Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоги России послереформенного периода



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Налоги России послереформенного периода 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2 История налогообложения России

2.1.Налогообложение от Древнерусского государства до Средневековья.

2.2. Реформа Петра I.

2.3. Налоги России послереформенного периода.

2.4.Государственные налоги России в XIX веке.

2.5. Налогообложение в начале XX века, НЭП.

Налогообложение от Древнерусского государства до

Средневековья

Несколько позже, чем в Западной Европе стала складываться финансовая система Руси. Объедине­ние древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным ис­точником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как пишет историк СМ- Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, ви­димо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В сле­дующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зави­симости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Ки­ев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945). Как пишет Н.М. Карамзин, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным на­логом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели "двойного налогообложения", и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" — за перевоз через реку, "гостиная" пошлина — за право иметь склады, "торговая" — за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение това­ров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, — самими русскими князья­ми. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота,

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, как об этом говорит С.М. Соловьев, начался с того, что Мамай требовал от Дмитрия Донского дани, какую предки Дмитрия Донского платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняже­ского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димит­рий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей.

А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается "выход" сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были по­шлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княже­ству новых земель при князе Иване Калите (?—1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — пла­тить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, бе­рется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного ли­тья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промы­слов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осьмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход на­звание "таможник" для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского названия денег — "тамга". Помощник таможника назывался мытником.

Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посад­ских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для про­изводства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство за­сек — укреплений на южных границах Московского государства.

Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная оклад­ная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, затем земли и владения всех представителей власти.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в пе­риод татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний оп­ределялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно пре­дусматривало измерение земельных площадей, и определение на этой основе налогов. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевла­дельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну.

Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены опре­деленным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись,

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а "по животам и промыслам". Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги; ямские деньги, стрелецкая подать.

Главными косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Од­нако стройной системы управления государственными финансами не суще­ствовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ боль­шого прихода.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили до­вольно точно определить бюджет государства. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых на­логов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с вы­даваемых оттуда грамот — неокладные сборы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических ша­гов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Ми­хайловича прибегало к экстренным сборам.

С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т.е. прямые налоги "с животов и промыслов" поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята по­пытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Вылов­ленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном коли­честве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у лю­дей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интен­сивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более ра­зумных основаниях. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав, имевший явно протекционистский характер.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

 

Реформа Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшие­ся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Вели­кого (1672—1725). Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разра­ботка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и ма­нуфактур. Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом преду­сматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлур­гия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парус­ное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционист­скую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчи­ков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало совершенствования торговли. Тор­говлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Тверцу, на­чаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капита­лы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота тре­бовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, кора­бельные, подать на покупку драгунских лошадей; вводились и другие нало­ги. Царь учредил особую должность — прибылыциков, обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", т. е. изобретать новые источники до­ходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные веро­вания. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную по­дать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения — переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая сошным письмом. С 1679 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огоражи­ваться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. Размер подушной подати был определен следующим обра­зом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское на­селение, получился 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную расклад­ку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Глав­ный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заклю­чается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что коли­чество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Есть и третий — налог рас­кладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слобод­ских людей — описывались не только их дворы, характер промыслов и ре­месел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельско­хозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штате-контор-коллегия. Первой из них было поручено надзи­рать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались до­ходы, размер которых известен заранее, например, подушная подать, неок­ладные — таможенные пошлины, откупа, налог с заводов и другие, размер которых заранее известен быть не может. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах.

Штате-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Гене­ральным штатом государства. Главные статьи расхода — это содержание ар­мии и флота. Для контроля расходования денежных средств была создана Ревизией-коллегия.

Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изме­нения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в доста­точном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торго­вых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представите-лей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государе­вых волостей было предоставлено право "буде они похотят" управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был круп­ный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных на­логов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных нало­гов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

 

Налоги России послереформенного периода

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить в расстрой­ство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693-1740).

Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 до 30 коп. за пуд, временно запрещен вы­воз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложе­ние купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подуш­ную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гиль­диям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а меща­нами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объ­являл о своем капитале каждый купец сам "по совести". Проверки имущест­ва не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Алексан­дра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий.

Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. "подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете". Такой счет не должен стеснять плательщиков "в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей. Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г., уже после смерти императрицы, российские гу­бернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия поч­вы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены от­дельные подушные оклады.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведо­вала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Ка­зенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции из­менялись. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение само­стоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюдже­ты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи.

В 1811 г. Управление финансами было разделено между тремя ведомст­вами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Го­сударственное Казначейство ведало расходами. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Политические события в Европе начала прошлого века, война с Наполе­оном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превы­шали доходы. В это время была разработана программа финансовых преоб­разований — "план финансов", связанная с именем крупного государствен­ного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала прове­дение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.

План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Возросли акцизы, подушная подать. Доход помещи­ков с их земель обложили подоходным прогрессивным налогом. Увеличи­лись питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с купцов. Воз­рос гербовый сбор. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно произво­дилось сокращение государственных расходов. На наш взгляд, до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М. Сперанским и утвержденные Государствен­ным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются в следующем.

Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый рас­ход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему ис­точник дохода.

Расходы должны разделяться:

1) по ведомствам;

2) по степени нужды в них — необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные — кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные — кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные — кои употребляются на предметы для правительства посторонние;

3) по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительст­ва, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

4) по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расхо­ды. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;

5) по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки1.

Через несколько лет после "плана финансов" появился в России первый крупный труд в области налогообложения: "Опыт теории налогов" Николая Тургенева (1818 г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали рабо­ты западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечест­венный опыт.

 Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введе­ния или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики конца XX столетия.

Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промыш­ленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободы от налогов.

Классификацию налогов Н. Тургенев дает следующую:

I. Налоги с дохода от земли.

1. Налоги с чистого дохода.

2. Десятинная подать.

3. Налоги с дохода от рудокопных заводов.

4. Налоги со строений.

II. Налоги с дохода от капиталов.

1. Налоги с денежных капиталов.

2. Налоги с капиталов, употребляемых в ремеслах.

Это плата за свидетельство, патент или знак, выдаваемые ремесленникам, налоги с извозчиков, разносчиков и т.д.

III. Налоги с самих капиталов.

Их не должно быть, но они существуют.

Сюда, в частности, относятся налоги на наследства и дарения, налоги на сделки в виде гербового сбора.

IV. Налоги с заработной платы.

V. Налоги со всех источников дохода без различия.

Сегодня мы назвали бы это налогом с совокупного годового дохода.

VI. Налоги на потребление.

Акцизы на соль, табак, алкогольные напитки, мясо, муку, хлеб и пр.; внешние и

внутренние таможенные пошлины. Главная цель внешних таможенных пошлин

не столько фискальная, сколько поддержка отечественной промышленности.

VII. Чрезвычайные налоги.

 

 



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Налоги России послереформенного периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоги России послереформенного периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)