Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и классификация локальных нормативных актов



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Понятие и классификация локальных нормативных актов 0.00 из 5.00 0 оценок




АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Курсовая работа

На тему: «Место локальных нормативных актов в системе источников трудового права»

 

Выполнила: Качесова Е.Д.

Группа иЮ2-115

Проверила: Башурова Е.В.

 

Омск 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Понятие, виды и особенности локальных нормативных актов как источников трудового права. 5

§ 1. Понятие и классификация локальных нормативных актов. 5

§ 2. Место локальных нормативных актов в системе источников трудового права 11

Глава 2. Особенности локального нормотворчества. 17

§ 1. Разработка и принятие локальных нормативных актов. 17

§ 2. Структура и содержание локальных нормативных актов. 24

Заключение. 31

Список используемой литературы.. 33

 


Введение

В современных условиях правовое регулирование общественных отношений обеспечивается как на уровне централизованного государственного регулирования в форме федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, актов субъектов РФ, министерств и ведомств, органов государственной власти и управления, так и путем принятия локальных нормативных актов, действующих в рамках отдельно взятого юридического лица, а также физического лица, если указанное лицо выступает одной из сторон трудовых отношений и выполняет функции работодателя.

В результате этого формируется целостная система регулирования общественных отношений, в которой общие правовые нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими их реализацию на уровне юридического лица любой формы собственности, а также индивидуального предпринимателя. Локальное правовое регулирование не должно противоречить, искажать, заменять и тем более отменять действующее законодательство.

Локальное нормативное регулирование является одним из проявлений самоорганизации общества. Целью такого регулирования является "упорядочение корпоративных отношений "изнутри", создание сбалансированной системы корпоративных отношений, в основе которых лежит социальный мир и эффективная экономика". Таким образом, на современном этапе локальное регулирование является важной составляющей трудовых отношений, что и объясняет актуальность заявленной темы.

Цель данной курсовой работы – определить место локальных нормативных актов в системе источников трудового права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и привести классификацию локальных нормативных актов;

- показать место локальных нормативных актов в системе источников трудового права;

- изучить процесс разработки и принятия локальных нормативных актов;

- рассмотреть структуру и содержание локальных нормативных актов.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе реализации локальных нормативных актов.

Предмет исследования – нормы трудового законодательства, касающиеся локальных нормативных актов.

В работе использованы следующие методы: аналитический, исторический, описательный, монографический.

Теоретическую основу исследования составляют научные работы специалистов по трудовому праву: Н. Г. Александрова, Л. И. Антоновой, И. С. Войтинского, С. Ю. Головиной, М. А. Драчук, Е. А. Ершовой, Р. И. Кондратьева, В. М. Лебедева, Ф. М. Левиант, A. М. Лушникова, М. В. Лушниковой, Ю. П. Орловского, Л. С. Таля, Г. В. Хныкина и др.

Структура работы: работа состоит из двух глав.

В первой главе раскрывается понятие локальных нормативных актов, приводятся точки зрения различных авторов на их классификацию, определяется их место в системе нормативно-правовых актов трудового права.

Во второй главе исследованы структура и содержание локальных нормативных актов, а также процесс их разработки.

 


Глава 1. Понятие, виды и особенности локальных нормативных актов как источников трудового права

Понятие и классификация локальных нормативных актов

Нормативные правовые акты, принимаемые работодателем в установленном законом порядке, именуются локальными нормативными актами. Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права.

Понятие "локальный нормативный акт" использовалось Н.Г. Александровым в 1948 г. в монографии "Трудовые правоотношения" и было введено им в научный оборот в 1966 г.[1] Ранее в специальной литературе применялось понятие "нормативные соглашения".

А.М. Алиев определяет локальную норму права как "правило поведения, действующее на предприятии (вне зависимости от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, а также формы собственности), принимаемое органами управления, направленное на регулирование внутриорганизационных правоотношений и имеющее подзаконный характер"[2]. В свою очередь, П.Т. Подвысоцкий полагает: "...локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации"[3]. Е.Р. Веселова дает более развернутое определение: "локальное нормотворчество - это установленная трудовым законодательством, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами юридически оформленная процедурная деятельность работодателя по реализации его... власти самостоятельно или с участием трудового коллектива работников, его выборных представительных органов, конечной идеальной целью которой является создание системы локальных норм трудового права, регулирующих сложившиеся социально-трудовые отношения в организациях"[4]. По мнению Г.А. Рогалевой, под локальными нормативными правовыми актами в трудовом праве следует понимать принятое в организации в установленном порядке и санкционированное государством правило общеобязательного поведения субъектов трудового правоотношения, регулирующее основные условия труда работников данной организации[5].

Г.В. Хныкин выделяет 4 варианта принятия локальных актов:

"1) единолично работодателем;

2) совместно с представительным органом работников;

3) по согласованию с представительным органом;

4) с учетом мнения представительного органа"[6]. Исходя из правовой природы нормативных правовых актов вообще и работодателя в частности, было бы целесообразно дополнительно исследовать вопрос о возможности принятия нормативных правовых актов работодателя совместно с представительным органом работников и по согласованию с представительным органом работников.

"Локальным нормативным актам, - замечает Г.В. Хныкин, - присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта", - волевое содержание, официальный характер, множественность и иерархическое построение, всеобщий характер, компетенция уполномоченных субъектов на принятие нормативного акта, документальное оформление, предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений[7]. Вместе с тем Г.В. Хныкин обоснованно определяет и специфические особенности локальных нормативных актов: подзаконный характер специального субъекта правотворчества, применение только в рамках конкретной организации, быстроту реагирования на применение в общественной организации труда, гибкость, разнообразие и социальную направленность локальных норм, гармонизацию интересов работников и работодателя[8].

П.Т. Подвысоцкий также считает, что нормы трудового права, содержащиеся в локальных нормативных актах, обладают всеми признаками правовых норм, в то же время имеют и свои особенности: характеризуются ограниченной сферой действия, конкретизацией более общих норм и регулированием узкого круга вопросов[9]. Хотелось бы более подробно остановиться на проблеме конкретизации "более общих норм". Так, С.С. Алексеев пишет: "Нормы, конкретизирующие закон, не содержат ничего принципиально нового. Они лишь уточняют, конкретизируют применительно к данной конкретной обстановке то, что уже дано в законе..."[10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормы трудового права, содержащиеся в нормативных правовых актах работодателя, характеризуются не только конкретизацией более общих норм, но и возможностью принятия "первоначальных норм" в случаях, специально установленных правотворческими органами ("намеренного" молчания законодателя). Например, согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ "заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда... системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами...". В связи с изложенными правовыми аргументами представляется дискуссионным мнение П.Т. Подвысоцкого о том, что "источником локального нормотворчества является не государственное дозволение или санкционирование, а природа организации как социально-экономической автономии, необходимым элементом организационного единства которой является хозяйская власть"[11]. Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые, на мой взгляд, могут только передавать часть своих полномочий по регулированию трудовых отношений работодателям. По этой же причине нельзя согласиться и с А.М. Алиевым, пришедшим, думаю, к спорному выводу: "В современных условиях необходимо перейти от оценки локальных норм, как восполняющих в нормативной системе пробелы и имеющих дополнительный, субсидиарный характер, к признанию за ними самостоятельного регулирующего значения"[12]. В соответствии с изложенными выше правовыми аргументами, основополагающие принципы и нормы международного трудового права, а также российского трудового права (в том числе нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах работодателей), находясь в единой системе форм трудового права в Российской Федерации, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга и поэтому могут применяться лишь в их системе.

Более углубленному изучению норм права, содержащихся в локальных нормативных актах, способствует их классификация. П.Т. Подвысоцкий классифицирует нормы трудового права, содержащиеся в локальных нормативных актах, по сфере действия, срокам действия и способу принятия[13]. По сфере действия - на акты общего и специального действия. По сроку действия - на акты, принятые на неопределенный срок и на определенный срок. По способу принятия - на акты, принимаемые работодателем совместно с представителями работников, с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ), единолично работодателем. По содержанию - на акты по отдельным институтам трудового права (например, заработная плата, рабочее время и т.д.).[14]

Е.Р. Веселова несколько расширяет основания классификации норм трудового права, содержащихся в нормативных правовых актах работодателя, выделяя акты по порядку принятия, формальной закрепленности в ТК РФ, кругу лиц, на которых распространяется их действие, сфере действия, сроку действия, юридической силе[15]. По способу принятия Е.Р. Веселова выделяет акты, принимаемые, во-первых, работодателем самостоятельно (положение о подразделениях, об аттестации работников, штатное расписание и т.д.); во-вторых, - с учетом мнения профсоюзного органа (ст. ст. 103, 105, 147, 154, 162, 190, 196, 212, 371 ТК РФ); в-третьих, - по согласованию с представителями работников (перечень таких актов устанавливается в коллективных договорах и соглашениях); в-четвертых, - акты совместного нормотворчества (например, коллективный договор). На мой взгляд, коллективный договор весьма спорно относить к разновидности локальных нормативных актов по способу принятия, так как источником любого нормативного правового акта является деятельность соответствующих правотворческих органов и лиц, а не соглашение, в частности, работников и работодателей. Более детально данная проблема будет исследована в следующей главе работы. В основе согласования лежит соглашение сторон, локального нормативного акта - решение работодателя. В этой связи полагаю возможным дифференцировать нормативные правовые акты работодателя только на акты, принимаемые работодателем самостоятельно, и акты, принимаемые работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ).

Е.Р. Веселова также предполагает, что локальные нормативные акты можно подразделять на акты, предусмотренные ТК РФ (например, ст. ст. 103, 123, 162, 190 и 212), и акты, не предусмотренные ТК РФ, но принимаемыми в связи с практической необходимостью. Такая точка зрения является не только спорной, но и весьма опасной, так как в результате может привести к нарушению трудовых прав работников. Как представляется, ТК РФ необходимо дополнить правовой нормой, содержащей точный ответ на данный вопрос. Самостоятельное восполнение работодателем пробелов в трудовом праве в случаях, не предусмотренных законодателем, может иметь место только с целью принятия работодателем нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, улучшающие права работников. Полагаю, лучше всего такие правовые нормы вырабатывать в коллективных договорах.

А.М. Алиев разделяет локальные правовые нормы по нескольким основаниям. "По предмету регулирования, - полагает он, - могут быть выделены группы норм, регулирующие организацию труда и заработной платы на предприятии... По субъектам различаются нормы, принятые: а) общим собранием трудового коллектива; б) администрацией и выборными органами общественных организаций в согласительно-договорном порядке; в) единолично руководителем предприятия, объединения (структурной единицы объединения)"[16]. Как представляется, во-первых, общее собрание трудового коллектива по ТК РФ не имеет необходимых полномочий по принятию нормативных правовых актов работодателя. Статья 52 ТК РФ не устанавливает каких-либо конкретных прав работников на участие в управлении организацией, по существу является бланкетной правовой нормой, отсылающей правоприменителей к иным федеральным законам, учредительным документам организации, коллективным договорам, которые могут и не сдержать (как правило, и не содержат) соответствующих прав работников. Во-вторых, с учетом изложенных выше правовых аргументов, думаю, более обоснованно работодателю и представителям работников вырабатывать нормы трудового права в коллективных договорах, а не в нормативных правовых актах работодателя. В-третьих, согласно ст. 55 ГК РФ юридические лица могут создавать обособленные структурные подразделения (филиалы или представительства) и структурные подразделения, а не "структурные единицы", которые не являются юридическими лицами, совершают сделки и действуют только от имени и для юридического лица, а также в рамках предоставленных им полномочий.

 



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Понятие и классификация локальных нормативных актов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и классификация локальных нормативных актов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)