Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая основа деятельности высшего военного учебного заведения



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа деятельности высшего военного учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - федеральные органы) и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением, нормативными правовыми актами федерального органа и своим уставом.[10]

Классификацию актов, действующих в сфере высшего образования и составляющих правовую основу организации управления этой сферой, можно провести по различным критериям - традиционно, по юридической силе, или более разнообразно: в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления.

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и, в соответствии с которыми, последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации[11]: применительно к высшему образованию это, ст. 43, а также ст. 71-73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6, 9), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14).

Одними из основных нормативных актов в соответствии с которыми высшие военные учебные заведения Российской Федерации осуществляют свою деятельность является Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650.

Федеральный Закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» провозглашает область образования приоритетной, устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты и раскрывают принципы государственной политики в этой области, такие как:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Характерный признак подотрасли - общий для составляющих ее структурных частей институт. Его роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных заведений и формах профессионального образования, которые определяют их специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об образовании». Так же Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике»[12] определяет основные принципы деятельности и гарантии, установленные для организаций, занимающихся научной и научно-технической деятельностью. В число таких заведений входит и высшие военные учебные заведения, либо входящие в них структурные подразделения.

Положения – важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику организации. Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус, обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности и внешних связей через ее органы управления.

В настоящее время в области высшего образования действуют следующие положения организационного характера: Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования и др. Так типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования устанавливает главные задачи высшего военного учебного заведения:

а) подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов;

б) профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала;

в) военная (специальная) подготовка должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации;

г) организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;

д) удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

е) организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Наравне с этим, данным положением определяются основы регулирования таких важнейших вопросов деятельности высшего военного учебного заведения как:

- прием в высшие военно-учебные заведения;

- организация образовательной и научной деятельности высшего военно-учебного заведения;

- управление высшим военно-учебным заведением;

- основы правового статуса постоянного и переменного состава высшего военного учебного заведения;

- порядок подготовки научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных работников;

- контроль за деятельностью высшего военно-учебного заведения (включающий лицензирование и государственную аккредитацию);

- экономика высшего военно-учебного заведения;

- международная деятельность высшего военно-учебного заведения.

В Российской Федерации для всех высших учебных заведений установлены государственные образовательные стандарты, так для высших военных учебных заведений они определяются приказом Министерства Образования Российской Федерации от 28 июня 2000г. № 1950 «Об утверждении порядка реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрена военная служба»[13]. Так данным приказом устанавливается следующие положения:

ü Требования к уровню подготовки военных специалистов должны включать требования, предусмотренные ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности, с дополнением квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников высших военно-учебных заведений.

ü Квалификационные требования к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников высших военно-учебных заведений утверждаются руководителями соответствующих органов, которым подчинены военно-учебные заведения, и являются дополнением к ГОС ВПО.

ü Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований ГОС ВПО к содержанию обучения по конкретной специальности.

ü Основная образовательная программа подготовки выпускника военно-учебного заведения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины.

Особым видом деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, с участием федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение, по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному образовательным учреждением, согласованному с учредителем, является государственная аккредитация высших военных учебных заведений. Уполномоченный орган отказывает в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия на право ведения образовательной деятельности. Юридическим основанием ее проведения является Постановление Правительства Российской Федерации от 18 Мая 2009 г. № 414 «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации и Федеральной Службы Охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 2 положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»[14].

Согласно данного Постановления Правительства, государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида.

Вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом уполномоченного органа на основании заключения экспертной комиссии и сведений о соответствии критериев показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида. Полномочия коллегиального органа и его персональный состав определяются уполномоченным органом. Образовательное учреждение вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации на любом этапе ее проведения до принятия решения коллегиальным органом. Повторное рассмотрение указанного заявления осуществляется не ранее чем через 1 год после его отзыва.

На основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения или об отказе в государственной аккредитации, о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным документом уполномоченного органа. При принятии решения о государственной аккредитации образовательному учреждению выдается свидетельство, сроком на 5 лет. Свидетельство является документом, подтверждающим государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

 




2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа деятельности высшего военного учебного заведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая основа деятельности высшего военного учебного заведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)