Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы Шан Яна и их влияние на царство Цинь



2020-02-04 413 Обсуждений (0)
Реформы Шан Яна и их влияние на царство Цинь 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

1. Царство Цинь в доимперскую эпоху

1.1 Царство Цинь в эпоху Борющихся Царств

1.2 Реформы Шан Яна и их влияние на жизнь царства

1.2.1 Сущность легизма

1.3 Детство и юность Цинь Шихуана

1.4 Политические воззрения Цинь Шихуана

2. Деятельность Цинь Шихуанди как императора Китая

2.1 Внешняя политика

2.2 Внутренняя политика

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

Политика шихуанди император китайский

Цинь Шихуанди – великий китайский император, положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств, объединивший их в огромное мощное государство. Он сумел стереть границы между царствами, строил множество сооружений, унифицировал письменность, единицы измерения и деньги. В его правление империя Цинь процветала. Несмотря на то, что она просуществовала лишь 14 лет, она сумела достичь высот очень во многих областях и стать образцом государственного устройства для последующих китайских государств.

В своей курсовой работе я буду рассматривать тему «Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае». Данная тема актуальна в настоящее время, так как в связи с развитием культурных связей между Россией и Китаем происходит взаимообмен культурными традициями и историческим наследием, часть которого Цинь Шихуанди, несомненно, является. Целью работы является рассмотрение заслуг Цинь Шихуанди перед своим государством. Данная цель раскрывается путем решения следующих задач: во-первых, изучением биографии Цинь Шихуанди и влиянием на него философских школ, в особенности школы легистов. Во-вторых, рассмотрением особенностей внешней политики. В-третьих, прослеживанием направления его реформ и их значение для всего государства.

По данной теме существует множество как источников, так и научной литературы. В данной работе я использовал труды таких авторов, как Шан Юэ, Л.С. Переломов, Сыма Цянь, Л.С. Васильев а также другая литература по данной теме.

В первой главе курсовой работы я рассмотрю личность Цинь Шихуанди, его детские и юношеские годы, а также идеологию легизма, которой он придерживался всю жизнь, а во второй главе я рассмотрю объединение Китая в одно государство, войны с кочевниками и реформы Цинь Шихуана.

 

 


Царство Цинь в доимперскую эпоху

Царство Цинь в эпоху Борющихся Царств

 

Царство Цинь было образовано в 771 г до н. э. Сян-гуном. Он получил земли этого царства в награду от правителя Чжоу за борьбу со степными племенами кочевников. В 7 и 6 вв. до н. э., Цинь соперничало с царством Цзинь, находясь в коалиции вместе с царствами Сун и Ци и постепенно расширяло свою территорию за счет захвата земель племен варваров – жунов и ди, обитавших на северо-западе (Васильев Л.С., 2000, с. 64-65). Эти племена составляли значительную часть населения царства и поэтому, среди соседних царств, Цинь считалось варварским. Влияние царства Цинь начало усиливаться в 5 в. до н. э. Для этого есть несколько причин:

Во-первых, царство Цзинь, с которым Цинь, в основном граничило, на протяжении всего 5 в. до н. э. находилось в состоянии острого политического кризиса, который, в конце концов привел к тому, что в 403 г. до н. э. Цзинь распалось на три царства: Вэй, Чжао, Хань. Поэтому Цинь, которое до этого было слабее Цзинь и вело только оборонительные военные действия, могло теперь постепенно расширять свою власть и влияние в соседних царствах.

Во-вторых, царство Цинь занимало выгодную географическую позицию: оно находилось очень далеко на западе и было защищено естественными рубежами — рекой Хуанхэ и горными хребтами — от вторжения соседних царств с востока. Вместе с тем Цинь занимало удобную стратегическую позицию для наступления как на царства среднего течения Хуанхэ (Хань, Чу, Чэнь), так и на пограничные племена.

В-третьих, царство Цинь имело возможность торговать с северными племенами кочевников, которые являлись посредниками между ним и странами Центральной и Средней Азии, что значительно увеличивало богатство царства.

Ну и, наконец, одной из причин укрепления царства Цинь являются реформы Шан Яна, на которых я остановлюсь поподробнее. Их проведение было обусловлено, во-первых, экономическим и политическим отставанием царства Цинь от других царств, а во-вторых, укреплением императорской власти на всей территории царства.

 

Реформы Шан Яна и их влияние на царство Цинь

 

Шан Ян родился в 390 г. до н. э. в царстве Вэй. Впоследствии он переехал в царство Цинь из-за невостребованности своих способностей в своем родном царстве и поступил на службу к циньскому правителю Сяо-гуну (Итс Р. Ф., 1961, с. 57-58). В 359 г. до н. э., он создал первый свод законов. Основные изменения в жизни народа сводились к следующим:

1) Установление системы разделения населения на группы по пять («у») и десять («ши») семей, которые несли ответственность за преступления одной семьи внутри группы. Была также введена ответственность в виде смертной казни за недонесение крестьян о преступлениях и сокрытии преступников у себя в домах. В случае же, если они выдавали преступников, они поощрялись наравне с воинами, которые приносили головы врагов. Нововведенная круговая порука помогала сдерживать недовольство крестьян, которое ранее выливалось в народные восстания, потрясавшее все царство.

2) Введение системы поддержки торговли, ремесел и землепашества, которое легисты считали одним из важнейших занятий в государстве. В рамках этого был отменен налог с урожая и введен новый налог с земли, зависевший от земельного владения. Если стихийное бедствие причиняло ущерб землевладельцу, то он мог уже, как это было ранее, просить помощи у государства в возмещении убытков. Любому желающему было разрешено на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли, что привело к мощному притоку безземельных крестьян из соседних царств. Те, кто переселялся на три поколения получали полное освобождение от уплаты налоговой повинности. Была отменена государственная и общинная собственность на землю и введена неограниченная частная собственность. Это привело к тому, что доля земледельцев в населении царства Цинь стала увеличиваться. Некоторые мелкие земледельцы разорялись, однако крупные земледельцы, в которых Шан Ян видел опору для циньской экономики, богатели. Так же те, кто занимался земледелием, освобождались от трудовой повинности.

3) Аристократы потеряли возможность участвовать в управлении циньским государством, они лишались большинства своих привилегий. Их место в управлении государством заняли военные, которые единственные в циньском государстве в правление Сяо-Гуна признавались полноправными гражданами и обладали немалым количеством привилегий. Устанавливались 20 социальных рангов которые присваивались тем, кто имел воинские заслуги. Также, существовала возможность покупки этих рангов за определенное количество зерна, что было приравнено к проявлению воинской доблести. В зависимости от этого ранга жаловались дома, земли и слуги. Знать, не имеющая воинских заслуг, не включалась в списки знатных фамилий и не имела привилегий.

4) Циньская армия подверглась полному перевооружению, было введено железное оружие и улучшено снаряжение воинов. Правом изготовления оружия стало обладать исключительно государство. В связи с этим улучшилось качество оружия. Был введен новый воинский устав, предусматривающий строжайшую дисциплину и жестокие наказания за её нарушение. Колесницы, ранее составляющие основу всей циньской армии, были заменены на конницу (Ши Цзи, 1996, т. 7, с. 86-89).

Эти реформы укрепили центральную власть циньского государства, повысили количество налогов, поступавших в её казну, увеличили боеспособность её армии, усилили все царство. Они обеспечили приток безземельных крестьян из соседних царств, что позволило развиваться земледелию.

Вскоре после проведения этих реформ и усиления царства Цинь, оно начало вести агрессивные завоевательные войны с соседними царствами. В 331 г. до н. э. Цинь победило царство Вэй. В 318-316 годах до н. э. Цинь воевало с коалицией царств Хань, Чжао, Вэй, Янь, Ци и разгромило их все, захватив часть их плодородных земель. В 311-307 годах до н. э. оно совершило несколько походов против царств Вэй, Хань и Чу.

В III в. до н. э. основным противником Цинь становится Вэй. В 293 г. до н. э. полководец Цинь Бай Ци разгромил совместно действующие царства Хань и Вэй, из-за чего в них наступил экономический и политический кризис. После этого Цинь некоторое время не вело войн, восстанавливая свои силы и осуществляя подготовку к будущим войнам. В 273 году до н. э., оно вновь осуществило поход в царство Вэй, которое так и не смогло полностью оправиться от поражения 293 г. до н. э. В 264 г. до н. э. оно нанесло поражение Хань, а в 260 г. до н. э. – Чжао, уничтожив практически всю его огромную армию, насчитывавшую около 900 тысяч человек. (Древний Китай, 2006, с.66-68)

Успехи царства Цинь в борьбе с соседними царствами обусловлены в первую очередь именно реформами Шан Яна, так как они модернизировали все сферы деятельности государства. Однако, необходимо отметить, что необходимость проведения реформ в китайских царствах назревала давно и в других царствах также существовали многие люди, пытавшиеся провести реформы, которые бы укрепили государство и императорскую власть и урезали привилегии аристократов (У Ци в царстве Чу, Шэй Бу-хай в Хань, Ли Куй в Вэй, и т.д.). Но, по разным причинам, основной из которых являлось сопротивление наследственной аристократии, цеплявшейся за свои полномочия, эти реформы не были доведены до конца. (Переломов Л.С, 1981, с. 43-50). В Цинь же силы аристократов были достаточно слабы, чем и объясняется успешное проведение реформ.

Таким образом, царство Цинь в эпоху Воюющих Царств превратилось из отсталого царства в сильное военно-бюрократическое государство с мощной властью правителя. Поэтому возможности объединить все китайские царства в единую огромную империю были только у царства Цинь, что вскоре и произошло.

 

Сущность легизма

Легизм – одна из основных школ философии эпохи Чжаньго, которая известна также как «Школа законников» (фа цзя). Он зародился примерно в 7 в. до н. э. и окончательно оформился примерно к 3 в. до н.э. Признанного основателя у легизма нет, однако считается, что основы его философии были заложены чиновниками, которые стремились ограничить привилегии наследственной аристократии.

Основные идеи легизма:

1) Уравнивание всех перед Законом и Сыном Неба, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

2) Установление единых для всего государства законов. Под законом понимались уголовные законы и административные распоряжения правительства.

3) Жесткое ограничение общинного самоуправления, подчинение семейных кланов и патронимий местной администрации.

4) Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей

5) Взаимоотношения между властью и народом рассматриваются как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.

6) Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

7) В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников

8) За малейшее преступление необходимо жестоко наказывать, вплоть до обращение в государственного раба и смертной казни.

Первым известным легистом является Гуань Чжун, который занимал должность первого министра в царстве Ци. Он провел множество реформ, направленных на укрепление государства, укрепление царской власти и ослабление наследственной аристократии. Ему принадлежит идея о том, что закон должен стоять над правителем, т.е. правитель должен ему подчиняться точно так же, как и любой другой житель царства. Однако, эта идея не нашла поддержки у поздних легистов, которые предлагали равенство всех перед законом, который творит император, т.е. сам он ему неподсуден.

Помимо него, идеи легизма исповедовали такие известные философы, как Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Шан Ян и Хань Фэй.

Шэнь Бухай, будучи канцлером при дворе правителя царства Хань, выступал за управление государством на основе законов, а не старинных обычаев. Так же, он высказывался о том, что император должен единолично управлять своим царством, не консультируясь со своими приближенными.

Шэнь Дао исповедовал учение, занимающее срединное положение между даосизмом и легизмом. Он проповедовал почтение к закону и уважение к силе власти. Именно он разработал теорию, согласно которой, власть держится не на неких абстрактных законах, а на силе, которая обеспечивает выполнение этих законов.

Хань Фэй завершил формирование легизма, синтезировав систему Шан Яна и концепции Шэнь Дао и Шэнь Бухая в единую теорию деспотической власти, оставив в качестве центрального принцип главенства закона, а также введя в неё некоторые второстепенные положения конфуцианства и даосизма.

Самый значительный период развития легизма – последняя четверть 3 в. до н. э., когда он стал официальной идеологией царства Цинь, а вслед за покорением циньцами соседних государств и возникновением первой в Китае централизованной империи обрел статус первой всекитайской офиц. идеологии, опередив конфуцианство. Однако эра легизма длилась недолго. Просуществовавшая всего полтора десятилетия, империя Цинь в конце 3 в. до н. э. рухнула, похоронив под своими обломками и идеологию легизма. В империи Хань официальной идеологией стало имперское, или ханьское конфуцианство, которое впитало все лучшее, что было в идеологиях легизма и конфуцианства, и использовало гуманные и ненасильственные методы для пропаганды своих идей. В качестве государственной идеологии оно просуществовало до 1911 года. Легизм же был возрожден в годы управления Китаем Мао Цзэдуном, отдававшим ему предпочтение перед конфуцианством, идеология которого он считал консервативной и устаревшей.

 



2020-02-04 413 Обсуждений (0)
Реформы Шан Яна и их влияние на царство Цинь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы Шан Яна и их влияние на царство Цинь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)