Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема:Прокуратура в Российской Федерации



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Тема:Прокуратура в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Понятие прокуратуры и ее место в системе государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран. История российской прокуратуры.

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

3. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры. Акты прокурорского реагирования.

4. Система органов прокуратуры, их структура и порядок образования.

5. Кадры органов прокуратуры.

Основы современной российской прокуратуры берут начало от государственных реформ, проведенных Петром I. 12 января в 1722 году его указом при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора.        12 января отмечается День работника прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской

Федерации от 29.12.95 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации».          

Слово «прокурор» иностранного происхождения. Во французском языке procureur– должностное лицо органов прокуратуры; тот, кто поддерживает в суде обвинение от имени государства. Это слово произошло от лат. procuro– забочусь.

Говоря о назначении прокуратуры в нескольких словах, часто прибегают к сравнению с «оком государевым», вспоминая времена Петра 1, при котором и зародился институт прокуратуры. Это сравнение означает, что назначение прокуратуры – надзор за исполнением законов.

Назначение современной российской прокуратуры – надзор за исполнением правовых норм и борьба не только с правонарушениями, состав которых предусмотрен уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, но и с нарушениями права, не имеющими в своей основе того, что мы называем corpusdelicti, однако также требующими восстановления нарушенного права. Для этого у прокуратуры есть полномочия в сфере общего надзора, дающего прокурору право принесения протеста, представления, предостережения о недопустимости нарушения закона.

Прокуратура РФ действует в целях обеспечения закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства(Ч. 2 ст.1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», действ. в ред. 1.07.2010).

       18 января 1722 года император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных". При обнаружении нарушения закона генерал-прокурор был обязан предложить это исправить, а при неподчинении мог «протестовать и оное дело остановить». В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

       Екатерина II придавала должности генерал-прокурора большое значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее наставление", в котором обращалось внимание на те вопросы, которым он должен уделить внимание в первую очередь: тщательно следить за "циркуляцией денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.

       Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

       24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

       Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

       После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

       20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР на которую возлагались: надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.

       Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г., Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР. 28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление Пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР.

       30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

       Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ). Этот закон в полностью обновленной редакции 1995 года действует и по сей день.

       Нормативные положения о прокуратуре в Российской Федерации берут начало из Конституции РФ. Прокуратуре посвящена отдельная статья (ст. 129). Проблематичность состоит в том, что данная статья завершает главу «Судебная власть» (гл. 7). Не принадлежит ли прокуратура к системе органов судебной власти? После принятия нашей страной концепции разделения властей размышление о месте прокуратуры в этом разделении не покидает научные работы, посвященные назначению прокуратуры. Наиболее согласованной является точка зрения о том, что прокуратура – это самостоятельный элемент в системе «сдержек и противовесов».      

       В соответствии со ст. 129 Конституции РФ,

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

       Как видим, функции прокуратуры в Конституции РФ не закреплены.

В научной литературе говорится о возможном в будущем «прекращении общего надзора», так как он не оправдывает себя, о том, что следует серьезно ограничить сферу деятельности прокуратуры, оставив ей только полномочия поддержания обвинения и надзора за законностью действий органов дознания и предварительного следствия, как это было в дореволюционной России и как это имеет место в деятельности прокуратуры зарубежных стран. Однако другие надзорные органы входят в систему органов исполнительной власти и поэтому ограничены в средствах воздействия на нарушителей.

       Не до конца решенной является и проблема о месте прокураторы в системе органов государственной власти. Ст. 4 ФЗ о прокуратуре провозглашает самостоятельность органов прокуратуры от других органов государственной власти. (Ст. 4 ч. 2: «Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами»).Вместе с тем, деятельность прокуратуры в Конституции РФ регулируется статьей 129, включенной в главу "Судебная власть", что создало видимость ее отнесения к этой ветви власти. Поэтому часто говорится о снижении статуса прокуратуры по сравнению с судами. Так, у Генеральной прокуратуры Российской Федерации отсутствует право законодательной инициативы, а организация и порядок деятельности прокуратуры определяются не федеральным конституционным законом, а федеральным законом.

 

 



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Тема:Прокуратура в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема:Прокуратура в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)