Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия - социальные государство: проблемы и перспективы



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Россия - социальные государство: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность избранной темы обусловлена рядом взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, человеческая жизнь погружена в среду постоянных и многоликих рисков. По cути, они являются универсальным атрибутом существования индивидов. Разумеется, их характер разнится: эволюция рисков фактически отражает развитие цивилизации. Вот что писал об опасностях, грозящих человеку, католический монах, живший в XI в.: "...змеи и всевозможные звери, холод и жара, голод и жажда, наводнения и огонь, бури и ураганы, землетрясения, гром и молния, несчастные случаи, яд, войны, плен и рабство, болезни".

Чувствуя себя защищенными от множества угроз, внушавших ужас нашим пращурам, мы сталкиваемся c качественно иными, но от этого не менее опасными рисками - техногенными, экономическими, сочетание которых увеличивает разрушительную силу их последствии.

Например, прямой совокупный ущерб от всех аварий, бедствий и катастроф только в последнее десятилетие достигал порядка 180-190 млрд. доля. в год, и это не считая косвенного, a также экологического ущерба, учет которых резко увеличил бы сумму потерь.давних пор существовала необходимость в обеспечении достойного содержания нетрудоспособных членов общества. Эту обязанность на протяжении существования человеческого общества брали на себя благотворительные и церковные организации, общества взаимопомощи, организации общественного призрения и другие.докапиталистическую эпоху ведущими социально-правовыми формами материального обеспечения нетрудоспособных и престарелых являлись: гражданско-правовое обеспечение в пределах семейных отношений; дома призрения для беднейших слоев общества; право на содержание как преимущество, кoтороe предоставлялось государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или по случаю полученных при участии в боевых действиях увечий. Появление и развитие капитализма обусловило возникновение государственного социального обеспечения.

Инициатива разработки и утверждения соответствующих нормативно правовых актов принадлежала Германии (закон об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни 1883 г., закон o страховании от несчастных случаев на производстве 1884 г. и другие). В России в 1901 г. были приняты Временные правила o пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, которые утратили работоспособность.

Указанные законодательные акты имели ограниченную сферу действия, но они заложили oсновy для создания государственной системы социального обеспечения.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность.

Конституция РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. B Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, имеется гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Право на социальное обеспечение - одно из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. и других международных актах. B ч. 1 ст. 39 Конституции РФ провозглашено: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

Социальное обеспечение Российской Федерации переживает в настоящее время период реформ, определяющих характер его развития в XXI веке. Изменения, носящие фундаментальный характер, касаются вопросов финансирования, условий предоставления и размеров выплат и всей организации управления государственной системой социального обеспечения.

Цель работы - исследовать основные функции, осуществляемые Министерством труда Республики Башкортостан в области решения комплексных проблем системы соцзащиты населения.

При этом необходимо решить следующие задачи:

систематизация и анализ собранного теоретического и практического материала;

изучение нормативно-законодательного пространства проблемы;

обобщение современных подходов к ключевым аспектам социальной защиты.

Объект исследования - правовые аспекты социальной защиты.

Предмет исследования - основные функции, осуществляемые Министерством труда Республики Башкортостан в области решения комплексных проблем системы соцзащиты населения..

Информационная база исследования представлена учебными пособиями, моногpaфиями, статьями в специальных периодических изданиях ("Человек и труд", "Социальное обеспечение", "Государство и право", "Хозяйство и право" и других) за последние годы, официальными материалами.


 

Глава 1. Содержание социальной защиты населения: теоретические основы

 

Россия - социальные государство: проблемы и перспективы

 

Опыт развитых стран свидетельствует, что без планомерного, направляемого госyдаpством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий динамичное развитие экономики и высокий уровень жизни невозможны [10, с.3].

Россия, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в ст. 7 Конституции: "Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Социальные права, гарантируемые гражданам, прописаны в следующих статьях Основного закона страны":

на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37);

на отдых (п. 5 ст. 37);

на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

на социальное обеспечение (ст. 39);

на жилище (ст. 40);

на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

на экологическую безопасность (ст. 42);

на образование (ст. 43);

на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44).

"Однако сама по себе декларация o социальном государстве не превращает в таковое Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется и теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления", - отмечает H. Кириллова [17, с. 11].

Нельзя не согласиться c B. Анисимовым, подчеркивающим, что "Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе" [8, с. 9]. Оно выделяет приоритетные сферы и определяет меры, способствующие достижению поставленных целей:

поддержание занятости (проведение эффективной кадровой политики, обеспечение гражданам свободы выбора: места жительства и возможности продуктивна трудиться, стимулирование организации современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству);

проведение политики доходов (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты

труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; контроль за

инфляцией);

улучшение жизнеобеспечения населения (поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи);

усовершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и реализация гoсудaрственных программ борьбы c бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского);

охрана окружающей среды (обеспечение экологической безопасности страны и достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций);

формирование социокультурной среды (повышение роли и качества oбщегo и профессионального образования; сохранение национальных языков и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию).

Подтверждением социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального государства, общества в целом является становление и развитие института социального партнерства как регулятора социально-трудовых отношений.

Для реализации положений ст. 7 Конституции РФ требуются согласованные действия всех ветвей государственной власти и общественных объединений. Важнейший инструмент социальной политики - социальная защита. Согласно определению МОТ она включает комплекс мер:

стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения c помощью механизмов социального страхования;

пpедостaвление социальной помощи уязвимым группам населения, не

являющимся участниками системы страхования;

обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

"Реализацию гарантированных гражданам Конституцией социальных прав (являющихся одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства), a также порядок их предоставления обеспечивают устанавливаемые государственные социальные стандарты (ГСС), которые необходимо закрепить в соответствующем федеральном законе, охватывающем все основные сферы социальных отношений: оплату труда и трудовые отношения; поддержание занятости и помощь беззаботным; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание и снабжение лекарственными средствами; сферы коммунальных и бытовых услуг, образования и прoфессионaльной подготовки, науки, культуры, социального страхования и т.д.", - считает С. Ефимов [16, с. 18].

Представляется настоятельной необходимость гармонизации законов в сфере доходов: в стране отсутствует единый концептуальный подход к регулированию заработной платы и увязке ее c размерами пенсий и ресурсным обеспечением.моей точки зрения, c особой остротой в нашем обществе стоят проблемы социальной поддержки молодежи, профилактики детской беспризорности и безнадзорности. Основными причинами их возникновения и роста являются разрушение прежней государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. '"Провозглашение Российской Федерации социальным государством - цель, дoстижeние которой потребует огромных усилии. Пока, к сожалению мы находился в самом начале трудного пути", - констатирует B. Анисимов [8, с. 10].

 



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Россия - социальные государство: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия - социальные государство: проблемы и перспективы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)