Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика функций правовой системы



2020-02-04 824 Обсуждений (0)
Характеристика функций правовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перспективным является подход к классификации функций правовой системы Л.А. Луць, которая разграничивает внутренние и внешние функции правовой системы. Среди внутренних функций: целевая, регулятивная, восстановительная, организационная, контрольная. Среди внешних функций: адаптационная, оптимизационная, интегративная.

З.К. Аюпова, рассматривая правовую систему как полисистемный комплекс нормативного, идеологического и организационного уровней правовой действительности, связывает ее с осуществлением интегративной, регулятивной и коммуникативной функций, используемых с целью укрепления конституционного строя. Характерно при этом утверждении автора, что главной функцией правовой системы является интегративная, в отличие от того, что главной функцией права является регулятивная.

Для решения вопроса о функциях правовой системы можно использовать аналогию с рассмотрением функций политической системы, учитывая, что правовая и политическая системы являются подсистемами социальной системы.

Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин выделяют такие функции политической системы:

) определение целей и задач общества;

) мобилизация ресурсов;

) интеграция всех элементов общества;

) легитимация как достижение определенного соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

В современной трактовке функции политической системы связываются с выполнением определенной совокупности задач, среди которых:

а) политическое руководство обществом - функция целеполагания;

б) согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтов, угрожающих целостности общества - функция интегративная;

в) организация членов общества на поддержание образца - функция поддержания образца (организационная);

г) восприятие и реагирование на потоки информации - функция информационно-коммуникативного обеспечения.

В учебнике «Политология» среди функций политической системы названы: выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества; организация деятельности общества по выполнению социальных задач и программ; координация отдельных элементов общества; легитимация как деятельность по узакониванию политической системы; политическая социализация; артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику; стабилизация - т.е. обеспечение стабильности и устойчивости развития общества.

В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы Г. Алмонда и Д. Пауелла, которые разделяют функции на две разновидности: функции, обеспечивающие сохранение системы в целом; функции, обеспечивающие потребности самой политической организации.

По-видимому, в таком же аспекте могут быть разделены функции правовой системы. Иными словами, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).

Думается, что такой подход определяется также наличием внутренних и внешних связей правовой системы, что позволяет утверждать основательность разграничения этих двух видов функций: внутренние функции - связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках правовой реальности, и внешние функции, которые связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках социальной системы и социальной реальности.

Среди внутренних функций правовой системы претендуют на обособление такие:

а) пространственная функция - определяющая пределы правового пространства, сферу механизма действия права;

б) субъектная функция - обозначающая состав, правовой статус, компетенцию и иные характеристики субъектов, действующих в правовой сфере;

в) функция моделирования - устанавливающая модели правового поведения, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, юридическую ответственность;

г) ценностно-ориентационная функция - обеспечивающая закрепление, иерархизацию, охрану, распределение ценностей права, информирование о них, а также создание системы правовых ценностей, характеризующих само право;

д) коммуникативная функция - выраженная в правовых отношениях, правовых связях и правовом общении.

Среди внешних функций правовой системы основными выступают:

а) функция достижения социальной целостности - состоящая в обеспечении правовой системой единения всей системы социального регулирования;

б) функция правовой политики - направленная на обеспечение функционирования политической системы, деятельности разнообразных политических институтов;

в) функция сохранения национального своеобразия - связанная с особенностями использования в социальной системе источников права, правовых институтов, правового менталитета, отношения к праву;

г) функция духовной идентификации - обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.

Следует обратить внимание на то, что функциональная характеристика всей правовой системы в ее основных внутренних и внешних функциях получает свое выражение в правовой категории «действие права». Кроме того, проблематика функций правовой системы выводит на вопросы ее результативности в виде правопорядка и целостности социальной системы, что дает возможность определить эффективность и неэффективность правовой системы.

Целевое назначение правовой системы просматривается при ее взаимодействии с иными социальными системами. В юридической литературе отмечается значение правовой системы как ярко выраженной нормативной основы политической, экономической, культурной и др. системы.

Поддерживая в принципе такой поход, можно все же уточнить такое видение роли правовой системы, поскольку правовая система имеет для других социальных систем не только нормативное значение, но и значение как система закрепления, иерархизации и обеспечения существующих ценностей и также имеющая свою собственную систему ценностей и свой ценностный смысл. Потому необходимо рассматривать ценностно-нормативное значение правовой системы в социальной системе, что определяет существование такой важной функции правовой системы как ценностно-нормативная функция.

Заметим также, что совершенно определенно выражена роль правовой системы в отношении государства. При этом, если в прошлые времена задача состояла в формировании конституционного государства, то в настоящее время она связана с формированием правового государства. Потому можно констатировать, что правовая система своей нацеленностью на соответствующие изменения государства выполняет функцию формирования правового государства.

Многое из того, что необходимо для выхода к правовому государству определяется правовой системой: от гуманитарно-правовой составляющей в виде признания и соблюдения неотчуждаемых прав человека, нормативно-правового компонента, в виде верховенства права и правовых законов, до институционально-правового компонента, в виде надлежащей правовой организации государственной власти на основе принципа разделения властей. Все это связано с функциональной характеристикой правовой системы, нацеленной на соответствующие изменения в государстве и государственной власти.

Функциональное разнообразие, отображающее существование правовой системы, проявляется во взаимодействии с другими правовыми системами. Поэтому можно принять точку зрения известных компаративистов К. Цвайгерта и Х. Кетца, что определяющим моментом является установление правового стиля, отличающего правовые системы в правовые семьи.

Особенности правового стиля выражены в историческом происхождении и развитии правовой системы, господствующей доктрине юридической мысли и ее специфике, своеобразии правовых институтов, идеологических факторах.

Думается, что формирование правового стиля является функцией правовой системы, определяя ее национальное своеобразие с одной стороны (правовая система России) и вхождения в состав правовой семьи (евразийская правовая семья).

В современных условиях характеристика функций правовой системы должна связываться с процессами универсализации и унификации права, которые определяются глобализацией и регионализацией, локализацией и специализацией общественных отношений. Так, правовая система должна реагировать на взаимодействие таких участников глобализации как государство и транснациональные корпорации, выполняя функцию обеспечения партнерства и сотрудничества; на региональном уровне, где формируются интегративные правовые системы (например, Европейский Союз), складывается такая функция национальной правовой системы как делегирование полномочий субъектам права интегративной правовой системы; для локального уровня характерно формирование локальных систем специального регулирования отношений и потому правовая система выполняет регламентационную функцию; на специализированном уровне происходит постоянная дифференциация социальных связей и отношений, что предопределяет выполнение правовой системой функции специализации правового регулирования.


Заключение

 

Приведенные суждения позволяют заключить, что «правовая система» охватывает наряду с системой права многие иные компоненты. Рассматриваемое понятие позволяет получить более полные представления об историко-правовых особенностях страны на определенном историческом этапе ее развития.

Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.

В основе формирования правовых систем лежат социальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системе общественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, и должны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства.

Правовая система представляет собой не столько мыслительно-воображаемую модель правовой действительности, системно согласующую все правовые явления в едином целостном комплексе, а реально существующую подсистему общества.

Характерной чертой современного мира является не только интенсивный диалог правовых систем, но и взаимопроникновение культур и принципов права, которое может быть описано такими понятиями как конвергенция, интеграция, ассимиляция, творческое взаимодействие. Обозначенные этими понятиями динамические процессы, с одной стороны, способствуют формированию единой мировой общности, а с другой стороны, они сопровождаются иными, противоположными им процессами, направленными на определение культурной идентичности, правовой автономности и порождают целый ряд относительно самостоятельных, теоретически и практически важных вопросов, непосредственно касающихся самых различных сторон государства и права. При этом сложны и в тоже время интересны ситуации, возникающие, когда страна, право которой основано на определенной цивилизации, вынуждена определить, какую степень признания она должна уделить законам и иным нормам, практикуемым и соблюдаемым сообществами, которые имеют иное происхождение. Иными словами речь идет о требованиях, выдвигаемых правовым системам современности процессами глобализации. Эти требования нельзя недооценивать, т.к. все правовые системы помимо своей воли вовлекаются в происходящие изменения, они становятся условиями их существования.

Современное развитие основных функций правовой системы связано с теми тенденциями социального развития, которые определяют появление новых целей, решение специфических задач, а также особой функциональной направленности всего многообразия компонентного состава как отдельной правовой системы, так и их объединений в составе правовых семей. В то же время специфическое функциональное назначение правовой системы как национальной, интегративной, международной и формирующейся глобальной еще ждет своей разработки.


Список литературы

 

1. Конституция РФ. М., 2013.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Норма, 2010.

.   Аюпова З.Н. Структура и функции правовой системы // Современное право. 2005. №10.

.   Беседин А.А. Правовая система общества: понятие и базовые структуры // Юридический мир. 2011. №3.

.   Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 2011.

.   Гаврилов В.В. Международные и национальные правовые системы: понятие и основные направления взаимодействия: Автореф. д.ю.н. Казань, 2006.

.   Леушин В.И. Система права и правовая система: сходство и различие // Бизнес, менеджмент и право. 2011. №1 (23).

.   Луць Л.А. Общая теория государства и права. М.: Волтерс Колувер, 2011.

.   Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 2012.

.   Матузов В.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2011.

.   Мельвин А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2011.

.   Онищенко Н.М. Правовая система: проблемы теории. М.: Академия, 2012.

.   Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М.: Юрист, 2011.

.   Политология / Под ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. М.: Академия, 2010.

.   Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Питер, 2009.

.   Попков В.Д. Правовые системы современности // Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зеркало, 2011.

.   Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М.: Юрид.лит-ра, 1986.

.   Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М., 1986.

.   Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

.   Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2009.

.   Саидов А.Х. Сравнительное право (правовые системы современности). М.: Юрист, 2009.

.   Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. №3.

.   Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. М.: Юрист, 2008.

.   Современный философский словарь. М.: Наука, 2008.

.   Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. №2.

.   Тюленина С.В. Система права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Проспект, 2011. С. 409.

.   Федорченко А.А. Правовая система общества: коммуникативный подход к исследованию // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2011. №1.

.   Цвайгерт К., Кетс Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х т. Том 1. Основы. М.: Международные отношения, 2008.

.   Чепунов О.И. Правовая система и системная парадигма // Академический юридический журнал. 2008. №32.



2020-02-04 824 Обсуждений (0)
Характеристика функций правовой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика функций правовой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)