В XIX веке активно развивается государственная модель социальной помощи населению. Обсудите в рамках групповой работы проблему и приведите аргументы «за» и «против» развития государственной модели социальной помощи.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся по теме:
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Какие формы социальной помощи населению были наиболее распространены в России в период раннего Средневековья?
2. Какие виды социальной помощи были значимы в Европе в период позднего средневековья?
3.Какие социальные программы по поддержке материнства и женщин были характерны для России, стран Европы и Америки в период Нового времени?
4. Какую роль играла частная благотворительность в России в период Нового времени? Приведите примеры.
5. Какие важные документы характеризуют развитие роли государства в организации социальной помощи населению в период Нового времени в России и других странах?
3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
1.Установите соответствие межу общественным и государственным деятелями и их вкладом в развитие социальных программ и благотворительности в России в XVIII-XIX вв
|
1
| __
| Мария Александровна
| [1]
| Петербургский и Московский комитеты по разбору и призрению просящих милостыню(1831)
|
2
| __
| Николай Первый
| [2]
| Императорское женское патриотическое общество-(1812)
|
3
| __
| Екатерина Вторая
| [3]
| Вольное экономическое общество
|
4
| __
| И.И. Бецкой
| [4]
| Воспитательное общество благородных девиц
|
5
| __
| Александр Первый
| [5]
| Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников
|
2.Установите соответствие между основными признаками системы призрения в России во второй половине XIX в. и их содержанием
|
1
| __
| децентрализация системы призрения
| [1]
| точный учет нуждающихся
|
2
| __
| индивидуализация помощи населению
| [2]
| передача государством органов призрения органам земского и городского у самоуправления
|
3
| __
| профилактика обнищания и безработицы
| [3]
| выдача еженедельных пособий деньгами и продуктами
|
4
| __
| активизация социально обездоленных
| [4]
| пробуждение чувства собственного достоинства
|
3.Установите соответствие между важными мероприятиями в России в конце XIX-начале XX вв. и их содержанием, направленностью
|
1
| __
| Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством (1909)
| [1]
| развитие и пропаганда благотворительности
|
2
| __
| Всероссийское общество попечения о беженцах (1915)
| [2]
| адаптация и социализация безработных и "босяков"
|
3
| __
| Журнал "Детская помощь"
| [3]
| координация трезвенного движения, искоренение пьянства
|
4
| __
| Создание бирж труда в Москве (1913)
| [4]
| открытие приютов, школ, питательных пунктов для беженцев в годы Первой Мировой войны
|
4.Установите соответствие между общественным деятелем и государственным органом и его инициативой в деле благотворительности в России в XIX-начале XX вв.
|
1
| __
| Петр Первый
| [1]
| "устройство гошпиталей для зазорных младенцев"
|
2
| __
| Мария Федоровна (жена Павла первого)
| [2]
| Императорское человеколюбивое общество
|
3
| __
| МВД
| [3]
| Вятское городское попечительство о бедных
|
4
| __
| Мамонтова М.О.
| [4]
| Общество обучения ремеслам детей всех сословий
|
5.Установите соответствие между основным направлением социальной политики , утвержденные правительством РФ в 1994 г и их содержанием
|
1
| __
| улучшение пенсионного обеспечения
| [1]
| развитие негосударственных социальных фондов
|
2
| __
| увеличение помощи семьям и детям
| [2]
| индексация пенсий
|
3
| __
| социальное обслуживание населения
| [3]
| совершенствование системы социальных пособий многодетным семьям
|
4
| __
| социальное страхование
| [4]
| создание служб социального обслуживания пенсионеров
|
6.Установите соответствие между страной и важным документом, или событием, регулирующими вопросы призрения и благотворительности в период Нового времени (XVII-XIX вв.)
|
1
| __
| Англия (1601)
| [1]
| Закон о бедных
|
2
| __
| Швеция (1866)
| [2]
| Общественный союз покровительства
|
3
| __
| США (начало 19 века)
| [3]
| Дружеские благотворительные общества
|
4
| __
| Англия (1834)
| [4]
| Poor Laws (законодательство о бедных)
|
7.Установите соответствие между автором и его работой в области организации социальной деятельности и благотворительности в период Нового и Новейшего времени (XIX-XX вв.)
|
1
| __
| Пиаже Ж.
| [1]
| Человеческая группа
|
2
| __
| Хоуманс Г.К.
| [2]
| Детская концепция мира
|
3
| __
| Залд Майер
| [3]
| Политическая экономия общественных организаций
|
4
| __
| Гоффман Э.
| [4]
| Приют
|
8.Установите соответствие между датой и основным мероприятием социальной направленности в советский период истории социальной работы в России (СССР) (1917-1991 гг.)
|
1
| __
| 1925 г.
| [1]
| Положение о кассах взаимопомощи колхозников
|
2
| __
| 1931 г.
| [2]
| Положение о крестьянских обществах взаимопомощи
|
3
| __
| 1943 г.
| [3]
| Закон о пенсиях и пособиях колхозников
|
4
| __
| 1964 г.
| [4]
| О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны
|
9.Установите соответствие между значимым понятием из сферы истории социальной работы и его содержанием
|
1
| __
| призрение
| [1]
| благосклонность, любовь к людям
|
2
| __
| благотворительность
| [2]
| сердечное участие в жизни больных, немощных
|
3
| __
| сострадание
| [3]
| опека, забота о ком-либо
|
4
| __
| филантропия
| [4]
| помощь отдельным лицам, или организациям
|
10.Установите соответствие между основными этапами и датами развития социальной помощи и взаимопомощи в России.
|
1
| __
| Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян
| [1]
| со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.
|
2
| __
| Период княжеской и церковно-монастырской поддержки
| [2]
| с XIV в. по вторую половину XVII в.
|
3
| __
| Период церковно-государственной помощи
| [3]
| с X по XIII вв.
|
4
| __
| Период государственного призрения со второй половины
| [4]
| до X в.
|
ОТВЕТ:
1
| 1 - 2
2 - 1
3 - 3
4 - 4
5 - 5
|
2
| 1 - 2
2 - 1
3 - 3
4 - 4
|
3
| 1 - 3
2 - 4
3 - 1
4 - 2
|
4
| 1 - 1
2 - 2
3 - 3
4 - 4
|
5
| 1 - 2
2 - 3
3 - 4
4 - 1
|
6
| 1 - 1
2 - 2
3 - 3
4 - 4
|
7
| 1 - 2
2 - 1
3 - 3
4 - 4
|
8
| 1 - 2
2 - 1
3 - 4
4 - 3
|
9
| 1 - 3
2 - 4
3 - 2
4 - 1
|
10
| 1 - 4
2 - 3
3 - 2
4 - 1
|
4) Осуществить самостоятельную внеаудиторную работу по подготовке контрольной работы. Темы и методика подготовки представлены в Приложении Б.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров в библиотеке
| Наличие в ЭБС
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| История социальной работы: учеб. пособие
| Агапов Е. П.
| М.: "Дашков и К"; М.: Академцентр, 2010. - 256 с
| 19
| нет
|
Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год, место издания
| Кол-во экземпляров
в библиотеке
| Наличие в ЭБС
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| История социальной работы: учебное пособие -
| Шарин В. И.
| Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018
| нет
| +
|
2.
| История социальной работы Учебное пособие.
| /авт.М.Н. Коныгина, Н.П. Клушина, Т.Ф. Маслова и др. ; науч. ред. И.Б. Котова. -
| Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 552 с. :
| нет
| +
|