Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие свободных экономических зон. Основные положения



2020-02-04 256 Обсуждений (0)
Понятие свободных экономических зон. Основные положения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Свободные экономические зоны – это экономические образование с огромной популярностью в мире. На сегодняшний день в мире действует более 4000 различных видов свободных экономических зон (далее – СЭЗ). Отличаются они друг от друга по целям развития и хозяйственной специализации. Однако общей чертой СЭЗ является создание благоприятных условий для осуществления различных внешнеэкономических операций. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь они распространились по всему миру.

Свободные экономические зоны – участки территории государства, имеющие льготный режим для деятельности иностранного частного капитала и выраженную внешнеэкономическую направленность.

СЭЗ создаются для привлечения иностранных инвестиций и увеличения валютных поступлений в госбюджет. Они располагаются, как правило, возле границ, важных международных узлов. СЭЗ различаются по размерам, специализации, характеру правового регулирования, названиям, специализируются на торговых, производственных, научно-технических, финансовых операциях. Соответственно в СЭЗ устанавливается система правового регулирования, стимулирующая приток иностранных инвестиций в той или иной вид предпринимательства.

Самый богатый опыт по работе с СЭЗ накоплен в Европе. СЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и другие. Существует достаточно большое число разновидностей СЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих СЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами СЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отрасле-специфичные зоны.

Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ:

· Свободные таможенные зоны. Признаком такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны.

· Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.

· Экспортно-ориентированные зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.

· Особые экономические зоны. В них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли.

· Зоны оживления. Пользуются популярностью в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов.

Правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве заложил Закон «О свободных экономических зонах» принятый в декабре 1998 года. Он определил правовые и организационные аспекты создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь, а также основные понятия, касающиеся СЭЗ.

В соответствии с статьей 1 под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.[1]

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ.

Основными целями создания СЭЗ являются:

· более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйствования;

· создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

· внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

·  использование преимущества международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

·  привлечение передовых по отношению к национальным технологий;

·  активизация экономики путем приведения иностранного капитала;

·  поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;

·  насыщение внутреннего потребительского рынка высококачественными товарами;

·  повышение уровня занятости населения и качества рабочей силы;

·  обучение, подготовка и перепрофилирование квалифицированных научных работников, специалистов и управленческих кадров;

·  создание современной рыночной инфраструктуры;

·  Ускорение развития «депрессивных» районов, освоение их природных ресурсов;

· Привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

· Приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

Для достижения этих целей на территории СЭЗ действует специальный правовой режим, представляющий собой совокупность правовых норм, устанавливающих особые порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.

В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено. Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;

- производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;

- производство табачных изделий;

- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

- организация лотерей, игорный бизнес;

- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;

- лечение больных, страдающих опасными инфекциями, в том числе венерическими и заразными кожными болезнями, психическими болезнями в агрессивной форме;

- лечение животных с особо опасными болезнями;

- некоторые другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

Инициаторами создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров предложение о создании СЭЗ. К предложению о создании СЭЗ прилагаются следующие документы:

· план территорий и точное описание границ СЭЗ, состав земель, перечень собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенных в создаваемой СЭЗ;

· решение местных исполнительных и распорядительных органов о планируемых границах СЭЗ;

· проект Указа Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ, в котором указываются название СЭЗ, срок, на который она создается, цели создания и задачи СЭЗ, функциональный тип СЭЗ, особенности ее специального правового режима;

· проект положения о СЭЗ;

· проект положения об администрации СЭЗ;

· технико-экономическое обоснование необходимости создания СЭЗ и возможности ее существования на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, научными и другими квалифицированными кадрами, коммуникациями, а также обоснование функционального типа СЭЗ и предлагаемого правового режима в ней;

· порядок создания СЭЗ с указанием конкретных мероприятий и лиц (органов), ответственных за их проведение, источников финансирования работ по созданию и развитию СЭЗ;

· перечень субъектов хозяйствования, действующих в планируемой СЭЗ.

Совет Министров рассматривает поступившие предложения и дает заключение о целесообразности создания СЭЗ. Окончательное рассмотрение и принятие решения о создании СЭЗ осуществляется Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с Законом, Совет Министров утверждает положение о СЭЗ. В нем указываются название СЭЗ, срок, на который она создается, цели создания и задачи СЭЗ, особенности правового режима в данной СЭЗ, структура и компетенция органов управления и контроля в СЭЗ, порядок их взаимоотношений с другими государственными органами и субъектами хозяйствования, которые действуют в СЭЗ.

Управление свободной экономической зоны возложено на администрацию СЭЗ, являющуюся юридическим лицом, возглавляемую главой администрации. Координация и общий контроль над деятельностью Администрации осуществляется Советом министров. В целях гармоничного сочетания республиканских и местных интересов может создаваться наблюдательный совет, в состав которого входят представители Совета Министров, местных исполнительных и распорядительных органов, а также глава Администрации СЭЗ. Глава администрации СЭЗ назначается и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по представлению местных исполнительных и распорядительных органов. В своей деятельности администрация СЭЗ подотчетна Совету Министров Республики Беларусь. При необходимости допускается создание общей администрации для нескольких СЭЗ.

Органом управления СЭЗ является администрация СЭЗ, создаваемая Правительством Республики Беларусь, которая:

· является республиканским юридическим лицом, создается в форме учреждения, действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании устава, утверждаемого Правительством Республики Беларусь;

· в своей деятельности подотчетна Правительству Республики Беларусь, а по вопросам выполнения программ социально-экономического развития области (г. Минска) подчиняется соответствующему облисполкому (Минскому горисполкому);

· самостоятельно принимает решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ ;

· самостоятельно принимает решение о сдаче в аренду резидентам СЭЗ государственного имущества, находящегося в оперативном управлении администрации СЭЗ;[2]

Администрация СЭЗ имеет право:

·  принимать участие в разработке программ экономического и социального развития зоны;

·  осуществлять государственную регистрацию всех субъектов хозяйствования на своей территории;

·  изымать и предоставлять земельные участки, передавать их в аренду резидентам;

·  определять размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения;

·  распределять и контролировать расходование средств на развитие инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды;

·  создавать фонд развития СЭЗ,[3]

СЭЗ имеет самостоятельный бюджет финансирования создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, транспортной и иной инфраструктуры.

В целях финансирования инфраструктуры СЭЗ создается фонд развития СЭЗ. Фонд развития СЭЗ образуется за счет следующих поступлений:

·  сбора за участие в конкурсе на право регистрации в качестве резидента СЭЗ;

·  сбора за регистрацию резидентов СЭЗ;

·  платы от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в оперативном управлении администрации СЭЗ;

·  добровольных поступлений и взносов резидентов в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ;

·  заемных средств.

Средства фонда могут использоваться на финансирование:

· перспективного планирования;

· разработки технико-экономического обоснования размещения объектов и производств;

·  архитектурно-планировочного решения объектов;

·  инфраструктуры;

·  мероприятий по защите окружающей среды;

·  рекламно-издательской деятельности;

·  проведения тендеров, конкурсов;

·  Мероприятий по стимулированию оплаты труда работников администрации.

Государственный контроль за СЭЗ осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, а также уполномоченным на то Советом Министров Республики Беларусь республиканским органом государственного управления или специальной комиссией в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Ликвидация СЭЗ осуществляется по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен указом Президента Республики Беларусь. До окончания этого срока СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь в случаях, если:

· цели создания СЭЗ оказались недостигнутыми;

· дальнейшее существование СЭЗ противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.

Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией СЭЗ, урегулирования отношений между органами управления, которые действовали и действуют на территории СЭЗ, субъектами хозяйствования и другими юридическими и физическими лицами Совет Министров Республики Беларусь создает ликвидационную комиссию и утверждает порядок ликвидации СЭЗ.

Субъекты хозяйствования, действовавшие в СЭЗ на момент ее ликвидации, могут прекратить свою деятельность или продолжить ее на общих основаниях без дополнительной регистрации (перерегистрации) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. При этом они имеют преимущественное право и предусмотренные законодательством льготы на получение статуса резидента другой СЭЗ на территории Республики Беларусь.




2020-02-04 256 Обсуждений (0)
Понятие свободных экономических зон. Основные положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие свободных экономических зон. Основные положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)