Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношения царей и митрополитов/патриархов в 16-17 веках



2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Взаимоотношения царей и митрополитов/патриархов в 16-17 веках 0.00 из 5.00 0 оценок




Сначала надо рассказать про политику Ивана и его судьбу, что был он подозрительный, а бояре всё наглели и наглели, в итоге вот тебе раз! Опричнина- 1564 г. Казалось бы, какая разница церкви с точки зрения политической- ну поделил земли и поделил, не важно, кто правит- единоличный государь или вместе с боярами. Всё бы было бы так, если бы не террор, которым сопровождалась опричнина, Церковь, как оплот православия такого стерпеть не могла.

С началом всей этой авантюры на митрополичьей кафедре был Афанасий. Иван IV, как мы знаем, удалился из Москвы, народ и всё общество захотели его возвращения, с этой целью москвичи обратились к митрополиту, чтобы он как-то вразумил царя и вернул его обратно, была сформирована депутация к царю. Царь принял депутацию, выразил снова свои укоризны боярству и в заключение сказал, что "для отца своего митр. Афанасия и для своих богомольцев архиепископов и епископов" соглашается принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не мешала ему осуществлять расправы над изменниками. Условие было принято, и Иван Васильевич тут же объявил об учреждении нового правительственного органа - опричнины. Но!Хоть церковь и обещала не вмешиваться, но она не могла не протестовать, по нравственным побуждениям, против сопровождавших политику опричнины бесчеловечных жестокостей Ивана Васильевича.

Афанасия на метрополичей кафедре сменил Герман. Герман долго не соглашался принять митрополичий сан, но был "принужден" царем и собором. Через два дня нареченный митрополит имел с царем беседу, во время которой увещевал его оставить свои гонения и жестокости. Вмешательство митрополита разозлило царя, и он удалил иерарха с кафедры, на смену ему пришел еще более ярый противник царского режима- митр. Филипп, хотя царь надеялся найти в нем поддержку.

Св. Филипп (1566 - 1568 гг.). Филипп происходил из боярского рода Колычевых. Посетив Москву (1550-51 гг.), игумен Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Васильевича, который ради него сделал целый ряд щедрых пожалований и драгоценных пожертвований Соловецкой обители. Вызванный в Москву и обласканный царской милостью, Филипп сначала отказался от принятия предложенного ему сана, но, будучи понуждаем царем и собором, откровенно поставил с своей стороны условием отмену опричнины, но в итоге было достигнуто общее соглашение, и Филипп согласился принять сан митрополита.

В мире прошел только один год, а в июле 1567 г. царь начал производить страшные пытки и казни поповоду перехваченных писем польского короля к некоторым из бояр. Филипп попытался как-то остановить царя, но их тайная беседа не усмирила последнего, а только убедила, что митрополит сторонник бояр. Гнев царя на митрополита получил огласку.

Митр. Филипп, поняв, что потерял доверие царя, решил нарушить свой обет молчания в виду непрестанных казней жертв царской подозрительности. В марте 1568 г. митрополит обратился к Ивану Васильевичу в Успенском соборе с открытым обличением в несправедливых жестокостях. Ситуация: на службе царь подошел к митрополичьему месту и ждал благословения. Митр. Филипп, как бы не замечая его, пристально смотрел на образ Спасителя. Тогда, взглянув на Ивана Васильевича, Филипп с пастырским дерзновением и гневным пафосом произнес, что не станет благословлять такого грешка. Позорящего своими жестокими деяниями славу России. Это, естественно, разгневало царя. Конфронтация усиливалась. Царь начал прямо искать повода сместить Филиппа с кафедры. Падение Филиппа было только вопросом времени. 28-го июля, во время крестного хода в Новодевичьем монастыре, св. Филипп заметил пред чтением Евангелия одного опричника стоящим в шапке, выговорил за него государю. Царь оглянулся, но виновного не нашел, так как тот успел снять ее. Услужливые языки тотчас же подсказали государю, что митрополит говорит неправду, издеваясь над его царской державой. Царь, взбешенный самим фактом выговора, потерял по обычаю всякое равновесие и начал всенародно бранить святителя, называя его лжецом, мятежником, злодеем. После этого Грозному во что бы то ни стало нужно было подыскать какие-нибудь канонические основания для свержения Филиппа.

Для этого было сфабриковано дело, в котором один из священнослужителей обличал Филиппа в невыполнении своих обязательств и нарушении правил священнослужения. Немедленно был созван собор - позорнейший из всех, какие только были на протяжении всей русской церковной истории. Мужественный святитель, выслушав лжесвидетелей, не унизился до оправданий и прямо начал слагать с себя знаки своего сана. Но торжествующие враги не позволили ему сделать это так легко и просто. 8-го ноября Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. Но во время богослужения сюда явился боярин Басманов с толпой опричников и прочитал пред народом соборный приговор о низложении митрополита. После этого опричники сорвали с Филиппа архипастырские одежды, облекли его в старую монашескую ряску, вытолкали из храма и на дровнях свезли в Богоявленский монастырь. Целую неделю страдалец сидел в оковах в смрадной монастырской тюрьме, затем был перевезен в старый Никольский монастырь, куда царь прислал митрополиту отрубленную голову одного из его родственников. После этих издевательств св. Филипп был сослан в Тверской Отрочь-монастырь, где через год Малюта Скуратов собственноручно задушил его,

Так или иначе, но три следовавшие один за другим митрополита конца царствования Грозного уже наложили печать на уста свои и предоставили царю полную свободу действий. При митрополите Кирилле 4 ужасы опричнины достигли страшных размеров почти междоусобной войны: разорялись иопустошались по подозрению в измене целые города. Особенно пострадал в 1570 году Новгород, где подвергся специальному поруганию известный нам архиепископ Пимен.

Итогом опричнины в отношении церкви стало то, что авторитет русских первосвятителей был принижен до небывалой еще степени.

Идея патриаршества органически выросла из всей истории русской митрополии московского периода. Она была у всех на уме. В эти годы конца ХVI в. был очень волнующий повод для учреждения Москвой у себя патриаршества. То был исход вековой распри из-за церкви и православия с Литвой-Польшей. Витовт в начале ХV в. (1415 г.) добился отделения киевской части митрополии от Москвы. А сейчас это отделение там уже завершалось унией, т. е. присоединением к Риму (1596 г.). Одним из мотивов унии иезуиты выдвигали "дряхлость" греческого Востока. И уже этим одним они возбуждали в москвичах интерес к полной автокефальности, равночестности и даже превосходству над греками в форме русского патриархата.

Вопрос о патриаршестве буквально вспыхнул в Москве, как только получилась весть, что на границе Руси появился патриарх Антиохийский Иоаким, который проехал через Львов и Западную Русь в самый важный момент ее жизни, накануне Брестского собора, и вовлечен был в активные действия на защиту православия. Появление восточного патриарха на русской почве являлось небывалым фактом за всю историю русской церкви.

Пышная встреча патриарха, но! митрополит Дионисий не сделал визита патриарху, тем самым показывая свое «превосходство». И когда патриарх прибыл в Успенский собор на литургию, которую проводил московский митрополит, то последний первым благословил патриарха, сойдя с кафедры на сажень. Как говорит документ "слегка поговорил, что пригоже было митрополиту от него благословение принять наперед, да и перестал о том." Через день начались переговоры с патриархом Иоакимом о патриаршестве в России. Переговоры кончились быстро. Иоаким что-то получил и обещал содействовать делу среди своих восточных собратий. Патриарху позволено было посетить монастыри Чудов и Троице-Сергиевский, где он и был с почетом и подарками принимаем 4 и 8 июля.

В КПле претензия русских могла вызвать только отрицательную реакцию. Подымалась старая и горькая для греков история с возникновением патриархатов болгарского и сербского. Восток прибег к тактике отмалчивания и проволочки. Целый год не было отклика. Но КПль, предвидя необходимость уступки русским, решил по крайней мере их хорошо проэксплуатировать. В этот год десятки восточных митрополитов, архиепископов, игуменов, иеромонахов, монахов потоком пошли через Чернигов и Смоленск в Москву за милостыней.

Тем временем КПльский патриарх Феолипт был свергнут султаном, и на патриаршество был возвращен из ссылки, попавший туда по интригам Феолипта, прежний патриарх Иеремия II(Транос). Феолипт был человек недостойный, материалист и интриган. Когда Иеремия II вернулся, то патриархия была в разорении. По-видимому, за долги Феолипта Порта отобрала кафедральный патриарший храм Всеблаженной (Паммакаристы) для мечети и все патриаршие дома. Иеремии пришлось найти приют в доме валашских господарей. Там была устроена и патриаршая церковка. Иеремии пришлось думать, как восстановить разрушенный патриарший центр. Ему было не до русских дел. Да возможно, что при катастрофе разгрома патриархии и преемство дел ускользнуло от Иеремии, и в его руках не было никаких письменных документов из Москвы. Мог он слышать лишь на словах о делах, затеянных при Феолипте. Иеремия в несчастьи решил смирить свою КПльскую гордость и поехать с протянутой рукой в сказочную Москву, столь богатую и столь наивно чтившую восточных патриархов. И он первый из КПльских патриархов решается ехать в Русь.

Старейшими членами свиты патриарха были: митр. Иерофей Монемвасийский и архиеп. Арсений Элассонский. Как только русские поняли, что Иеремий приехал в Москву вовсе не для учреждения патриаршества, начали брать «измором» и дали ему понять, что, как собиратель милостыни, он им неинтересен и просто ненужен, тогда они приступили к разговорам о том, что самой Москве было интересно. В долгие дни бездействия, хоть и на сытых царских хлебах, по описанию Иерофея, хитрые агенты правительства, умело льстя патриарху, постепенно выпытывали его мнение о возможности учреждения в России патриаршества. Из свидетельства Иерофея можно заключить, что именно русские внушили Иеремии мысль о его собственном патриаршестве в России, и мысль эта его увлекла. Но для русских "зацепка" за согласие Иеремии "остаться" была только предлогом, чтобы извлечь отсюда некую выгоду в пользу своего замысла. Позволить "проглотить," "утопить," и "продешевить" честь своей Московской кафедры русские не могли. А потому они недальновидному Иеремии ответили: - "хорошо, ты будешь нашим и вселенским патриархом. Но московская кафедра занята нашим митрополитом, поэтому ты будешь жить во Владимире, как древнем и формально "первом седалище" (κάθισμА) русской церкви (после Киева, формально признанного таковым в ХIV в. КП патриархией). Иеремий от таких условий отказался. Тогда русские еще раз поднажали и тот нехотя согласился. ура-ура!

Так, патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году: первым патриархом стал Иов.

В мае 1590 г. Иеремия собрал в КПле собор по русскому делу. На нем были Антиохийский патриарх Иоаким и Иерусалимский Софроний. Александрийский Сильвестр был болен и к моменту заседаний собора скончался, а правивший делами, его заместитель Мелетий Пиг (ПήγАς), не одобрял действий Иеремии и все равно не поддержал бы его на этом соборе. Чтобы не огорчать Москвы, Иеремия решил использовать александрийское междупатриаршество и выдать свой собор за всевосточный.

Итак: 1) русское патриаршество утверждено не в применении только к Иову, но и как право русской церквй навсегда; 2) указано ему 5-е место.



2020-02-04 432 Обсуждений (0)
Взаимоотношения царей и митрополитов/патриархов в 16-17 веках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношения царей и митрополитов/патриархов в 16-17 веках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)