Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века.



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из главных экономических учений XIX века является марксизм. Родоначальником этого направления явился К. Маркс. Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение закона тенденции нормы прибыли к понижению. У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма. У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройства общества.
 Маркс создал учение о базисе и надстройке. Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука – это все надстройки.  Основной труд Маркса – «Капитал». В нем исследуется капиталистический способ производства. В капиталистической системе трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. Общественным идеалом Маркс считал коммунизм, при котором все средства производства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являются общественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всего от эксплуатации. Но центральной идеей Маркса является идея классов и теория классовой борьбы. Борьба классов, по мнению К. Маркса, неизбежно должна привести к победе социалистической революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее. (Бартенев С. А. Экономические теории и школы. М., 1996. С. 85)

Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались и другие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.

Представителями направления новой исторической школы явились немецкие экономисты Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер, В. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/161981/%D0%97%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82Зомбарт. Они оправдывали агрессивную политику германского империализма, выступали против революционного рабочего движения и его идеологии — марксизма-ленинизма.

Новая историческая школа имеет два направления:

Первое направление представлено Г. Шмоллеpом. Он считал, что монархия является нейтрализующей силой в классовой борьбе. К классовому миру можно прийти путем грамотной социальной политики, защищающей низшие классы населения. Основным трудом является«Основы учения о национальном хозяйстве», в котором наиболее полно раскрыл данное направление.

Второе направление представлял Луи Бpентано. Главной целью этого направления также являлся классовый мир, но полученный на основе объединения просвященных рабочих в организации, способные изменить строй.

В трактовке стоимости представители школы, как правило, придерживались концепции предельной полезности, а в трактовке прибавочной стоимости — концепции предельной производительности.

Известными представителями социального направления в политической экономии были Р. Штольцман (1852—1930) и Р. Штаммлер (1856—1938). В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники социального направления рассматривали как правовые отношения.

Представителями неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Они придерживались закона насыщения потребностей, который заключается в том, что при удовлетворении потребности доставляемое ею удовольствие постепенно уменьшается. Поэтому цена блага или товара определяется количеством денег, которые готов заплатить человек за последнюю единицу этого блага. Таким образом, в основу ценности товара австрийская школа кладет предельную полезность и редкость.

В этот период в России начинает развиваться экономическая теория народничества. Представителями этого направления были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Они считали, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму и рассматривали крестьянскую общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому строю. Их особенно привлекала возможность достижения социализма, минуя капитализм. Для этого достаточно передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов.

В конце XIX - начале XX века марксизм начинает распространяться в России. Представителями этого учения стали Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

Г.В.Плеханов в работах «Социализм и политическая борьба» (1883 г.), «Наши разногласия» (1885 г.) раскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Он считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия.

В. И. Ленин первым из марксистов России выдвинул идею руководящей роли пролетариата и идею революционного союза рабочего класса и крестьянства как главного средства свержения царизма, помещиков и буржуазии. Также он выдвинул идею о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский - через крестьянскую общину, американский - фермерский. Ленин создал теорию империализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе от существования свободного рынка к монополизму. Основой монополизма является концентрация производства и капитала.

 



2020-02-04 251 Обсуждений (0)
Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)