Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ



2020-02-04 297 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возникновение российского рынка ценных бумаг исторически восходит к эпохе правления Екатерины П, когда в 1769 г. Россией был размещён в Голландии (Амстердам) первый государственный внешний заем. В дальнейшем государство продолжало регулярно покрывать свои потребности в финансовых ресурсах за счёт размещения крупных займов на заграничных рынках.

Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились при правлении Александра I в связи с известным Высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. В 1817 г. была сформирована Государственная комиссия погашения долгов, в ведении которой находились государственные процентные бумаги.

Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным одним процентом (грация), которые выплачивались ежегодно. Их доходность была выше, нежели предоставляемая государственными кредитными конторами, поскольку последние в силу традиций и ряда других факторов пользовались повышенным доверием широкой публики. Кроме того, государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казённых сборов и пошлин, что также было призвано способствовать повышению их привлекательности.

Государство стало регулярно использовать и этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие дефицита бюджета за счёт него не превышало 10% вплоть до середины ХIХ века. Основная доля поступлений в казну шла за счёт внешних займов. С этого времени российские государственные облигации начали активно обращаться на биржевом и внебиржевом рынках страны.

В течение ХIХ - начала ХХ веков российский державный бюджет отличался хроническим дефицитом, поэтому государство систематически осуществляло эмиссии облигаций. Традиционно они выпускались в разных вариантах - именные и предъявительские, купонные и бескупонные и др. Именные облигации могли конвертироваться в предъявительские и - наоборот, при участии Государственной комиссии погашения долгов. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, в то время как обратная процедура требовала от них определённых расходов.

По периоду обращения облигаций государственные займы Российской Империи делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов, объём непогашенной задолженности, которому по этим займам первоначально был ограничен суммой 50 млн. руб., а в начале ХХ века - существенно расширен. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход.

К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет соответственно для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а доходность последующих серий достигала 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода, а также принимались Государственным банком и Казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости. Билеты Государственного казначейства сохраняли свою платёжеспособность на протяжении ещё 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и по существу выполняли функции процентных денег.

Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50 - 80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, т.е. ренту, однако правительство в соответствии с законом имело право погашать их по номинальной стоимости. Такая процедура могла проходить тиражами с обязательным предъявлением бумаг к погашению или путём их свободной скупки на бирже. Последний вариант объясняет очень долгое нахождение в обращении отдельных выпусков российских бессрочных бумаг, эмитированных ещё в начале ХIХ века.

Завершая характеристику государственных ценных бумаг Российской Империи, следует упомянуть и т.н. гарантированные бумаги. К ним относились, как правило, акции и облигации российских железнодорожных компаний, имевшие срочные или бессрочные правительственные гарантии. Наличие таких гарантий обеспечивало держателям бумаг безусловное получение в срок установленных процентов и минимальных дивидендов, несмотря на проблемы, возникавшие у эмитентов. Такая практика позволяла стимулировать привлечение капитала, особенно иностранного, в частный сектор экономики страны.

Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 г. Закона о промышленных обществах. Объём оборота новых видов ценных бумаг в России долгое время оставался незначительным в сравнении с государственными облигациями, а также по отношению к развитым зарубежным рынкам. Это было связано с традиционным относительно слабым развитием частного предпринимательства в стране. В начале ХХ века в России насчитывалось немногим более 1,5 тыс. акционерных компаний, что безусловно было недостаточным для огромной державы. В основном на рынке котировались акции железных дорог, коммерческих и земельных банков, а также нефтяных, металлургических и страховых компаний.

Согласно действовавшему общему законодательству, акции являлись именными ценными бумагами. Тем не менее, в соответствии с уставами акционерных компаний, положения которых имели приоритет над общим законодательством, зачастую осуществлялась эмиссия предъявительских акций. Поэтому они доминировали в обороте этого сегмента рынка.

И, наконец, в третьей четверти ХIХ века, в период правления Александра П, на российском рынке появились долговые ценныебумаги городов, т.е. местных органов власти. Их привлекательность существенно уступала государственным облигациям, несмотря на повышенную доходность. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, а также обладали довольно длительными сроками обращения - до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная их часть размещалась за границей. Российские местные ценные бумаги долгое время были редким явлением, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках и лишь в начале ХХ века этот рынок немного оживился. В этот период более 60 городов России выпускали местные займы, однако подавляющая часть их эмиссии всё же была сосредоточена в нескольких крупных центрах, в частности в С.Петербурге и Москве.

Торговля ценными бумагами в Российской Империи проводилась, главным образом, фондовыми отделами товарных бирж и Государственным банком, при посредничестве коммерческих банков. Операции с ценными бумагами первых выпусков государственных займов начали проводиться С.Петербургской товарной биржей, а затем и Московской. Ими были разработаны и использованы на практике первые правила осуществления фондовых операций, которые в последующем были усовершенствованы и распространены на других участников биржевого рынка. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская, Харьковская и др.

Биржевая публика, посещавшая фондовые отделы, делилась на ряд категорий: действительные члены, постоянные посетители, представители Министерства финансов и гости. Первыми являлись агенты банковских учреждений и отдельные лица, обладавшие т.н. промысловыми свидетельствами первого разряда на проведение банкирских операций. Они, без посредничества фондовых маклеров, могли заключать биржевые сделки, используя своих уполномоченных и подручных. Вторыми были лица, обладавшие т.н. промысловыми свидетельствами первой купеческой гильдии, и наделённые правом заключения сделок только при посредничестве биржевых маклеров.* Представители Министерства финансов осуществляли установленные законом надзорные функции за биржевой деятельностью и проводили сделки с ценными бумагами и валютой от имени и за счёт Государственного банка и Казначейства. Гости, при наличии рекомендаций действительных членов, допускались на биржу без права заключения сделок. Прочая публика, как правило - мелкие инвесторы, не имея доступа на биржу, могла осуществлять фондовые сделки через посредников, открывая специальные счета в банках для оплаты необходимых расходов и зачисления полученных доходов.

Руководство деятельностью фондовых отделов товарных бирж осуществлялось Советами, избираемыми на общих собраниях действительных членов, персональный состав которых подлежал утверждению Министерством финансов. Круг функций, выполняемых Советами, включал: разработку и утверждение правил фондовых сделок; принятие решений о допуске ценных бумаг к котировке; установление размеров вознаграждений маклеров; урегулирование споров по сделкам; определение порядка проведения общих собраний и др.

Маклеры, назначаемые на должность Министерством финансов по представлению Советов фондовых отделов бирж, выполняли исключительно посреднические функции, т.е. не имели права совершать операции от своего имени и за свой счёт. Их вознаграждение по основным видам ценных бумаг составляло 0,1% от суммы сделки с каждого её участника.

Информация по совершённым сделкам обобщалась котировальной комиссией для составления сводных бюллетеней котировок ценных бумаг, которые публиковались в таких известных в то время изданиях, как Биржевые ведомости и Торгово-промышленная газета, а также представлялись в Министерство финансов.

Начало Первой мировой войны ввергло фондовый рынок Российской Империи, как

и многие другие европейские рынки, в глубокий кризис. К середине 1915 г. на нём наметилась тенденция оживления деятельности, однако политическая нестабильность в стране не позволила фондовому рынку полностью восстановиться.

После февральских событий 1917 г. экономическое положение страны стало серьёзно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Из двух главных источников - получения новых кредитов у военных союзников и осуществления внутренних заимствований, ставка была сделана главным образом на второй. С этой целью были подтверждены все прежние государственные долговые обязательства, существенно упрощён порядок акционирования, а также либерализирован допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок, что вскоре позволило его относительно стабилизировать.

Крупнейшие банки страны подписали соглашение с Министерством финансов о размещении т.н. Займа свободы 1917 г. - первой эмиссии долгосрочных облигаций Временного правительства. Вследствие высокой инфляции в стране результативность его размещения оказалась чрезвычайно низкой. Поэтому, одновременно с этим, были предприняты попытки выпуска ещё двух займов - выигрышного и железнодорожного, но они также не имели успеха.

Ещё одной неудачной и последней попыткой Временного правительства стал проект принудительного "Российского государственного 5,5% военного ликвидационного займа 1917 г.*

Срок его обращения по проекту составлял 20 лет, а объём - 10 млрд.руб. Заем был предназначен для подписки среди строго

определённых категорий физических и юридических лиц - в большей части представителей крупного капитала. Облигации могли

приниматься в залог, доходы по ним освобождались от налога и

предполагалось их свободное обращение на внутреннем рынке. Однако правительство не решилось на реализацию займа, поскольку из-за эскалации военных действий и крупных неудач на фронте, его успех стал нереальным. Этот опыт представляет интерес и сегодня, ввиду определённой аналогии экономической ситуации в стране.

Таким образом, к началу ХХ века российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался - как структурно, так и функционально, достигнув апогея в 1914 г. Однако, по степени развития, в силу объективных причин, он в целом отставал от западных соседей, особенно Германии, Франции, Англии и США, а к концу 1917 г. - практически прекратил своё существование.

ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В СССР. После очередной смены политической власти в стране, декретом ВЦИК, в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к НЭПу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922 - 1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго т.н. хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер - срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами - по усмотрению держателей. Максимальный номинал хлебных облигаций, например, составлял 100 и 10 пудов ржи - соответственно для первого и второго займов. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательными для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства.

Эти же годы ознаменовались первым в СССР выпуском долгосрочного займа, именовавшегося в обиходе золотым займом 1922 г.* Период его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в т.ч. выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для

владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога облигаций и др., однако успеха не имел. Это послужило вынужденной причиной организации его принудительного размещения, что стало широко практиковаться с этих пор.    Принудительно     размещались:   второй государственный выигрышный заем 1924 г.; ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений; займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих и др. Однако, в период 1922 - 1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например, т.н. крестьянские. Они были вполне привлекательными для вкладчиков, но не достаточно эффективными для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращён.

В 1924 - 1925 гг. предпринимались меры для преодоления синдрома принудительных займов. Наркомат финансов практиковал фондовые интервенции, т.е. активно скупал государственные ценные бумаги, что способствовало значительному оживлению этого рынка.

Купля - продажа государственных ценных бумаг изначально проводилась Госбанком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации 1927 - 1928 гг. первичного и вторичного рынков, единственным посредником между государством и населением стал выступать институт сберкасс. Все расходы по обслуживанию государственных займов финансировались за счёт бюджета страны.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением СТО в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.

 Суммарный капитал таких учреждений, в т.ч. банков, превышал к 1925 г. 300 млн.руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил всё же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга

акционеров, что выражалось имевшими место запретами частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и др. центрах. Их организационные основы во многом совпадали с устоями царской биржи, поскольку вся деятельность фондовых отделов ещё более жёстко контролировалась и регламентировалась государством.

Определённое время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, однако, вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основная их масса производилась с государственными облигациями и непрерывно возрастала. Если в 1923 - 1924 гг. среднемесячный объём сделок с государственными облигациями был порядка 3 млн.руб., то в 1925 - 1926 гг. он превышал уже 16 млн.руб.*

Главными участниками биржевой торговли выступали кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц занимали порядка 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Итак, во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период НЭПа - напротив, являлся прерогативой физических лиц и, буквально, был уличным и стихийным. Однако, утверждение Наркоматом финансов Положения о московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г., положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи или "американки" - в обиходе, начали функционировать при фондовых отделах отдельных крупных товарных бирж - в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными участниками "американок" стали кредитные учреждения, частные предприятия и физические лица. Доступ государственных и кооперативных учреждений на них имел определённые ограничения.

Управление "американками" отличалось существенно большей либеральностью по сравнению с фондовыми отделами 

бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Прецедент создания вечерних бирж не имел аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков.С завершением периода НЭПа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

В период с начала 30-х по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объём заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот

период. Объём заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд.руб., а в течение 1941 - 1945 гг. - более 76млрд.руб.*

После войны, параллельно с денежной реформой, была проведена конверсия займов, распространённых среди населения в период 1936 - 1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых займов. Всего, начиная с 1947 г., были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд.руб. (в масштабе цен, после реформы 1961г.). Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 20-е годы они приносили годовой доход в 6 - 12%, то в последующем он составлял лишь 2 - 4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоёв населения. В 50-е годы, например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн.чел.

Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно

предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке

на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии

государственных бумаг на длительное время была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных сроков - с 1974 г. и завершилось к концу 1991 г. В 60-е годы было осуществлено размещение лишь одного государственного 3%-го выигрышного займа, завершившего своё обращение в начале 80-х. Практика масштабных заимствований возобновилась с выпуском в 1982 г. нового 3%-го выигрышного займа. Облигации свободно продавались и покупались государством в течение всего срока обращения, а в 1990 - 1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал.

В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разнообразных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 20-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привёл к прекращению его размещения.

Произошёл также выпуск государственных казначейских обязательств 1990 г., сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре, в целях повышения их привлекательности, срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.

В это же время, на шестнадцатилетний срок, произошла эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-го займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.

И, наконец, в середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8,5%-го займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР, приемником союзных долгов стала Россия.

Эмиссия частных ценных бумаг, практически полностью отсутствовавшая в стране с начала 30-х по конец 80-х годов, стала возрождаться в виде появления суррогатов акций и негосударственных облигаций. В 1986 - 1987 гг. Львовское ПО Конвейер, получившее статус "государственного акционерного социалистического предприятия", первым выпустило бумаги, названные акциями, хотя они не могли в принципе изменять отношений собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующего правового обеспечения, последовали многие другие предприятия. Мотивом служило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда работников, пробудив у них чувство хозяина, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического переоснащения производства.

В целях упорядочения этой стихийной практики, Совмин СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг, которое узаконило статус т.н. "акций трудового коллектива", предназначенных для работников коллективов, и т.н. "акций предприятий и организаций" - для размещения среди юридических лиц. Практиковались также правительственные решения по переводу на акционерную форму собственности отдельных предприятий, например АО КАМАЗ, АО «Пермавиа» и др. Это стало очередным шагом на пути возрождения рынка реальных долевых ценных бумаг. Процесс становления акционерной формы собственности в общих чертах был завершен с принятием Совмином СССР в середине1990 г. известного Постановления об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и положения о ценных бумагах. Немногим более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1,5 тыс. АО и ООО, суммарный уставный капитал которых в действовавшем масштабе цен превышал 25 млн.руб.

Первые АО, образованные на основе собственности государственных предприятий и будучи обществами закрытого типа, не продавали свои акции на рынке. Открытое размещение акций стало практиковаться в конце 1990 - начале 1991 гг. в торгово-посреднической сфере, особенно с появлением многочисленных акционерных организаций, именовавшихся, не вполне справедливо, товарными биржами. Их акции пользовались спросом и быстро росли в цене. Этим же путём начали формировать свои капиталы и коммерческие банки, например Менатеп, Инкомбанк, Мосбизнесбанк и др. Открытую продажу ценных бумаг на рынке стали практиковать появившиеся инвестиционные компании, в частности, ВПИК, РИНАКО, НИПЕК* и др.

В конце 1991 - начале 1992 г. на фондовом рынке страны появились в обращении акции иностранных, преимущественно американских, компаний, например Bank of America, Boeing Comp., Chrysler Corp., Hitachi, Xerox и многие другие.

С развитием рынка частных ценных бумаг в стране начал возрождаться и институт фондовой биржи. В числе первых, в ноябре 1990 г., были учреждены Московская международная фондовая биржа (ММФБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году образовались Ленинградская  (в последствии С.Петербургская), Сибирская, Балтийская, Нижегородская, Российская (преобразована из фондового отдела РТСБ) и другие фондовые биржи. Их учредителями выступали крупные организации и предприятия различных сфер деятельности. Например, в число 24 участников ММФБ входили союзное и республиканское министерства финансов, ряд других министерств и ведомств, Российский сбербанк, Мосбизнесбанк и т.д.

Учредителями МЦФБ стали 123 участника - преимущественно крупные промышленные предприятия и организации.

В связи с дефицитом ликвидных ценных бумаг на рынке, главный предмет биржевых сделок определённое время составляли кредитные ресурсы, валюта, брокерские места и др. Основная масса сделок с акциями приходилась на внебиржевой оборот. Его участниками выступали многочисленные компании и фирмы, проводившие операции посредством телекоммуникационных сетей, при содействии образованной в это время Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В 1992 г., для усиления регулирования деятельности фондового рынка, была

Создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ.

В её состав вошли представители фондовых бирж, Центрального банка, Министерства финансов, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и др. Кроме того, фондовые биржи начали формировать органы своего саморегулирования, первым из которых стала Федерация фондовых бирж, призванная осуществлять информационно-консультативное обеспечение участников и координацию биржевой деятельности. Особый этап развития отечественного фондового рынка связан с появлением на нём в октябре 1992 г. государственного приватизационного чека, называвшегося в обиходе ваучером. Он бесплатно выдавался всем совершеннолетним гражданам страны и в течение установленного времени обменивался на акции приватизированных государственных предприятий. Целью эмиссии ваучера декларировалось желание государства видеть поголовно каждого гражданина страны собственником части приватизированной государственной собственности. Однако их выпуск в силу известных причин изначально имел проблематичный характер, что не позволило достичь провозглашённых целей.

Таким образом, с определённым допущением можно считать, что в начале 90-х годов XX века, после длительного перерыва, в России вновь начал функционировать рынок ценных бумаг.

 



2020-02-04 297 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)