Характеристика функций правовой системы
Перспективным является подход к классификации функций правовой системы Л.А. Луць, которая разграничивает внутренние и внешние функции правовой системы. Среди внутренних функций: целевая, регулятивная, восстановительная, организационная, контрольная. Среди внешних функций: адаптационная, оптимизационная, интегративная. З.К. Аюпова, рассматривая правовую систему как полисистемный комплекс нормативного, идеологического и организационного уровней правовой действительности, связывает ее с осуществлением интегративной, регулятивной и коммуникативной функций, используемых с целью укрепления конституционного строя. Характерно при этом утверждении автора, что главной функцией правовой системы является интегративная, в отличие от того, что главной функцией права является регулятивная. Для решения вопроса о функциях правовой системы можно использовать аналогию с рассмотрением функций политической системы, учитывая, что правовая и политическая системы являются подсистемами социальной системы. Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин выделяют такие функции политической системы: ) определение целей и задач общества; ) мобилизация ресурсов; ) интеграция всех элементов общества; ) легитимация как достижение определенного соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. В современной трактовке функции политической системы связываются с выполнением определенной совокупности задач, среди которых: а) политическое руководство обществом - функция целеполагания; б) согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтов, угрожающих целостности общества - функция интегративная; в) организация членов общества на поддержание образца - функция поддержания образца (организационная); г) восприятие и реагирование на потоки информации - функция информационно-коммуникативного обеспечения. В учебнике «Политология» среди функций политической системы названы: выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества; организация деятельности общества по выполнению социальных задач и программ; координация отдельных элементов общества; легитимация как деятельность по узакониванию политической системы; политическая социализация; артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику; стабилизация - т.е. обеспечение стабильности и устойчивости развития общества. В западной политологии общепризнанной является классификация функций политической системы Г. Алмонда и Д. Пауелла, которые разделяют функции на две разновидности: функции, обеспечивающие сохранение системы в целом; функции, обеспечивающие потребности самой политической организации. По-видимому, в таком же аспекте могут быть разделены функции правовой системы. Иными словами, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы). Думается, что такой подход определяется также наличием внутренних и внешних связей правовой системы, что позволяет утверждать основательность разграничения этих двух видов функций: внутренние функции - связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках правовой реальности, и внешние функции, которые связаны с функциональной характеристикой правовой системы в рамках социальной системы и социальной реальности. Среди внутренних функций правовой системы претендуют на обособление такие: а) пространственная функция - определяющая пределы правового пространства, сферу механизма действия права; б) субъектная функция - обозначающая состав, правовой статус, компетенцию и иные характеристики субъектов, действующих в правовой сфере; в) функция моделирования - устанавливающая модели правового поведения, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, юридическую ответственность; г) ценностно-ориентационная функция - обеспечивающая закрепление, иерархизацию, охрану, распределение ценностей права, информирование о них, а также создание системы правовых ценностей, характеризующих само право; д) коммуникативная функция - выраженная в правовых отношениях, правовых связях и правовом общении. Среди внешних функций правовой системы основными выступают: а) функция достижения социальной целостности - состоящая в обеспечении правовой системой единения всей системы социального регулирования; б) функция правовой политики - направленная на обеспечение функционирования политической системы, деятельности разнообразных политических институтов; в) функция сохранения национального своеобразия - связанная с особенностями использования в социальной системе источников права, правовых институтов, правового менталитета, отношения к праву; г) функция духовной идентификации - обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме. Следует обратить внимание на то, что функциональная характеристика всей правовой системы в ее основных внутренних и внешних функциях получает свое выражение в правовой категории «действие права». Кроме того, проблематика функций правовой системы выводит на вопросы ее результативности в виде правопорядка и целостности социальной системы, что дает возможность определить эффективность и неэффективность правовой системы. Целевое назначение правовой системы просматривается при ее взаимодействии с иными социальными системами. В юридической литературе отмечается значение правовой системы как ярко выраженной нормативной основы политической, экономической, культурной и др. системы. Поддерживая в принципе такой поход, можно все же уточнить такое видение роли правовой системы, поскольку правовая система имеет для других социальных систем не только нормативное значение, но и значение как система закрепления, иерархизации и обеспечения существующих ценностей и также имеющая свою собственную систему ценностей и свой ценностный смысл. Потому необходимо рассматривать ценностно-нормативное значение правовой системы в социальной системе, что определяет существование такой важной функции правовой системы как ценностно-нормативная функция. Заметим также, что совершенно определенно выражена роль правовой системы в отношении государства. При этом, если в прошлые времена задача состояла в формировании конституционного государства, то в настоящее время она связана с формированием правового государства. Потому можно констатировать, что правовая система своей нацеленностью на соответствующие изменения государства выполняет функцию формирования правового государства. Многое из того, что необходимо для выхода к правовому государству определяется правовой системой: от гуманитарно-правовой составляющей в виде признания и соблюдения неотчуждаемых прав человека, нормативно-правового компонента, в виде верховенства права и правовых законов, до институционально-правового компонента, в виде надлежащей правовой организации государственной власти на основе принципа разделения властей. Все это связано с функциональной характеристикой правовой системы, нацеленной на соответствующие изменения в государстве и государственной власти. Функциональное разнообразие, отображающее существование правовой системы, проявляется во взаимодействии с другими правовыми системами. Поэтому можно принять точку зрения известных компаративистов К. Цвайгерта и Х. Кетца, что определяющим моментом является установление правового стиля, отличающего правовые системы в правовые семьи. Особенности правового стиля выражены в историческом происхождении и развитии правовой системы, господствующей доктрине юридической мысли и ее специфике, своеобразии правовых институтов, идеологических факторах. Думается, что формирование правового стиля является функцией правовой системы, определяя ее национальное своеобразие с одной стороны (правовая система России) и вхождения в состав правовой семьи (евразийская правовая семья). В современных условиях характеристика функций правовой системы должна связываться с процессами универсализации и унификации права, которые определяются глобализацией и регионализацией, локализацией и специализацией общественных отношений. Так, правовая система должна реагировать на взаимодействие таких участников глобализации как государство и транснациональные корпорации, выполняя функцию обеспечения партнерства и сотрудничества; на региональном уровне, где формируются интегративные правовые системы (например, Европейский Союз), складывается такая функция национальной правовой системы как делегирование полномочий субъектам права интегративной правовой системы; для локального уровня характерно формирование локальных систем специального регулирования отношений и потому правовая система выполняет регламентационную функцию; на специализированном уровне происходит постоянная дифференциация социальных связей и отношений, что предопределяет выполнение правовой системой функции специализации правового регулирования.
Заключение
Приведенные суждения позволяют заключить, что «правовая система» охватывает наряду с системой права многие иные компоненты. Рассматриваемое понятие позволяет получить более полные представления об историко-правовых особенностях страны на определенном историческом этапе ее развития. Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников. В основе формирования правовых систем лежат социальные, экономические, политические и иные факторы, существующие в системе общественных отношений в виде определенных идей справедливости, равенства, политических взглядов, находящих своеобразное применение в каждом государстве, и должны быть учтены при рассмотрении правовой системы конкретного государства. Правовая система представляет собой не столько мыслительно-воображаемую модель правовой действительности, системно согласующую все правовые явления в едином целостном комплексе, а реально существующую подсистему общества. Характерной чертой современного мира является не только интенсивный диалог правовых систем, но и взаимопроникновение культур и принципов права, которое может быть описано такими понятиями как конвергенция, интеграция, ассимиляция, творческое взаимодействие. Обозначенные этими понятиями динамические процессы, с одной стороны, способствуют формированию единой мировой общности, а с другой стороны, они сопровождаются иными, противоположными им процессами, направленными на определение культурной идентичности, правовой автономности и порождают целый ряд относительно самостоятельных, теоретически и практически важных вопросов, непосредственно касающихся самых различных сторон государства и права. При этом сложны и в тоже время интересны ситуации, возникающие, когда страна, право которой основано на определенной цивилизации, вынуждена определить, какую степень признания она должна уделить законам и иным нормам, практикуемым и соблюдаемым сообществами, которые имеют иное происхождение. Иными словами речь идет о требованиях, выдвигаемых правовым системам современности процессами глобализации. Эти требования нельзя недооценивать, т.к. все правовые системы помимо своей воли вовлекаются в происходящие изменения, они становятся условиями их существования. Современное развитие основных функций правовой системы связано с теми тенденциями социального развития, которые определяют появление новых целей, решение специфических задач, а также особой функциональной направленности всего многообразия компонентного состава как отдельной правовой системы, так и их объединений в составе правовых семей. В то же время специфическое функциональное назначение правовой системы как национальной, интегративной, международной и формирующейся глобальной еще ждет своей разработки.
Список литературы
1. Конституция РФ. М., 2013. 2. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Норма, 2010. . Аюпова З.Н. Структура и функции правовой системы // Современное право. 2005. №10. . Беседин А.А. Правовая система общества: понятие и базовые структуры // Юридический мир. 2011. №3. . Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 2011. . Гаврилов В.В. Международные и национальные правовые системы: понятие и основные направления взаимодействия: Автореф. д.ю.н. Казань, 2006. . Леушин В.И. Система права и правовая система: сходство и различие // Бизнес, менеджмент и право. 2011. №1 (23). . Луць Л.А. Общая теория государства и права. М.: Волтерс Колувер, 2011. . Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 2012. . Матузов В.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2011. . Мельвин А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2011. . Онищенко Н.М. Правовая система: проблемы теории. М.: Академия, 2012. . Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М.: Юрист, 2011. . Политология / Под ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. М.: Академия, 2010. . Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Питер, 2009. . Попков В.Д. Правовые системы современности // Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зеркало, 2011. . Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М.: Юрид.лит-ра, 1986. . Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М., 1986. . Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009. . Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2009. . Саидов А.Х. Сравнительное право (правовые системы современности). М.: Юрист, 2009. . Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. №3. . Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. М.: Юрист, 2008. . Современный философский словарь. М.: Наука, 2008. . Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. №2. . Тюленина С.В. Система права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Проспект, 2011. С. 409. . Федорченко А.А. Правовая система общества: коммуникативный подход к исследованию // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2011. №1. . Цвайгерт К., Кетс Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х т. Том 1. Основы. М.: Международные отношения, 2008. . Чепунов О.И. Правовая система и системная парадигма // Академический юридический журнал. 2008. №32.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |