Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модернизация таможенной службы в условиях формирования и функционирования таможенного союза



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Модернизация таможенной службы в условиях формирования и функционирования таможенного союза 0.00 из 5.00 0 оценок




    Международное сотрудничество

В современном мире таможенные системы переживают новый этап своего развития. Это связано, с одной стороны, с глобализацией и интеграцией внешней торговли, а с другой - усилением контроля за перемещением через таможенные границы товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которые могут отрицательно повлиять на безопасность мирового сообщества.

Работа в направлении международного сотрудничества белорусской таможенной службы ведётся с момента создания белорусских таможенных органов, а именно с апреля 1990 г., когда приказом ГУ ГТК СССР было создано Белорусское управление ГУ ГТК, состоявшее из 4 таможен: Брестской, Гродненской, Минской и таможни «Западный Буг» - общей численностью около 1,5 тыс. человек. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, а 20 сентября 1991 г. Парламент Республики Беларусь постановлением №1101-XII «О таможенной службе Республики Беларусь» преобразовал Белорусское управление ГТК СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с подчинением ему таможенных учреждений СССР, расположенных на территории республики.

Первым шагом на пути мирового сотрудничества стало вступление во Всемирную таможенную организацию в 1993 г. после присоединения к Конвенции от 15 декабря 1950 г. «О создании Совета Таможенного Сотрудничества». Таможенная служба Беларуси участвует во всех мероприятиях и встречах Всемирной таможенной организации, что положительно влияет на развитие таможенного дела в стране. Всемирная таможенная организация высоко оценивает уровень белорусской таможенной службы, об этом в ходе визита в Беларусь в сентябре 2007 г. делегации таможенной службы Финляндской Республики заявил председатель совета Всемирной таможенной организации, генеральный директор Финского национального таможенного управления Тапани Эрлинг. В рамках встречи обсуждались перспективы дальнейшего двустороннего сотрудничества. Эрлинг подчеркнул, что белорусская таможенная служба имеет высокий технологический уровень, который соответствует мировым стандартам. [1, С. 78], [5]

Значимым шагом для Республики Беларусь на арене международного сотрудничества стало её присоединение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Подтверждение о присоединении было представлено в секретариат всемирной таможенной организации 10 января 2011 г. Миссией Беларуси в Европейском союзе. Республика Беларусь стала 72-ым государством, принявшим на себя международные обязательства, вытекающие из документа.

На современном этапе Конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.

Ключевые принципы Конвенции предусматривают применение упрощённых таможенных процедур, максимальное внедрение информационных технологий, применение современных методов таможенного контроля, основанных на использовании системы управления рисками и таможенного аудита, тесное сотрудничество с бизнес-средой.

На заседании Коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, которое состоялось 3 февраля 2010 г., заместителем председателя Комитета было подчёркнуто значение той работы, что была проведена в 2010 г. по присоединению Беларуси к прогрессивной международной конвенции - инструменту, играющему основополагающую роль в управлении международной торговлей в современном мире.

Внедрение стандартов Киотской конвенции будет осуществляться посредством имплементации положений Конвенции в национальное законодательство. В связи с этим были сформулированы задачи таможенного ведомства по совершенствованию таможенного законодательства: предстоит подготовить закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», а также провести анализ национального законодательства Таможенного союза на соответствие положениям Киотской конвенции и подготовить предложения по внесению при необходимости дополнений, изменений.[6]

Республикой Беларусь заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах с 15 государствами. Ведётся активная работа по установлению официальных контактов с Бельгией, Румынией, Сербией, Францией, Болгарией, Великобританией, южной Кореей, Японией и Китаем.

 

Таможенный союз

Республика Беларусь переживает знаменательный поворот в своей истории. Неумолимые объективные законы, глубокое осознание своего места в историческом процессе привели страну в интеграционное образование - тройственный таможенный союз.

С 1 января 2010 г. заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, с 6 июля 2010 г. в Республике Беларусь введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенное законодательство Республики Беларусь, в т. ч. законодательство Таможенного союза, очень динамично, однако требует постоянного совершенствования и устранения имеющихся пробелов и коллизий. Безусловно, по мере разработки и введения в действия союзного законодательства претерпят существенные изменения нормативные правовые базы стран-участниц. [12, C. 198]

Принятое руководством трех стран - Казахстана, Белоруссии и России - политическое решение о создании Таможенного союза представляет собой меру, соответствующую потребностям нынешнего сложного периода. В условиях финансово-экономического кризиса именно режим Таможенного союза - это самый простой способ добиться снижения издержек при максимальном упрощении таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, сокращения сроков прохождения грузов через границы, стимулирования интенсивности внешней торговли, повышения деловой активности участников внешнеэкономической деятельности, нацеленных на помощь бизнесу и повышение благосостояния населения.[11]

Вступили в силу важнейшие международные договоры, формирующие договорно-правовую базу таможенного союза: о единых правилах определения страны происхождения товаров, о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам и другие. А главное - вступил в действие основополагающий законодательный акт - Таможенный кодекс таможенного союза. Факт принятия кодекса на начальном этапе формирования таможенного союза может сыграть важную роль в успешном продвижении интеграции.

Это в некотором смысле является преимуществом перед Европейским союзом, где Таможенный кодекс был принят уже после завершения формирования таможенного союза Европейского союза в 1968 г. 4 февраля 2009 г. начал функционировать высший (наднациональный) орган таможенного союза - Комиссия таможенного союза, ответственная за формирование единого таможенного тарифа, разработку Таможенного кодекса и Статута суда таможенного союза, а также других документов, формирующих договорно-правовую базу союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для трех государств. Если одна из стран не согласна с принятым Комиссией решением, вопрос выносится на рассмотрение Межгосударственного совета Евразийского союза на уровне глав государств, который принимает решения консенсусом. Таким образом, главным элементом в механизме управления интеграционными процессами в странах-участницах Содружества независимых государств впервые за последние 18 лет становится наднациональный институт в лице Комиссии таможенного союза. Несомненно, что одним из основных факторов, отрицательно влиявших на динамику развития интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств, а затем и Евразийский союз, явилось долгое отсутствие наднационального органа управления.

Таким образом, таможенный союз стал реальностью и работает на полную мощность.

Важнейшая глобальная задача в условиях формирования таможенного союза - преодолеть так называемый интеграционный эгоизм, стремление получить бесплатные дотации от наиболее обеспеченных сырьевыми ресурсами и развитой экономикой государств.

Не менее важная задача - гарантировать безопасное и комфортное участие 180 млн граждан таможенного союза во внешнеэкономической деятельности. Такую задачу может выполнять современная таможня, призванная прямо и эффективно содействовать развитию внешней торговли. Такую задачу по силам решить электронной таможне, сводящей до минимума применение бумажных документов, внедряющей электронное декларирование, бесконтактные процедуры таможенной очистки в виде «одного окна», «одной остановки», систему предварительного информирования о ввозе и вывозе товаров и т.п.

Таможенный союз - пролог к созданию единого экономического пространства.

В настоящее время начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства трех стран. Решением Межгосударственного совета Евразийского союза принят план действий по формированию Единого экономического пространства. До 1 июля 2011 г. предстоит создать договорно-правовую базу для создания общего рынка услуг, общего финансового рынка и развития валютной интеграции, общего рынка труда и сотрудничества в области миграционной политики, а также в социально-гуманитарной сфере.

Основываясь на опыте Европейского союза, на более высокой, чем таможенный союз, ступени экономической интеграции - едином или общем рынке - необходимо разработать общую политику развития отдельных отраслей и секторов экономики стран-участниц, создавать условия для свободного движения капиталов, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Особое место должно быть отведено системе мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Рынок товаров остается не вполне свободным и единым, пока не будут согласованы национальные уровни налогов, технические, санитарные и другие стандарты, пока не получат тесной увязки друг с другом рыночные курсы национальных валют. Общий рынок не будет полноценным без согласованной социальной политики государств-членов, а рынок услуг - без взаимного признания дипломов. Общий рынок труда призван обеспечить

гражданам всех стран-партнеров свободу трудоустройства и права выбора рода занятий, приобретения и пользования собственностью, свободу получения гражданства и обеспечения гражданских прав, свободу получения образования, получения и обмена информацией, доступа к достижениям науки и культуры, свободу медицинского и социального обеспечения. [12, C. 216]

Так как взаимоотношения в Таможенном союзе Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан построены на принципах:

использования норм и положений международного права в области таможенного регулирования;

гармонизации и унификации таможенных правил и повышения эффективности таможенных процедур;

транспарентности, предсказуемости и последовательности таможенных правил и процедур, их упрощения в интересах участников внешнеторговой деятельности;

применения современных методов работы таможенных служб, включая таможенный контроль на основе управления таможенными рисками, посттаможенный контроль, максимального практического внедрения передовых информационных технологий;

совершенствования взаимодействия между таможенными органами государств-членов Таможенного союза и др., можно говорить, что таможенная служба Республики Беларусь в условиях формирования и функционирования Таможенного союза вместе со странами-участницами, несомненно, добьются прогресса на пути интеграционных преобразований, вовлекая в них новые перспективные силы.


Заключение

 

В настоящее время таможенными органами ведется целенаправленная деятельность по модернизации таможенной службы в соответствии с международными стандартами, совершенствование ее законодательной базы. В Республике Беларусь последовательно совершенствуются таможенные процедуры, проводится планомерная работа по автоматизации таможенных органов, внедрению передовых информационных технологий, системы управления рисками, созданию единой системы контроля на границе.

В условиях открытости экономики, свободы предпринимательства таможенная служба обеспечит обслуживание внешнеторгового потока, гарантирует сбор таможенных платежей. Организационная и технологическая модернизация позволит войти в число мировых лидеров по уровню таможенного дела. Сформированный потенциал таможенной службы обеспечит упреждающее реагирование на риски, угрозы и вызовы в сфере национальной безопасности. Совокупная реализация мероприятий по развитию таможенной службы обеспечит снижение коррупционных рисков при применении таможенного законодательства и технологий таможенного оформления и контроля.

В условиях формирования и функционирования Таможенного союза модернизация таможенной службы Республики Беларусь осуществляется по направлению развития и углубления международного таможенного сотрудничества как в региональном, так и двустороннем аспектах.

Несомненно, что, основываясь на действующих принципах совершенствования взаимодействия между таможенными органами государств-членов Таможенного союза и применении современных методов работы таможенных служб, Республика Беларусь вместе со странами-участницами добьются прогресса на пути интеграционных преобразований, использовании норм и положений международного права в области таможенного регулирования, гармонизации и унификации таможенных правил и повышения эффективности таможенных процедур, вовлекая новые перспективные силы.

 


 



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Модернизация таможенной службы в условиях формирования и функционирования таможенного союза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модернизация таможенной службы в условиях формирования и функционирования таможенного союза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)