Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой режим свободных экономических зон



2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Правовой режим свободных экономических зон 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Для привлечения иностранных инвестиций, содействия международной интеграции, а также для достижения иных целей поставленных перед свободными экономическими зонами необходимо создание особого порядка их регулирования. На территории СЭЗ действует специальный правовой режим, представляющий собой совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.[5]

Привлекательность специального правового режима СЭЗ для потенциального инвестора заключается, прежде всего, в льготном налогообложении, которое согласно ст. 16 Закона устанавливается Президентом Республики Беларусь либо по его поручению – Советом Министров Республики Беларусь, а также в установлении особого порядка и условия исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет.

В соответствии с статьей 1.10 Указа Президента Республики Беларусь № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают:

·  налог на прибыль;

По деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, налог на прибыль уплачивается резидентами СЭЗ по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12 %. Кроме того, прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 (пяти) лет с даты объявления ими прибыли.

·  налог на доходы;

·  налог на добавленную стоимость;

Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими.

·  акцизы;

Резиденты СЭЗ уплачивают акцизный налог на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

·  налог за использование природных ресурсов (экологический налог);

Резиденты СЭЗ уплачивают экологический налог в общеустановленном порядке, руководствуясь положениями Закона Республики Беларусь "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)" от 23.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

·  земельный налог (или арендную плату за землю);

Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Размер платы за землю зависит от местоположения и качества земельного участка. Конкретный размер арендной платы за земельный участок, предоставляемый резиденту во временное пользование на условиях договора аренды, устанавливается Администрацией СЭЗ с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговаривается условиями договора о предпринимательской деятельности в СЭЗ.

·  государственные и патентные пошлины;

·  лицензионные и регистрационные сборы;

·  оффшорный сбор;

·  гербовый сбор;

·  сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств;

·  местные налоги и сборы;

·  плату за организацию переработки отходов и платежи за другое вредное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·  отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и государственный фонд содействия занятости:

o отчисления в фонд государственного социального страхования – 35 %.

Резиденты СЭЗ освобождается от уплаты налога на недвижимость по основным средствам, расположенным на территории СЭЗ и используемым в деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, в случае, если основные средства, расположены за пределами территорий соответствующих СЭЗ, то резиденты СЭЗ не освобождаются от уплаты данного налога.

Целевые платежи не уплачиваются резидентами СЭЗ в части выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим.

Теперь подробно остановимся на таможенном регулировании. В законе определено, что территория СЭЗ и находящиеся на ней свободные таможенные зоны (далее - СТЗ) являются частью таможенной территории Республики Беларусь, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.

Согласно требованиям ст. 17 Закона СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. Однако территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ её администрацией по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются в случаях:

·  ввоза иностранных и отечественных товаров на территорию СТЗ;

·  вывоза с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь.

При ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь, налоги, таможенные платежи взимаются, и меры экономической политики применяются, в зависимости от происхождения товаров.

В СЭЗ условием предоставления льгот по освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов при вывозе происходящей из СЭЗ продукции собственного производства является отнесение такой продукции к импортозамещающей согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь.

Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через границы СТЗ, установлен Инструкцией о таможенном режиме свободной таможенной зоны, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 67 от 23.09.2005 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Инструкции таможенное оформление не требуется:

·  при ввозе на территорию СТЗ с остальной части таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, а также товаров, ввезенных из Российской Федерации, которые не подлежат таможенному оформлению;

·  при вывозе с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию вышеупомянутых товаров, а также товаров, полностью произведенных из них.

Следует отметить, что поставка товаров резидентами СЭЗ между свободными таможенными зонами не является ввозом на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь.

Товар признается происходящим с территории свободной экономической зоны, если при его изготовлении выполняются следующие условия:

·  товар является продукцией собственного производства;

·  товар полностью произведен на территории свободной экономической зоны или подвергнут достаточной обработке (переработке) в этой зоне в соответствии с одним из следующих критериев:

o  изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшим в результате переработки товара;

o  выполнением условий, производственных или иных технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящими из свободной экономической зоны, в которой эти операции имели место;

o  изменение стоимости конечного товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов, ввозимых на территорию свободной экономической зоны, не превышает 50 процентов его цены на условиях франко-завод (EXW) в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС).

Льготный порядок таможенного регулирования также проявляется в возможности предоставления плательщику отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов на срок не превышающий 100 дней с даты таможенного оформления таких товаров, без уплаты процентов за пользование ею и без обеспечения уплаты таможенных платежей, в отношении товаров, не относящихся к импортозамещающим товарам, вывозимых с территории свободной таможенной зоны в Российскую Федерацию

При представлении плательщиком в установленный срок, заверенного налоговым органом Республики Беларусь подтверждения применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении вывезенных в Российскую Федерацию товаров ввозных таможенные пошлины и налоги уплате не подлежит.

Если применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость не подтверждено в срок, не превышающий 100 дней с даты таможенного оформления таких товаров, суммы ввозных таможенных пошлин и налогов уплачиваются с взиманием процентов за фактически использованную отсрочку в размере ставки рефинансирования Национального банка.

В случае представления плательщиком документа, подтверждающего применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость, позже установленного срока, уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги возвращаются в порядке, определенном законодательством. При этом уплаченные проценты возмещению или возврату не подлежат.

Основной документ, валютного регулирования  Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 72 от 30.04.2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Правила), действие которых носит общий характер и распространяется на валютные операции всех резидентов Республики Беларусь.

Основной особенностью осуществления расчетов с участием резидентов СЭЗ является разрешение использования иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь с участием резидента СЭЗ (п. 25.6 Правил).[6]

Таким образом, расчеты между резидентами СЭЗ могут осуществляться в любой конвертируемой валюте. А также резиденты СЭЗ вправе покупать иностранную валюту без предварительного декларирования целей ее дальнейшего использования.

Кроме того, статья 20 Закона регулирует трудовые отношения. Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала резидентами СЭЗ не ограничивается. Однако, в СЭЗ не допускается ухудшение социально-трудовых условий работы и условий занятости для работников, являющихся гражданами Республики Беларусь, по отношению к условиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Среди прочих особенностей правового режима СЭЗ можно отметить то, что на продукцию (работы, услуги) собственного производства резидентов СЭЗ «Минск», «Витебск», «Гомель-Ратон» не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при вывозе их за пределы Республики Беларусь, за исключением товаров, по которым Республика Беларусь имеет международные обязательства.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.02.1998 г. № 182 "О порядке выдачи администрациями свободных экономических зон пропусков на право внеочередного въезда (входа) на территорию пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь", администрации СЭЗ имеют право выдавать пропуска на право внеочередного въезда (входа) в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь руководителям субъектов хозяйствования и физическим лицам, зарегистрированным в качестве резидентов СЭЗ (годовые, квартальные, разовые), а также членам иностранных делегаций, ведущим переговоры с субъектами хозяйствования Республики Беларусь и заинтересованным в реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ. Плата за выдачу пропусков не взимается.

Однако, специальный правовой режим распространяется не на всех резидентов СЭЗ. Согласно Указу № 262 специальный правовой режим распространяется на реализацию резидентами СЭЗ:

·  за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;

·  на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

·  товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам.

А также действие специального правового режима не распространяется на следующие виды деятельности:

·  общественное питание, игорный бизнес, торговая и торгово-закупочная деятельность, операции с ценными бумагами;

·  реализация товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

·  деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

·  реализация товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отдельные виды производств, которые не могут быть размещены в пределах свободных таможенных зон в силу установленных нормативными актами ограничений или запретов.

Обязательным условием применения специального правового режима является получение резидентом СЭЗ сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1817 от 17.12.2001 г., Постановлением Министерства иностранных дел, Министерства экономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 1/30/6 от 31.01.2002 г.




2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Правовой режим свободных экономических зон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой режим свободных экономических зон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)