Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Глава 3. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Актуальность темы исследования. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации кардинально изменилось отношение государства к человеку, его правам и свободам. В советских конституциях приоритет всегда отдавался государственным интересам над частными (что выражалось даже в структуре основных законов советского периода), а многие права и свободы не были обеспечены никакими гарантиями и как следствие не могли быть реализованы на практике. То, каким является официальное отношение нового российского государства к правовому статусу личности, наиболее ярко показывает статья 2 Конституции Российской Федерации, которая декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Глава 2 Конституции целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. Так, статья 17 данной главы говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Далее, согласно статье 18, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 45 гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Одной из гарантий уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина призван был стать институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В реальной жизни права граждан нередко нарушаются, в том числе и государственными чиновниками, поэтому создание и развитие института Уполномоченного по правам человека способно сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их нарушения.

Цель исследования: изучить правовое положение и основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Объект исследования: Уполномоченный по правам человека как институт конституционного права Российской Федерации.

Предмет исследования: правовое положение и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Для осуществления цели исследования необходимо решить несколько задач:

) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации, закрепляющие основы деятельности Уполномоченного по правам человека;

) охарактеризовать порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

) рассмотреть компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Для решения поставленных задач исследования в работе применялись следующие методы:

) формально-юридический анализ;

) сравнительно-правовой метод;

) исторический метод.

Основным источниками исследования послужили: Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института, а также доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

 


Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

 

Институт уполномоченного по правам человека или омбудсмена впервые был создан в Швеции 1809 году; второй страной, учредившей должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года). После Второй мировой войны данный институт получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Успешный опыт этих государств, а также переход России к демократическим преобразованиям после распада СССР сформировали предпосылки к созданию должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Впервые идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", который, однако принят не был. Причиной этого стала сложившаяся в стране политическая ситуация, конфликт между исполнительной и законодательной властью.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, содержит единственную норму, касающуюся Уполномоченного по правам человека. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Наименование "парламентский уполномоченный" и положение о подотчетности его законодательному органу, предусмотренные Декларацией, в Основном законе воспроизведены не были.

17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. До принятия Федерального конституционного закона деятельность Уполномоченного по правам человека в российской Федерации регламентировалась положениями президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 4 августа 1994 N 1587.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу.

На основании части 3 статьи 1 настоящего Федерального конституционного закона можно выделить, что к целям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относится способствование:

) восстановлению нарушенных прав;

) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

) развитию международного сотрудничества в области прав человека,

) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Кроме того Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определен статус Уполномоченного, его компетенцию, процедуры назначения и освобождения от должности.

На сегодняшний день пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимает Владимир Петрович Лукин, который является третьим уполномоченным. Впервые В.П. Лукин был назначен Государственной Думой на эту должность 13 февраля 2004 года и сменил на этом посту своего предшественника Олега Орестовича Миронова, являвшегося уполномоченным с 1998 года. 18 февраля 2009 года В.П. Лукин был назначен Государственной Думой на второй срок. За период пребывания В.П. Лукина на посту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации им был проделан значительный объем работы. Было сделано шесть ежегодных докладов, суммируя статистические данные, содержащиеся в этих докладах с 2004 по 2009 годы, получается, что было рассмотрено 304 108 обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, из которых 184 530 составляют жалобы.

Это свидетельствует о том, что граждане активно предпринимают попытки по отстаиванию своих прав и свобод и как следствие - о том, что институт Уполномоченного по правам человека, который сравнительно недавно получил законодательное оформление, занял важное место в жизни российского общества.

 



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)