Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и методы контроля



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Виды и методы контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современной научно-методической литературе нет единого подхода к классификации видов контроля, более того, многие авторы, характеризуя их, противоречат друг другу в своих взглядах и суждениях. Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.

Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ - образовательная деятельность его содержание и результаты.

По времени В.П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Рассмотрим, что включает в себя фронтальный контроль (рис. 1).

 

Рис. 1. Фронтальный контроль

 

Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер. Его цель - предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников. А также оказание помощи - отбор наиболее рациональных методов и приемов работы, и в целом повысить уровень управления. Целью предварительного контроля должен выступать Федеральные государственные требования и реализуемая в ДОУ основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Этот вид контроля применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Хотя, по мнению Л.М. Денякиной, «контроль по факту» после события или постконтроль, к сожалению наиболее характерный для традиционного подхода в работе руководителя, должен быть «потеснен» профилактическим, опережающим контролем.

Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок. Однако, хорошо зная педагогов, можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить. Содержанием предупредительного контроля может быть проверка готовности воспитателя к образовательной деятельности, других режимных моментов, знание и внедрение передового педагогического опыта и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель - выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными требованиями и нормами.

Содержание текущего контроля:

сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;

достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы;

обследование динамики формирования интегративных качеств воспитанников по всем направлениям развития детей;

выявление проблем, влияющих на усвоение программы;

эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют интегративным качествам ребенка, которые он может приобрести в результате освоения конкретных направлений программы и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете.

Тематический контроль (рис. 2) планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней. Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета.


Рис. 2. Тематический контроль

 

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный, персональный и итоговый. Обзорный контроль дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов.

С помощью оперативного контроля можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К.Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

 

Рис. 3. Оперативный контроль

 

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения образовательной деятельности. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль - это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Сущностными характеристиками каждого вида контроля являются его цель и методика проведения. Рассмотрим виды контроля, отраженные в таблице 1.

 

Таблица 1. Классификация видов контроля по целям

Вид контроля Цели контроля
Тематический Изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения
Результативный Изучение конечных результатов деятельности дошкольного учреждения за определенный период, чаще всего за год, оценка степени достижения намеченных планов, определение перспектив работы на следующий учебный год
Фронтальный Всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (или одного из них) по организации образовательного процесса, определение причин, приведших к низким, неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации
Оперативный Изучение состояния работы по определенной, более узкой, проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий
Предупредительный Предупреждение ошибок, негативных действий в деятельности педагогов, недопущение распространения недостатков
Самоконтроль Определение личной значимости выполненной работы и оценка достигнутых результатов. Демократизация и гуманизация процесса управления дошкольным учреждением, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к изучению деятельности педагогов
Взаимоконтроль Согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе
Персональный Оценка качества выполнения педагогом своих обязанностей, выявление достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации

 

Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

С нашей точки зрения, на основе конкретного анализа состояния дел в дошкольном учреждении руководитель выбирает такие виды контроля, которые будут наиболее оптимальными для получения необходимой информации в данном дошкольном учреждении, формируя тем самым систему контроля. Для руководителя важно, чтобы все используемые им виды контроля дополняли друг друга и давали объективную информацию о состоянии дел в управляемом дошкольном учреждении.

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода - проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля - это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то, с нашей точки зрения, можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля - одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние образовательного процесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям - необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест - это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель - предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых мероприятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется психолого-педагогическое обследование детей (далее диагностика). Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года - составление плана корректирующих воздействий. Л. В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом федеральных государственных требований и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически - иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная - это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

Таким образом, в результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать контроль, все его виды, формы и методы. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

 


2. Практическая часть

 

2.1 Характеристика МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино»

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 87 "Буратино" общеразвивающего вида", в дальнейшем именуемое «Учреждение», является самым большим дошкольным учреждением города Великий Новгород

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета. Организационно - правовая форма - муниципальное учреждение.

Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): 173024 г. Великий Новгород ул. Кочетова д. 4 к. 2

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное муниципальное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета по учету средств соответствующего бюджета, имеет смету доходов и расходов, печать со своим наименованием и «Учредителя».

Основные задачи и их реализация:

охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;

гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основным предметом деятельности «Учреждения» является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников. В настоящее время в детском саду работает 23 группы полного дня (10, 5 часов): 8 групп для детей раннего возраста с 1.5 до 3 лет и 15 групп для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет, численность детей - 471 человек.

Имущество Учреждения закрепляется за одним Учредителем на праве оперативного управления согласно договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление.

Имущество Учреждения является муниципальной собственностью, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются:

бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Учредителем;

имущество и денежные средства, переданные Учреждению в виде дара, пожертвования или по завещанию;

доход от платных дополнительных образовательных и иных услуг;

средства, полученные от приносящей доход деятельности и имущество, приобретенное за счёт этих доходов;

иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование Учреждения осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.

Привлечение Учреждением дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.

Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах, закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.

Учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Контроль и ревизия деятельности Учреждения осуществляется Учредителем совместно с Департаментом образования администрации города Великого Новгорода, контрольно-ревизионными, налоговыми и другими уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Комплектование работников Учреждения осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники Учреждения принимаются на работу по трудовому договору. Для осуществления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в Учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Всего в МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида» работает около 95 сотрудников.

Персонал МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида» на 01.01.2014 г:

Заведующий МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида»

Заместитель заведующего по УВР

Заместитель заведующего по АХР

Старший воспитатель

Инструктор по физической культуре - 2 чел.

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Музыкальный руководитель - 3 чел.

Учитель-логопед - 2 чел.

Воспитатель по ИЗО

Воспитатель - 43 чел.

Педагог-психолог - 2 чел.

Бухгалтерия - 3 чел.

Обслуживающий персонал - 38 чел.

 

Недостатки контроля в детском саду № 87

 

Цель работы - выявление недостатков организации контроля за деятельностью подчиненных.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т. к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль - это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченный сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.

Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается.

. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей в группе и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе восп<



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Виды и методы контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и методы контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)