пространство от международной конкуренции едиными таможенными пошлинами, защищают свои коллективные интересы на переговорах с внешнеторговыми партнерами, принимают меры по диверсификации внешних поставщиков энергоносителей и сырья ради обеспечения своей безопасности и устранения односторонней зависимости от других стран. Опыт ЕС в области регулирования внешнеэкономических связей дает представление о масштабах воздействия на эту чувствительную сферу, ибо проводимая им политика является выражением общих устремлений соответствующих стран, которые благодаря этой организации имеют возможность принимать дополнительные меры к стимулированию своих экономических и политических отношений с внешним миром.



2020-02-04 220 Обсуждений (0)
Внешнеэкономическое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнеэкономическое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)