Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В мировой практике сложились 3 модели омбудсменов (парламентский омбудсмен, исполнительный омбудсмен, независимый омбудсмен), которые отличаются друг от друга помимо прочего порядком назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой. Парламентская модель омбудсмена считается классической. Парламентский омбудсмен назначается или избирается Парламентом и подотчетен ему. К парламентской модели относятся омбудсмены большинства государств, где создан этот институт, в качестве примера можно назвать омбудсменов Швеции, Дании - стран, где зародился институт уполномоченного по правам человека. Исполнительный омбудсмен входит в систему исполнительной власти, назначается и контролируется правительством или президентом; данная модель довольно редкая, в качестве примера можно привести французского Медиатора, назначаемого Советом Министров Франции. Независимый омбудсмен не относится ни к одной ветви власти. Независимый омбудсмен может назначаться президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется и не подотчетен органу, наделившему его полномочиями, примером независимого омбудсмена может служить португальский Проведор юстиции.

Порядок назначения и освобождения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации установлен главой 2 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

В статье 6 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" определены требования, которым должен соответствовать кандидат на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. К таким требованиям ФКЗ относит гражданство Российской Федерации, возраст не менее 35 лет. Закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности. Кроме того в статье 11 сформулирован ряд ограничений правосубъектности, которые связаны с нахождением на посту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Таким образом, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации; находится на государственной службе; заниматься политической деятельностью, состоять в партии или общественном объединении, преследующем политические цели и заниматься иной деятельностью, например, коммерческой. Исключением из этого может быть только занятие преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. Закон обязывает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации прекратить занятие деятельностью, несоответствующей его статусу не позднее, чем в четырнадцатидневный срок с момента его вступления в должность. За несоблюдение этого требования предусмотрена санкция - прекращение полномочий.

Статья 7 определяет перечень органов и должностных лиц, обладающих правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного в Государственную Думу. Данный перечень является исчерпывающим и в него входят: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Назначение на должность Уполномоченного осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы при тайном голосовании. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника и вступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести". Она приносится на заседании Государственной Думы после назначения уполномоченного на должность.

Первый Уполномоченный, назначенный после принятия ФКЗ - О.О. Миронов: 4 апреля 1997 года Государственной Думе было предложено 5 кандидатов на должность Уполномоченного, вопрос о включении решался по каждой из предложенных кандидатур отдельно, посредством тайного голосования. Однако ни 4 апреля 1997 года, ни при повторном рассмотрении вопроса о включении кандидатур в список для тайного голосования 17 сентября 1997 года, ни одному из кандидатов не удалось набрать две третьи голосов. При третьем рассмотрении данного вопроса мае 1998 года большинство в две трети голосов получил только один кандидат О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный назначается на пятилетний срок, считая с момента принятия им присяги, и не может занимать данную должность более двух сроков подряд. Его полномочия прекращаются момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Досрочное освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации производится постановлением Государственной Думой по следующим основаниям:

) занятие деятельностью, несоответствующей статусу Уполномоченного по правам человека;

) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

) неспособность по состоянию здоровья или иным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности;

) заявление самого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о сложении полномочий.

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

Первый российский Уполномоченный С.А. Ковалев был освобожден от занимаемой должности (официально - по его собственной инициативе) 10 марта 1995 года еще до принятия ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ". После принятия ФКЗ процедура досрочного освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ни разу не применялась.

По порядку назначения и освобождения от должности российский Уполномоченный соответствует парламентской или классической модели омбудсмена. Согласно процедурам, установленным ФКЗ "об уполномоченном по правам человека в РФ", на должность уполномоченного по правам человека были избраны: О.О. Миронов (в 1998 году), В.П. Лукин (в 2004 году на первый и в 2009 году на второй срок). Процедура досрочного освобождения Уполномоченного от должности, определенная ФКЗ на практике еще не применялась.

 



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)