Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства.



2020-02-04 949 Обсуждений (0)
Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Билеты по истории церкви

Оглавление

1. Периодизация истории Русской церкви в исторических исследованиях. 1

2. Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства. 2

3. Крещение Руси. 4

4. Христианизация Руси после крещения. Двоеверие. 5

5. Церковь и великокняжеская власть 10-14 века. 6

6. Уставы великих князей Владимира и Ярослава как источники по истории церкви. 7

7. L Приходское духовенство в 10-16 веках. 9

8. Монашество в 11-16 веках. 9

9. Церковь и древнерусская книжность. 10

 

 

Периодизация истории Русской церкви в исторических исследованиях

Традиционное деление истории РПЦ:

· 1. Киевский, или домонголький период (988-1237)

· 2. Московский период до разделения Русской митрополии (1237-1469)

· 3. Московский период до учреждения патриаршества (1469-1587)

· 4. История русской юго-западной Церкви от года разделения 1469 до Брестской унии 1596 (1469-1596).

· 5. Патриарший период (1589-1700) и параллельно Киевская митрополия за то же время.

· 6. Синодальный период (1700-1917)7.

· 7. Послереволюционный период (1917-1941)

· 8. Военный и послевоенный периоды (1941 - 1991)

· 9. Постсоветская эпоха (1991 - )

Некоторые уточнения в хронологию вносит А.В.Карташев:1.Киевский, или домонголький период (нач. в 988)2.Киево-Владимиро-Московский период (1037-1469)далее - так же.

По датам: 988 (989) – Крещение Руси кн. Владимиром Святым; 1237 – Начало монгольского завоевания Руси; 1469 – разделение единой русской митрополии на Московскую и Южную; 1588 – учреждение Патриаршества (первый патриарх Иов); 1700 – Петр I упразднил Патриаршество (последний патриарх Адриан) и учредил Святейший Синод; 1917 – Революция в Российской Империи. Тотальная смена отношения к религии и Церкви; 1941 – Начало ВОВ, Церковь снова приобретает вес, начинается некоторое сотрудничество с правительством; 1991 – Распад СССР. Церковь становится все сильнее и авторитетнее. Первый патриарх в новой России Алексий II.

Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства.

В течение VI - VII вв. славянские племена заселили почти весь Балканский полуостров. По свидетельствам византийских авторов, императоры, не имея средств для отражения славянских набегов, не только предоставляли им земли для заселения, но и вступали в союзнические отношения, а славянские дружины служили в византийской армии. Такое тесное общение двух народов не могло не привести к постепенному принятию плодов византийской культуры нашими предками. Ряд современных исследователей справедливо считает, что в этих походах славян на Византию принимали участие как южные, так и среднеднепровские племена, то есть руссы, а князь Кий (родоначальник киевских князей) был известен самому императору Византии, который пригласил его в Константинополь и оказал ему «великую честь», заключив с ним союз. С большой достоверностью можно говорить о том, что уже в те далекие времена часть руссов, возвращавшихся из походов в Византию, и дружинники, побывавшие с князем Кием в Константинополе, сами приняли крещение. Через них остальная Русь могла непосредственно узнавать о вере Христовой.

Распространению христианства на Руси способствовало её соседство с христианской державой — Византийской империей. Известно, что христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-х годов. Ряд историков церкви предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию (860—861). По некоторым византийским источникам, в Киеве была установлена епископская кафедра. Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.

Письменные источники о первых русских христианах:

1) Византийские жития св. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. В них рассказывается о нападениях русских дружин на Амастриду и Сурож в конце VIII - начале IX вв. В житии Стефана Сурожского рассказывает об осквернении этими дружинами и их предводителем христианских святынь- св. мощи Стефана и Георгия, потом по рассказу последовал божественный гнев и наказание за осквернение, в результате хулиганы уверовали и раскаялись, предводитель (Бравлин) принял христианство.

2) Русь в источниках появляется в 860 г. при сообщении о нападении этого народа на Константинополь, в котором участвовали Аскольд и Дир, результат поход- тоже некоторые его участники крестились. ПВЛ под 882 г. сообщает о том, что на могиле Аскольда впоследствии был построен храм св. Николы, что указывает на факт принятия Аскольдом христианства.

3) Проповеди Святейшего Патриарха Фотияи его «Окружное послание», датируемое 867 годом. В этом Послании святитель сообщал, что русские «променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру... И настолько разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

4) Хронограф Кедрина- также сообщает о фактах крещении я руссов.

5) Тексты договоров Олега и Игоря с Византией, в которых содержатся упоминания о русских-христианах, при чем второй договор свидетельствует о широком их распространении в правящей верхушке.

Через несколько лет после этого в Киев прибыл епископ, он провел ряд проповедей, для убедительности его попросили сотворить чудо (бросить Евангелий в огонь), чудо совершилось, он основывает первую христианскую общину. В связи с этим возникает вопрос о статусе и местонахождении этого епископа, по этому поводу есть ряд точек зрения:

1) Епископ был миссийным и не имел постоянной кафедры в русских землях.

2) Епископская кафедра находилась в Киеве.

Крещение русских дружин в Константинополе в 860 г. имело необычайно важное значение для распространения христианства в Русской земле. Можно с уверенностью говорить не только о наличии среди руссов отдельных христиан, но и о существовании среди них христианской общины, помимо Киева, и в других центрах Руси. С приходом из Новгорода в Киев Олега, несмотря на его антихристианскую политику, христианство не исчезло, лишь немного ушло в подполье. Ко второй половине IX в. - началу X в., христианская Церковь на Руси Киевской уже имела некоторое устроение, она считалось 60-ой митрополией Константинополя.

ВАЖНО: Крещение Болгарии в 864 г. -> именно оттуда, по утверждению ряда историков, на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература.

+ в 855- 856 гг. трудами «просветителей языков словенских» св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия было положено начало славянской письменности. Это было важным этапом на пути христианизации славян, т.к. они получили доступ к богослужебным книгам на родном языке.

Здесь мы перескочим и перейдем к Ольге. После смерти Игоря до совершеннолетия Святослава правительницей становится Ольга. Время правления св. Ольги отражает новый этап в исторической и религиозной жизни русского народа. В летописном рассказе повествуется о путешествии св. Ольги в Константинополь, совершенном ею в 957 году, и о ее крещении там. Известно, что в составе посольства княгини был пресвитер Григорий, по-видимому, священник соборной церкви св. Илии, можно предположить, что присутствие священника в свите княгини Ольги как бы подчеркивало перед византийским двором многочисленность христианских общин на Руси. Примечательно, что при крещении Ольга была наречена христианским именем Елена. Вполне вероятно, что это имя ей было дано в честь св. равноап. Елены, матери Константина Великого, так много потрудившейся для распространения веры в Римской империи. Русские источники свидетельствуют о том, что св. Ольга, приняв истинную веру Христову, не только сама всю последующую жизнь оставалась верной хранительницей этой драгоценной святыни, но и неустанно трудилась для распространения ее истин между своими подданными.

Первой ее заботой было желание обратить ко Христу своего собственного сына - будущего правителя Руси - Святослава. Ольгу вела миссионерскию и храмострительную деятельность, но проводить эту политику она могла только в пределах своих личных дворцов и поместий, т.к. в то время еще сильны были позиции партии язычников, которым сочувствовал воинственный Святослав.

Период, отделяющий кончину св. Ольги († 969) от крещения Руси при св. кн. Владимире, характеризуется в истории нашего христианства наступлением языческой реакции.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

· т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

 

· личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

· крещение Руси Владимиром;

· активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.



2020-02-04 949 Обсуждений (0)
Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути проникновения христианства на Русь. Источники по начальному распространению христианства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (949)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)