Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура правовой системы



2020-02-04 267 Обсуждений (0)
Структура правовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




правовой общество юридический

Общеизвестно, что правовая система представляет собой исторически сформировавшуюся систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов правовой реальности. Представляется верным вывод исследователя Беседина А.А. о том, что правовая система начинается тогда, когда мы «накладываем» структуру на правовую действительность и начинаем «замечать» определенную структуру.

Но структура системы это, прежде всего, принцип построения, принцип взаимосвязи элементов (системообразующий фактор), который и определяет индивидуализирующие, отличительные признаки данной системы.

Как и всякая системное образование правовая система состоит из взаимодействующих подсистем и элементов, а также обладает механизмом автономного существования. В этом и заключается сущность любого системного образования.

Традиционно выделяются национальные (внутригосударственные) правовые системы и международная правовая системы.

Профессор Матузов Н.И. писал, что национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. То же самое суждение относится и к международной правовой системе, элементы которой и принципы функционирования обусловлены исторически сложившейся формой международных отношений.

Безусловно данные системы взаимодействуют, но ставить вопрос о господстве одной над другой некорректно, поскольку каждая выражает и обеспечивает реализацию воли разных властвующих субъектов. Нельзя ставить вопрос о подчинении одной правовой системы другой, поскольку у каждой из них свои объективно сформировавшиеся задачи и функции.

При этом под структурой правовой системы следует понимать определенный способ связи ее компонентов, который придает системе относительную устойчивость и качественную обособленность.

Компоненты и структура правовой системы в своей совокупности обусловливают ее природу и качество.

В настоящее время в отечественной теории права достаточно четко обозначились три основных подхода к структуры правовой системы в ее внутригосударственном понимании.

При рассмотрении структуры правовой системы необходимо иметь в виду, что в качестве основного элемента она включает в себя право, которое является результатом взаимодействия государства и общества в создании содержащихся в правовых нормах легитимных предписаний, выражающих основное содержание общественного правосознания и уровень его развития во всех сферах жизнедеятельности. Роль общества в формировании властных предписаний является определяющей по отношению к деятельности органов государства, непосредственно создающих нормы права, так как оно является носителем основных критериев регулирования существующих в нем отношений. Данные критерии впоследствии трансформируются в основные принципы права, которые развиваются и конкретизируются в правовых нормах, создавая при этом определенные способы и методы правового регулирования.

Указанное состояние права как общественного явления приводит к необходимости выделения в нем двух компонентов - естественного права и позитивного. Естественное право - это и есть обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов юридических норм - норм позитивного права. Позитивное право, в свою очередь, являясь объективным явлением, предстает в виде системы действующих норм, процесс формирования которых обуславливается взаимодействием положений естественного права, присущих определенному обществу на конкретно-историческом этапе его развития, и его государственно-политических институтов, которые в соответствии со своей компетенцией непосредственно объективируют эти положения с целью обеспечения их регулирующего воздействия. Эти правовые компоненты, в силу системности социальных связей в обществе, также вынуждены функционировать в виде своеобразно-определенных систем, получивших соответственно название системы права и системы законодательства, причем в указанном аспекте естественное право приобретает характер доминирующей правовой идеологии, которая становится социально значимой будучи конститутивным элементом системы права.

Соотношение системы права, системы законодательства имеет функциональное значение для правовой системы и правового регулирования как такового. Это обуславливается самой природой права, которое можно рассматривать как возможность контролирования общественных процессов, путем установления легитимных рамок их существования, носящих характер общеобязательных правовых предписаний. С этой точки зрения, содержащиеся в системе права принципы правового регулирования, представляют собой собственно право в самом абстрактном его выражении, которое, будучи закреплено в системе законодательства, приобретает свою действенную силу, обеспечивая при этом непосредственное действие данных принципов через нормативные акты различного уровня.

Таким образом, правовая система может быть определена как структурная взаимосвязь системы права и системы законодательства, осуществляющая непосредственное правовое регулирование и характеризующая функциональное содержание и назначение права как системного социального регулятора в целом.

По мнению А.П. Глебова, характер источников права - не единственный и далеко не определяющий критерий отнесения национальной правовой системы к той или другой правовой семье.

Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах теоретиков права, ни один из них не подвергает сомнению тезис о том, что правовая система формируется применительно к праву, выступающему для нее в качестве главного системообразующего фактора. Существо противоречий, таким образом, определяется здесь различием представлений отдельных авторов о перечне производных от правовых норм структурных единиц правовой системы.

В рамках этого процесса в целом ряде случаев субъективно-произвольный подход к определению ее компонентов, стремление включить в состав правовой системы максимально возможное количество разнородных элементов, превалирует над намерением очертить ее границы и содержание на основе достаточно четких и функционально обоснованных критериев. С другой стороны, незначительно проясняет ситуацию и точка зрения о том, что понятие правовой системы конструируется исключительно в целях определения строения права как нормативного образования, а также выявления и анализа возникающих в его рамках внутрисистемных связей и отношений. В этом случае, досконально изучив «внутренний мир» различных нормативно-правовых конструкций, мы оставляем за пределами своего внимания главное - условия и механизм реализации их предписаний на практике.

В.В. Сорокин указывает, что из всего обилия правовых явлений к элементам правовой системы необходимо относить только то, «что необходимо для эффективного процесса правового воздействия на общественную жизнь, для целенаправленного благотворного влияния на сознание и поведение субъектов права». При таком подходе наиболее близкой к действительности представляется позиция тех авторов, которые считают, что в статическом состоянии правовая система выступает как «совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативная сторона системы), совокупность правовых учреждений (организационный компонент) и совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу (идеологический компонент)».

В состав нормативного компонента национальной правовой системы входят не только нормы внутреннего права соответствующей страны, но и обязательные для нее принципы и нормы международного права, а также действующие на ее территории в рамках коллизионного метода регулирования нормы права иностранных государств. В качестве административно-организационной составляющей правовой системы выступают законодательные, исполнительные, судебные и другие государственные и общественные юридические органы, учреждения и организации, обеспечивающие осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности, функции защиты права. Они образуют тот необходимый институционный каркас, без которого реализация норм права стала бы невозможной.

Третий компонент правовой системы в ее статическом представлении - правовая идеология, понимаемая в данном случае как систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества. С ее помощью происходит формирование и распространение правовых знаний на всех уровнях его социальной структуры, предпринимаются попытки блокирования и деактивации негативных стереотипов в правовом сознании. Кроме того, «элементом правовой системы является та часть официального и доктринального правосознания, которая относится к методам (приемам) истолкования принципов и норм действующего права в процессе его реализации».

Что касается представления о структуре национальной правовой системы в динамике ее функционирования, то в данном случае следует говорить о взаимодействии права, юридической практики и правовой психологии.

Таким образом, национальная правовая система представляет собой характерную для данного государства (общества) целостную совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

К структуре правовой системе, как правило, включают:

) право - главный, цементирующий элемент правовой

системы, вокруг которого интегрируются все другие элементы.

Это базовая подсистема в системе. Именно влияние права определяет

направления развития и функционирования системы в целом;

) правоотношения, которые возникают в результате перехода правовых норм на основе соответствующих юридических фактов в фактические общественные отношения;

) права и обязанности лица - своеобразную визитную карточку

этой системы;

) правовую культуру и правосознание, которым сейчас предоставляется особенная (ключевая) роль и которые есть своего рода барометром правовой системы;

) юридическую практику, в том числе судебную. Без этого элемента правовая система была бы мертворожденным образованием;

) правовое поведение;

) систему юридического образования,

) систему правовой информации;

) связи между этими элементами, которые определяют результат их взаимодействия (например, законность, правопорядок).

По мнению А. X. Саидова, для характеристики правовой системы ключевыми являются категории «правопонимания», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно прежде всего охватывать систему взглядов, идей, представлений, теорий, то есть «правопонимание», в данный исторический период; анализ нормативной основы, ее структуры; систему осуществления права.




2020-02-04 267 Обсуждений (0)
Структура правовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура правовой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)