ГЛАВА 3. Перспективы развития морского транспорта России
Учитывая важное значение морской экономики в развитии страны, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919 утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан». Основной целью ФЦП «Мировой океан» является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ[6]. Принята «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 27 июля 2001 г. № Пр-1387). Морская доктрина Российской Федерации стала основным документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности[7]. В 1999 г. был принят новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. В связи с нарастанием кризисных явлений в морском транспорте России для их преодоления в 2001 г. Министерством транспорта РФ была разработана и утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России», реализовать которую предполагается в 2002-2010 гг. Подпрограмма «Морской транспорт» входит в состав ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Она является продолжением Федеральной целевой программы «Возрождение торгового флота России», разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1992 г. № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России» и утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России». Установленный срок действия программы охватывал период с 1993 г. по 2000 г. В связи с тем, что в указанный период российская экономика находилась в состоянии кризиса программу, в полном объеме выполнить не удалось. Так, ею предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т. Реальное пополнение же составило всего около 25% по числу судов (т. е. 147 судов) и 5% по дедвейту от намеченного в Программе[8]. Поэтому подпрограмма «Морской транспорт» включает многие мероприятия, предусмотренные ранее программой «Возрождение торгового флота России». В подпрограмме «Морской транспорт» указывается, что «общее положение в российской экономике оказало существенное влияние на состояние отечественного морского транспорта. Отсутствие денежных средств, как у предприятий отрасли, так и в федеральном бюджете привело к старению материально-технической базы отрасли, в частности, износу гидротехнических сооружений, превышению нормативных сроков службы подъемно-транспортного оборудования в портах, увеличению среднего возраста судов транспортного и обеспечивающего флота. Кроме того, на работе морского транспорта отрицательно сказываются последствия раздела отрасли между бывшими союзными республиками, в результате которого отрасль лишилась значительной части специализированного флота и ряда перегрузочных комплексов». Далее перечисляются следующие достаточно устойчивые негативные тенденции: «- из-за нехватки производственных мощностей в морских портах, особенно в Балтийском и Черноморско-Азовском бассейнах, около 30% российских внешнеторговых грузов переваливается в портах стран Балтии и Украины. Причем в Балтийском бассейне эта величина составляет 58%, в том числе по наливным грузам - 82%; - 62% морского транспортного флота, контролируемого Россией, работает под иностранным флагом, в результате чего государство с этой части флота не получает налогов; - отечественный флот вытесняется с перевозок российских внешнеторговых грузов на перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), где он в силу своей низкой конкурентоспособности работает недостаточно эффективно. В настоящее время из всего объема грузов, перевезенных флотом морских пароходств в заграничном плавании, внешнеторговые грузы составляют чуть более 3%; остальные перевозки приходятся на ГИФ; - средний возраст судов под российским флагом превысил 19 лет, в то время как средний возраст судов под иностранными флагами в составе контролируемого Россией флота равен 9,5 годам. Таким образом, под российским флагом работает наиболее старый и неконкурентоспособный флот; - обеспечивающий флот в количественном и качественном отношениях не соответствует современным требованиям, что снижает уровень безопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте. Если не переломить данные тенденции, указано в подпрограмме, то морской транспорт может стать тормозом в начавшемся подъеме российской экономики и расширении внешней торговли. Таким образом, проблемы морского транспорта являются фактически не столько отраслевыми, сколько общегосударственными проблемами». В подпрограмме также указывается, что ее целью является создание высокодоходной, хорошо организованной и технически оснащенной, конкурентоспособной на мировом транспортном рынке системы морского транспорта, полностью обеспечивающей потребности страны в морских внешнеторговых и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров, а также перевозку транзитных грузов и эффективный экспорт транспортных услуг. Наряду с общими задачами по достижению данной цели (повышения безопасности и конкурентоспособности, улучшения подготовки специалистов и т. д.) предусматривается выполнение конкретных количественных показателей, в частности, ставится задача обеспечения перевозки отечественным флотом не менее 40% российских внешнеторговых грузов. Для решения указанных задач предусмотрено строительство 266 судов суммарным дедвейтом 7,7 млн. т. В их число входят танкера, в том числе крупнотоннажные (дедвейтом 100, 120, 150 тыс. т) в количестве 73 единиц суммарным дедвейтом 4,0 млн. т; 34 навалочника (балкера) общим дедвейтом 0,9 млн. т; 14 комбинированных судов общим дедвейтом 1,3 млн. т, а также контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторные и универсальные суда, паромы. Наливной флот по дедвейту будет составлять 52% всего пополнения транспортного флота, а вместе с комбинированным флотом - 69%. Средний возраст судов российских морских пароходств к 2010 г. должен составить 13,2 года. Предполагается, что с учетом ввода в эксплуатацию нефтеперевалочных комплексов в портах Россия будет полностью контролировать морские перевозки нефти и нефтепродуктов - основной статьи российского экспорта. Часть судов будет иметь ледовый класс (УЛ) специально для выполнения арктических перевозок. Подпрограмма предусматривает строительство обеспечивающего флота, прежде всего ледоколов, включая атомный ледокол «50 лет Победы». На строительство ледоколов будет затрачено более 70% всей суммы, направляемой на финансирование развития обеспечивающего флота. Намечено также строительство судов аварийно-спасательного, природоохранного, гидрографического, дноуглубительного, учебного флота. В подпрограмму также включено строительство объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, тренажерных центров, учебных и лабораторных корпусов отраслевых учебных заведений. С целью ускорения выполнения подпрограммы предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, было указано на необходимость принятия следующих законов: «О международном реестре судов РФ», «О морских портах», «О государственной поддержке судостроительной промышленности РФ» и ряд других, а также предложены изменения в ряд действующих законов. Подпрограмму «Морской транспорт», как и программу «Модернизация транспортной системы России», планировалось выполнить в два этапа. На первом этапе (2002-2005 гг.) планировалось «преодоление кризисного состояния морского транспорта и создание условии для последующего устойчивого роста его производственной мощности в соответствии с потребностями развивающейся российской экономики». Для преодоления негативных тенденций развития морского флота Министерством транспорта РФ был предпринят ряд мер. Впервые осуществлено стимулирование строительства судов для российских судовладельцев на заводах России. Примером может служить закладка серии универсальных судов типа «Валдай». Они строятся в России под российскую регистрацию с использованием бюджетного субсидирования кредитных ставок при поддержке Сбербанка. Эти суда нового поколения должны обеспечить российским судоходным компаниям прибыльную работу на мировом фрахтовом рынке, что, в свою очередь, вновь создаст платежеспособный спрос для судостроителей. Для возврата судов российского торгового флота под отечественный флаг и пополнения новыми современными судами принят Федеральный закон от 20.12.2005 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Необходимость его принятия вызывала острые дискуссии среди моряков и судостроителей. Активно поддерживал принятие закона российский союз судовладельцев (СОРОСС). Основные аргументы в пользу принятия данного закона состояли в том, что ввиду низкой конкурентоспособности российских судов (в 1,5-2 раза ниже, чем в странах с удобным флагом) принятие данного реестра позволит не только возвратить часть судов под российский флаг, но и получить свободные средства для развития судостроения. По расчетам Министерства транспорта можно будет привлечь в судостроительную отрасль около 500 млн. долл. ежегодно, обеспечить дополнительные рабочие места для 150 тысяч человек, увеличить производство в смежных отраслях в три раза[9]. Вместе с тем, принятие данного закона вызывало возражения профсоюзов, поскольку уровень заработной платы предусмотрен примерно в два раза ниже, чем рекомендуемый Международной федерацией транспортников. Работа над проектом данного закона велась с 1997 г., но лишь в декабре 2005 г. данный законопроект был одобрен Государственной Думой РФ и подписан Президентом РФ. В соответствии с законом в Российском международном реестре судов (РМРС) могут регистрироваться суда, которые используют для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных, связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (в частности, услуги по буксировке и ледокольному обеспечению). Важным отличием Международного реестра от действующего Государственного судового реестра является тот факт, что в нем могут быть зарегистрированы как суда, находящиеся в собственности российских лиц, так и суда, зафрахтованные российским фрахтователем по договору бер-боут-чартера. Данный закон вносит важнейшие изменения в Налоговый кодекс РФ, а именно - зарегистрировавшиеся в РМРС суда не платят четыре налога - на имущество и прибыль, транспортный налог и НДС. Не подлежат налогообложению суда, ввозимые на территорию РФ и подлежащие регистрации в Международном реестре. Одновременно в законе «О таможенном тарифе» введена статья, согласно которой освобождаются от пошлины суда, регистрируемые в Международном реестре судов. Для предоставления этой льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском реестре и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию в этом реестре. Вместо отмененных налогов судовладельцы, зарегистрировавшие свои суда в РМРС, платят сборы - регистрационный и ежегодный. Согласно положению Кодекса торгового мореплавания (Государственная пошлина) за регистрацию судов в Международном реестре, а также за ежегодное подтверждение регистрации в этом реестре уплачивается государственная пошлина в размере и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Для расчета госпошлины за регистрацию установлена шкала, в которой размер пошлины определяется валовой вместимостью судна до определенных размеров, плюс определенная сумма за каждую единицу валовой вместимости. Например, за судно валовой вместимостью от 80 до 3000 единиц уплачивается 26 000 руб. плюс 4,7 руб. за каждую единицу вместимости. За судно валовой вместимостью свыше 20 000 необходимо уплатить 67 000 руб. плюс 1,6 руб. за каждую единицу вместимости. За ежегодное подтверждение регистрации также уплачивается госпошлина, размер которой достаточно невысокий. Приведенные выше ставки госпошлины примерно находятся на уровне ставок, взимаемых в странах открытой регистрации. По расчетам, проведенным специалистами ОАО «Совкомфлот», регистрация танкера дедвейтом 100 тыс. т в Либерии составит 13 тыс. долл., в РМРС - 18 тыс. долл., в норвежском реестре - 21 тыс. долл. Необходимо отметить, что в отличие от регистрации в странах «удобного» флага приписка к РМРС не освобождает судовладельца от уплаты единого социального налога (ЕСН). Это обстоятельство снижает привлекательность РМРС, зато, как считают разработчики закона, гарантирует социальную защиту моряков - их пенсионное и медицинское обеспечение. Таким образом, Федеральным законом №168-ФЗ созданы условия для функционирования Международного реестра судов. Создание данного реестра должно повысить конкурентоспособность отечественного флота, стимулировать привлечение инвестиций в его развитие и создать предпосылки для решения следующих задач: - привлечение под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, которые в настоящее время уходят под «удобные» флаги; - привлечение под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует российского флага (к примеру, в Арктике), а также стран, не имеющих выхода к морю (Белоруссия и др.); - создание дополнительных рабочих мест на судах и берегу; - повышение авторитета торгового флота России в мировом судоходстве; - получение дополнительных доходов в государственный бюджет от сборов за регистрацию судов в Реестре. Решение перечисленных задач защищает интересы государства. В то же время в создании Реестра заинтересованы и судоходные компании. У них появится возможность получать кредиты зарубежных банков при условии регистрации судов не в оффшорных зонах, а в созданном Российском реестре. По предварительным расчетам Министерства транспорта предполагается наличие во втором реестре 750 судов дедвейтом 17 млн. т. Под «удобный» российский флаг будут строиться и новые суда, увеличив тем самым объем производства отечественных верфей в четыре-пять раз. Вместе с тем, по оценкам независимых экспертов, в настоящее время российский международный реестр по-прежнему проигрывает по экономичности эксплуатации флота странам «удобного» флага, где платятся в основном только ежегодные относительно небольшие сборы. Тем не менее, в РМРС зарегистрировано на 2007 г. 177 судов тоннажом около 600 тыс. т. Необходимо отметить, что в основном это суда, которые построены в России, и основной флот в реестре приходится на суда типа «река-море». Для таких судов второй реестр представляет значительные выгоды, поскольку основные рейсы они совершают между российскими речными портами и иностранными морскими, а чтобы заходить в российские реки, им нужен российский флаг. Что касается морских судов, то в настоящее время переводятся во второй реестр в основном старые суда. Основные пункты реализации подпрограммы «Морской транспорт» планируется осуществить на втором этапе (2006-2010 гг.). На этом этапе ставится задача полного удовлетворения потребности страны во внешнеторговых и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров морским транспортом, а также выполнения транзитных перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории России, и эффективного экспорта транспортных услуг. В области развития морских портов важнейшей задачей является обеспечение перевалки российских внешнеторговых (в основном, экспортных) грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на отечественные порты. Подавляющую долю в указанных грузопотоках составляют наливные и навалочные грузы. Для увеличения экспорта сырой нефти и нефтепродуктов морским транспортом в Финском заливе начато строительство, кроме порта Приморск, нового порта в районе бухты Батарейной, а на Черном море глубоководных причалов для нефтегрузов в портах Новороссийск и Туапсе. Объемы перевалки сырой нефти на Черном море возрастут в связи с реализацией проекта трубопроводной системы Каспийским трубопроводным Консорциумом (КТК), который предусматривает транспортировку нефти на экспорт из Казахстана (включая Тенгизское месторождение) и России через морской терминал в районе г. Новороссийска (Южная Озереевка). В настоящее время КТК транспортирует в Новороссийск около 30 млн. т нефти в год, откуда она танкерами отправляется через турецкие проливы в Европу. На Дальнем Востоке планируется строительство нефтеперевалочных комплексов в портах де-Кастри и Восточный. Учитывая высокий уровень потребности экономики Японии в импорте энергоносителей и начавшиеся переговоры с Россией по данному вопросу, это строительство можно считать весьма перспективным. Если данные мероприятия будут реализованы, то в 2010 г. в морских портах будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы для сырой нефти и нефтепродуктов общей производственной мощностью более 100,0 млн. т в год. С целью контроля за передвижением внешнеторговых грузов планируется ввести во всех портах систему электронного учета. Для транспортировки сухих грузов предусмотрено строительство в Лужской губе Финского залива многоцелевого Морского торгового порта Усть-Луга пропускной способностью до 120 млн. т различных грузов в год. Предполагается, что к 2010 г. грузооборот порта Усть-Луга составит 36 млн. т. В 2010 г. в российских морских портах будет реконструировано и построено перегрузочных комплексов мощностью 262 млн. т. Это позволит сократить долю российских внешнеторговых грузов, проходящих через порты стран ближнего зарубежья, с 30% в 2000 г. до 4,8% в 2010 г. К 2010 г. в данных портах по плану будет переваливаться примерно 16 млн. т российских грузов (из них 11,5 т наливных). Общий объем перевозок грузов морским транспортом, контролируемых Россией к 2010 г. планируется увеличить в 1,5 раза. С целью обеспечения реализации данных планов 8 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон устанавливает разграничение между морским портом как имущественным комплексом и организациями, осуществляющими свою деятельность в порту. Также в законопроекте устанавливаются правовые режимы использования земельных участков и водных объектов в процессе функционирования морских портов. При этом предусматриваются частная, государственная и муниципальная формы собственности на земельные участки в границах морского порта. Одновременно устанавливается запрет на частную собственность для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Законопроект также содержит особенности условия аренды земельных участков, включая аренду и заключения инвестиционных соглашений в отношении объектов инфраструктуры морских портов, находящихся в федеральной собственности. Кроме данного закона приняты поправки к закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Федеральный закон № 240-ФЗ от 30 октября 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации), в которых определены порядок и правила функционирования портовых особых экономических зон. В целом на реализацию подпрограммы «Морской транспорт» с 2002 по 2010 гг. планируется затратить 430 317, 26 млн. руб. в ценах 2001 г. (14, 3 млрд. долл.). Из них бюджетные средства составляют 15% от всего объема финансирования. Остальная сумма приходится на внебюджетные средства предприятий отрасли, из которых 53% по плану составляют кредиты. Окупаемость инвестиций по морским портам ожидается к 2012 г., по морскому флоту - к 2013 г. В подпрограмме предусмотрено усиление мер государственного регулирования рынка морских транспортных услуг, в частности, предусмотрено возвращение к советской системе резервирования внешнеторговых грузов за отечественными судоходными компаниями. В СССР существовало правило: отечественные внешнеторговые организации обязаны были более 50% экспортно-импортных грузов перевозить отечественным транспортом. Такая протекционистская политика осуществляется практически во всех странах, имеющих значительный морской флот. В США за национальными судовладельцами резервируется 100% военных и 50% правительственных грузов, что обеспечивает им около 30% загрузки флота. Во Франции за национальным флагом резервируется 2/3 перевозок нефти, 60% гидрокарбонатов, 40% угля. В Испании за национальным флотом резервируются перевозки нефти, табака и хлопка. Резервирование грузов за национальным перевозчиком (как метод стимулирования развития своего торгового флота) широко применяется и в развивающихся странах. В Аргентине, Перу, Уругвае резервируются 50% экспортно-импортных перевозок. Прогнозные оценки, выполненные в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России» - подпрограмма «Морской транспорт», показывают, что объем внешнеторговых грузов России может возрасти в 2010 году на 48,2%, а тоннаж контролируемого Россией флота по самым оптимистичным оценкам может увеличиться на 36,0%, в т. ч. перевозки наливных грузов могут возрасти на 50,0%, а наливной флот увеличиться на 55,0%; перевозки сухих грузов могут возрасти на 46,5%, а сухогрузный флот на 7,0%. Для освоения 50% прогнозируемого объема перевозок грузов внешней торговли были намечены основные направления реализации данной задачи. Необходимый тоннаж для перевозки 50% грузов внешней торговли в 2010 г. составляет 550 сухогрузных и 185 наливных судов. В подпрограмме указывается на необходимость снижения таможенных пошлин, предоставление различных налоговых льгот, а также государственных субсидий и гарантий при строительстве и эксплуатации морского транспорта. Многие эксперты подвергают сомнению возможность возрождения российского морского транспорта и считают, что перспектив у российского флота почти нет. Их скептицизм обоснован вполне конкретными фактами. До распада СССР морской транспорт приносил в бюджет более 2 млрд. долларов США в год. В 2000 г. эта цифра составила в РФ всего 380 млн. долларов США. Доходы российских судовладельцев, располагаемых в национальных банках, сократились в 2,5 раза: с 500 млн. долл. в США в 1995 г. до 195 млн. долл. США в 2001 г. В 2010 г. они могут составить всего 76 млн. долл. Но как показывают даже примерные расчеты, только резервирование грузов может повысить доходы российских судоходных компаний более чем на 2 млрд. долл. Некоторые эксперты полагают, что в условиях современной рыночной экономики, создание мощного национального морского торгового флота России за счет частных инвестиций и кредитов национальных банков практически нереально. Мощности национальных коммерческих банков недостаточны для кредитования строительства судов. К тому же рынок морских транспортных услуг является наиболее интернационализированным сектором мировой экономики с высоким уровнем конкуренции, что вынуждает судовладельцев искать новые пути уменьшения расходов, в том числе путем регистрации судов в странах «удобного» флага. До тех пор пока законодательство России не будет приведено к стандартам данных стран, частные инвесторы не будут вкладывать капиталы в строительство судов под «удобным» флагом, так как он не сможет конкурировать на фрахтовом рынке. Единственный выход из этого положения - это строительство флота за счет государственных средств с передачей их в эксплуатацию российским судоходным компаниям[10]. В России имеются определенные возможности по возрождению флота. Это сохранившиеся производственные мощности судостроительных предприятий, которые в настоящий момент не загружены. Сохранилась также в значительной степени и система образования плавсостава, которая позволяет российским морякам успешно конкурировать на международном рынке транспортных услуг. Постоянное положительное сальдо внешнеторгового оборота России дает возможность закрепления внешнеторговых грузов за российскими судоходными компаниями, что обеспечит их постоянными заказами на перевозку данных грузов. В настоящее время Правительством РФ разрабатывается федеральная целевая программа «Развитие транспортного комплекса России на период 2010-2015 годы». В отношении морского транспорта предусматривается строительство и реконструкция объектов систем управления движением судов, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ». Будет создана Глобальная система связи при бедствии, обеспечивающая безопасность на подходах к морским портам России. Успешно работает глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов в Мировом океане «Виктория». Она станет основой системы дальней идентификации и контроля за местоположением судов в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74. В скором времени Россия создаст резервный центр обмена данных названной системы и тем самым своевременно выполнит требования конвенции. В 2007 г. создана и зарегистрирована государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). В ОСК войдут все государственные судостроительные активы и государственные пакеты акций в частных компаниях. Корпорация будет производить военные корабли и гражданские суда. Ее структура будет включать три региональных субхолдинга: Северный (Северодвинск), Западный (С.-Петербург и Калининград) и Дальневосточный. В них будут консолидированы ведущие отраслевые конструкторские бюро, которые станут работать над созданием судов для работы на континентальном шельфе. Кроме ОСК Правительство также решило создать на основе частно-государственного партнерства два судостроительных комплекса (на Балтике и на базе «Дальзавода» на Дальнем Востоке) для производства крупнотоннажных кораблей. Поднять отечественное судостроение призвана и Стратегия судостроения, рассчитанная на период до 2020 года. Данная стратегия утверждена приказом Минпромэнерго № 354 от 6 сентября 2007 г. и призвана обеспечить повышение международной конкурентоспособности отрасли. Программные мероприятия Стратегии предусматривают совершенствование научно-технического и производственного потенциала отрасли, оптимизацию ее структуры и законодательное обеспечение развития судостроения. Для реализации стратегии планируется затратить около 300 млрд. рублей. Предполагается, что спрос на морские транспортные средства для освоения российского морского шельфа к 2020 г. увеличится в 3,1 раза по сравнению с 2006 г. Российские судостроители должны занять до 2% мирового рынка гражданского судостроения и принести существенные доходы в федеральный бюджет. Реализация Стратегии развития судостроительной промышленности до 2020 г., по мнению экспертов, позволит также изменить структуру производства отрасли за счет опережающего роста гражданского судостроения по сравнению с военным; увеличить объемы производства к 2015 г. в 2,2 раза; сохранить объемы экспорта продукции военного судостроения на уровне 15-20% мирового рынка; обеспечить удовлетворение российских потребителей в основной номенклатуре специальных судов и морской техники, в том числе и для освоения прибрежного шельфа. Минпромэнерго России также проводится работа по возможным направлениям развития производственной базы в направлении создания мощностей для строительства судов и морской техники водоизмещением до 140 тыс. т. 8 ноября 2007 г. Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Основные направления развития морской техники до 2016 г.», на выполнение которой предусмотрено финансирование в размере 136,4 млрд. руб. из них 91 млрд. руб. - из федерального бюджета. В судостроении, кроме строительства обычных судов, предусматривается также строительство газовозов и буровых платформ для освоения морского шельфа. В результате к 2015 г. строительство морских судов на российских верфях должно увеличиться в два раза, а объем внутреннего рынка гражданского судостроения составить 570 млрд. рублей. Таким образом, указанные решения органов государственной власти России призваны обеспечить не только выход из кризиса морского транспорта страны, но и его дальнейшее инновационное развитие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в данной курсовой работе мы рассмотрели этапы развития морского транспорта в экономике России. Морской транспорт и базирующийся на нем рынок морских транспортных услуг являются одними из важнейших секторов современной мировой экономики. Сравнительный анализ исторического развития морского транспорта позволяет сделать вывод о том, что только те государства добивались успехов в экономическом развитии и международной торговле, которые уделяли первостепенное внимание его развитию. Длительное лидерство в XIX веке Великобритании, а затем в XX веке США в мировой экономике не в последнюю очередь объясняется тем обстоятельством, что они имели первоклассный торговый и обеспечивающий его военно-морской флот. В настоящее время морской транспорт по-прежнему сохраняет значительное преимущество перед другими видами транспорта при осуществлении перевозок внешнеторговых грузов. Большая часть грузооборота и международных перевозок принадлежит морскому транспорту, и это положение, по мнению многих исследователей, сохранится на протяжении нынешнего столетия. Значение морского транспорта на современном этапе развития мирового хозяйства увеличивается в связи с тем, что все больше ресурсов Мирового океана используется в экономической деятельности. Их эффективная разработка невозможна без проектирования и строительства новых типов судов, обеспечивающих потребности добычи и транспортировки. Ведущую роль в морском транспорте занимают развитые страны с рыночной экономикой. Они контролируют большую часть мирового транспортного флота. При этом развитым странам принадлежит самый современный и молодой флот. В связи с ужесточением экологических стандартов в развитых странах дифференциация между флотами развитых и развивающихся стран усиливается. Вместе с тем в начале XXI века значительно увеличилась доля развивающихся стран в морском транспорте, особенно в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что связано в первую очередь с созданием и развитием экспортоориентированных производств. В Южной Корее, Японии и Китае сосредоточены основные мощности судостроительной промышленности мировой экономики. Эти три страны в совокупности строят более 70% новых судов. Особенно интенсивно в последнее время развивается морской транспорт в Китае, что связано с его общим экономическим подъемом. Что касается России, то распад СССР самым негативным образом отразился на состоянии дел в морском транспорте. Советский морской флот, являясь одним из крупнейших в мире, вместе с тем был одним из самых современных и успешно конкурировал с флотами развитых государств. После 1991 г. Россия лишилась самых современных и наиболее мощных портов на Балтийском и Черном морях, и за период экономических реформ 90-х годов XX века объем перевозок на морском транспорте значительно сократился. С целью преодоления негативных тенденций в развитии морского транспорта страны руководством России в последние годы принят ряд документов, в частности Федеральная целевая программа «Мировой океан», «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», реализовать которую предполагается в 2002-2010 гг. и ряд других. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксютин Л.Р. «Общий курс морского транспорта». - Одесса: ООО «ЛАСТАР», 1998. 2. Ханин М. «Морской транспорт и экономическая безопасность России» // Морской флот. № 2. 2007. 3. Соболев М.Н. «Очерки из истории всемирной торговли». – С-Пб.: ТОО «Аллегория», 1994. 4. Баскаев К. «Под защиту родного флага» // Морские вести России. № 5-6. 2005. 5. «Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001». -М.: Алгоритм, 2002. 6. Федеральная целевая программа «Мировой океан» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919. 7. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. № Пр - 1387. 8. Подпрограмма «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». // Официальный сайт службы морского флота Министерства транспорта России - httр://www.morflot.гu. 9. Лукьянович Н.В. «Морской транспорт в мировой экономике»/ учебное пособие. М.: «Моркнига» 2009. 10. Васильева Л. «На море должен быть порядок». // Транспорт России. № 47(491). 22.11.2007. 11. «Внешнеэкономическая деятельность». // Под редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. - М.: Мастерство, 2006. [1] Аксютин Л.Р. «Общий курс морского транспорта». - Одесса: ООО «ЛАСТАР», 1998.
[2] Ханин М. «Морской транспорт и экономическая безопасность России» // Морской флот. № 2. 2007.
[3] Соболев М.Н. «Очерки из истории всемирной торговли». – С-Пб.: ТОО «Аллегория», 1994. [4] Баскаев К. «Под защиту родного флага» // Морские вести России. № 5-6. 2005 [5] «Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001». -М.: Алгоритм, 2002 [6] Федеральная целевая программа «Мировой океан» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919 [7] Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г. № Пр - 1387 [8] Подпрограмма «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». // Официальный сайт службы морского флота Министерства транспорта России - httр://www.morflot.гu.
[9] Лукьянович Н.В. «Морской транспорт в мировой экономике»/ учебное пособие. М.: «Моркнига» 2009.
[10] Васильева Л. «На море должен быть порядок». // Транспорт России. № 47(491). 22.11.2007.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |