Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации контроля в ДОУ



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Особенности организации контроля в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Контроль в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП) - нормативно - управленческий документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Объектами внутреннего контроля за реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является исполнение нормативных актов (приказы Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

Осуществление должностного контроля в дошкольном образовательном учреждении регламентируется локальными актами: Положением о должностном (внутреннем) контроле в ДОУ и приказами об утверждении плана внутриучережденческого контроля на текущий учебный год.

Система внутреннего контроля по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает комплексный подход к оценке всех направлений организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и принятия управленческий решений направленных на:

· выполнение основной общеобразовательной программы: обязательной части - контроль за соблюдением временных требований необходимых за реализацией ООП 65% -80%, контроль за реализацией рабочих программ, контроль за реализацией индивидуальных программ для детей ОВЗ, вариативной части - контроль за реализацией дополнительных образовательных программ;

· оценку освоения образовательной программы детьми - анализ достижения детьми промежуточных и итоговых результатов, контроль организации с детьми разных форм образовательной работы (совместная деятельность взрослого с детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в разные режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, коррекционная работа с детьми), анализ качества реализации образовательных областей ООП в соответствии с ФГТ;

· ознакомление родителей с ходом реализации основной общеобразовательной программы - проверка документации (перспективный план работы с разными типами семей, журнал учета реализации ООП, журнал консультаций, протоколы родительских собраний и т.д.), контроль за наличием в группе информационного обеспечения организации образовательного процесса, контроль за проведением открытых мероприятий в рамках реализации ООП, контроль за организацией работы с родителями по ознакомлению с достижениями детей;

· создание условий для реализации основной общеобразовательной программы - контроль готовности групп к новому учебному году, контроль состояния предметно - развивающей среды в группе, контроль за соблюдением СанПинов, контроль за организацией безопасных условий, контроль за организацией питания и оздоровительной работы с детьми.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

·         следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

·         контроль необходимо планировать;

·         в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;

·         контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;

·         необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;

·         контроль и его итоги должны быть гласными;

·         контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

·         Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Подготовительная работа:

· Анализ выполнения программы развития ДОУ, общеобразовательной программы ДОУ, годового плана, результатов контроля;

· Составление плана-графика комплексного контроля по ДОУ;

· Утверждение плана-графика контроля

При организации контроля необходимо обращать внимание на следующее:

·         педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;

·         педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

·         контролировать следует открыто;

·         осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

·         при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

Правила организации и проведения контроля:

· контроль не должен ограничиваться инцидентом;

· тотальный контроль порождает небрежность;

· скрытый контроль вызывает только досаду;

· не следует контролировать только свой любимый участок, группу, объект;

· контроль - не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);

· не следует контролировать из-за недоверия

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана-задания) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

.   Сбор информации.

.   Ее анализ.

.   Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

.   Проверка исполнения рекомендаций.

Функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.

Формы подведения итогов:

· обсуждение итогов контроля на педагогическом совете - решение педсовета;

· рассмотрение результатов контроля на административном совещании - решение совещания;

· на педагогических планерках - приказ руководителя.

Содержание контроля:

· тематический контроль предполагает глубокое изучение системы педагогической работы с детьми по определенной образовательной области основной общеобразовательной программы, оценка состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы, оценка состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы);

· комплексный контроль предусматривает оценку деятельности педагогов по всем направлениям образовательной деятельности в подготовительной группе (выполнение и качество реализации основной общеобразовательной программы, определение состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы);

· взаимоконтроль (взаимопосещение) проводится с целью сопоставления результатов работы педагога по различным образовательным областям основной общеобразовательной программы;

· персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагога, в ходе которого изучается соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности;

· итоговый контроль изучает выполнение и качество реализации основной общеобразовательной программы.

Планирование контроля на год

В основном в течение года планируют 1 комплексную проверку подготовительных к школе групп, персональный контроль (н/р: подготовка к аттестации), тематические проверки (к педсоветам, семинарам), итоговый (документальный) в конце учебного года.

В перспективном плане контроль планируется на каждый месяц, что позволит распределить равномерную нагрузку на педагогов в течение учебного года.

Текущий контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.

Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируются несколько вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал.

Тематический контроль.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане.

Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Нужно ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

·         с улучшением воспитательно-образовательного процесса,

·         ростом профессионального мастерства педагогов,

·         созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

·         укреплением связей с родителями и т.п.

-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков:

. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога

-й этап. Подготовка к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующего и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе участвуют и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача заместителя заведующего по ВМР - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.

В структуру и содержание справки по итогам проведенной тематической и комплексной проверки входит:

· дата и место ее составления;

· прописывается на основание какого документа была проведена проверка;

· с какой целью, осуществлялся контроль;

· в какой период проходила проверка;

· фамилии, инициалы и должности членов комиссии;

· указывается, кто из педагогов, и из каких групп подлежали контролю;

· источники получения информации;

· аналитические сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушений, об их характере;

· выводы и предложения основываются на реальном материале, подтвержденном количественными показателями, объективность - на непосредственном наблюдении и изучении результатов педагогической деятельности (в выводах дается ответ на поставленную цель в начале проведения проверки);

· в конце справке даются рекомендации или предложения по выявленным нарушениям, устанавливаются сроки на их устранение, назначаются ответственные по устранению замечаний.

· справка подписывается членами комиссии и педагогическими работниками, которые подлежали контролю, об ознакомлении с итоговым документом или составляется акт об отказе от подписи.

В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки, утверждается план-задание.

План-задание необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, заместитель заведующего по ВМР обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана-задания контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ.

В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.

Алгоритм составления анализа внутриучрежденческого контроля за учебный год

Нормативно-правовые основания осуществления контроля.

Необходимо указать нормативные документы (федерального, окружного, муниципального, локального уровня) в соответствии, с которыми осуществлялся контроль за образовательной деятельностью.

1. Цель, задачи контроля.

2. Общие сведения о количестве проведенных проверок, охвате педагогов и возрастных групп контролем.

.   Формы и методы внутриучрежденческого контроля.

.   Указать в целом выводы по контролю за учебный год, выявленные проблемы, общие тенденции, типичные затруднения в организации образовательного процесса, принятые управленческие решения.

.   Задачи по решению выявленных проблем на следующий учебный год.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

 


Заключение

 

Рассматривая контроль как управленческую деятельность, следует отметить, что основной его задачей является количественная и качественная оценка и учет результатов работы любой организации. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении требует, чтобы ею управляли. Для раскрытия сущности контроля как вида управленческой деятельности в первой главе мы рассмотрели определения данного понятия. Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

В результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать, все виды, формы и методы контроля.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программе воспитания в детском саду».

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Цель работы - выявление недостатков организации контроля за персоналом в учреждении.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль - это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченный сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.

Контроль должен быть предметным и конкретным, его осуществление - соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.

Одна из задач контроля - проверка исполнения инструктивно - методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

управление подчиненный дошкольный детский


Библиографический список

 

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: Творч. центр «Сфера», 2003. с. 43.

2. Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией // Человек и труд. - 2007. - №11. - с. 74

. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении. - М.: «Новая школа», 1995. с.66.

4. Корепанова Н.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. с.445.

. Коршунов Н.В. Организация обслуживания, М, высшая школа 2006. - с.246

6. Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - с.300

7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России. 1999. с. 677.

8. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: «АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. - с.366

. Терентьева Т. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала // Век качества № 6, 2007. - с.234

10. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: ТЦ Сфера, 2007. с. 754.

11. Ханс Йобст Плайтнер Значение “человеческого фактора” для малых и средних предприятий // Менеджмент и маркетинг №2, 2007. - с.123.



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Особенности организации контроля в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации контроля в ДОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)