Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государства в антикризисном управлении



2020-03-17 270 Обсуждений (0)
Роль государства в антикризисном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конкурентные рынки способны решать многие социально-экономические задачи, однако в силу ряда причин сфера их действия существенно ограничена. Так, рынок не может соотносить внешние выгоды и издержки общества на экономическую защиту, не способен производить общественные блага в необходимом объеме для удовлетворения всего комплекса общественных потребностей, не обеспечивает содержание армии, науки и т.д., так как в этом нет личной заинтересованности бизнеса.

Рыночная система за счет концентрации капитала, слияний и поглощений друг друга хозяйственными субъектами создает монополизм и ослабляет главные контролирующие механизмы, которые мешают монополиям получать сверхприбыль. Многие фирмы нарушают законодательство с целью получения конкурентных преимуществ.

Следует отметить, что рыночная система не имеет действенных механизмов защиты недр, рынок создает неравенство в доходах населения, в целом рыночная система развивается нестабильно, подвержена инфляции и депрессиям, а также не может решить в целом проблему инвестирования экономики.

Рынок не может предотвратить мировые кризисы и не способен обеспечить оптимальное распределение ограниченных ресурсов общества.

Кроме того, у каждого народа и государства свои национальные особенности экономического устройства и традиции, свой тип собственности, своя роль государства в экономике, свои методы решения социальных проблем, которые могут отличаться от рыночных инструментов.

Именно эти факторы обусловливают необходимость и возможность вмешательства государства в экономику с целью смягчения причин возникающих кризисных явлений, а уже при возникновении кризиса-с целью применения экономических инструментов борьбы с ним. Более того, инициативная и эффективная деятельность государства необходимы и самому бизнесу, без которых он, равно как и рыночная экономика, развиваться не может. На рис. 1.3.1 представлены цель и функции государства при его воздействии на бизнес.

Государственное вмешательство в бизнес зависит от специфических особенностей страны, традиций и современных условий, тенденций современного мирового развития, которые меняют роль государства в экономике.

 

Рис. 1.3.1 Цель и функции государственных регуляторов бизнеса

 

История развития экономики различных государств доказала, что нельзя абсолютизировать как рыночный механизм, так и механизм государственного регулирования экономики. Так, если рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, то рыночное саморегулирование должно дополняться различными формами государственного регулирования. При этом неэффективное государственное регулирование и прямые формы государственного вмешательства в бизнес требуют более гибких частных и смешанных форм регулирования с привлечением косвенных экономических регуляторов государства.

Принцип невмешательства государства в экономику основан на теоретических предположениях, о том, что рыночные силы боле, е эффективны, чем государственное регулирование, однако это заблуждение. Мировой опыт показывает, что любое цивилизованное государство контролирует финансовую деятельность и осуществляет разумную экономическую политику. Мнение о всесилии рынка и устранение государства из сферы развития экономики противоречат опыту послевоенных реформ в ряде стран (Япония, ФРГ и др.) и не соответствует реальным условиям российской экономики. В частности, при переходе к рыночным отношениям государство должно помочь бизнесу и защитить его интересы от иностранных конкурентов.

Сегодня экономическая роль государства неуклонно возрастает во всем мире, под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности. Особенно ярко эти тенденции проявляются в период экономического кризиса, охватившего все экономические системы.

Государство вынуждено вмешиваться в экономику и социальные отношения своей страны, усиливая вмешательство во время кризисов и ослабляя при подъеме экономики.

В основе государственного регулирования бизнеса лежит использование прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государства регулируются через бюджетную и банковскую систему, госзаказы и таможенные службы и т.д.

Во всем мире целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между участниками рынка.

Используя свои регулирующие инструменты, государство должно:

сформировать общие условия функционирования для различных социально-экономических укладов;

обеспечить каждому участнику рынка равные возможности в торговой и производственной деятельности;

обеспечить хозяйственным субъектам возможность конкурировать между собой на любых рынках без каких-либо ограничений;

закрепить права собственности и одинаковые для всех правила игры на рынке;

защитить общепринятые этические нормы и правила поведения на рынке;

пресечь злоупотребления и своеволие монополистов в установлении цен на монопольный продукт;

поддерживать конкуренцию и пресекать недобросовестное поведение конкурентов.

Практически все страны мира, в том числе и Россия, с разной степенью активности регулируют свою национальную экономику через налогообложение, субсидии базовым отраслям экономики, законодательные акты и таможенную политику.

Деятельность государства в современных условиях включает прежде всего следующие области:

разработку системы правового обеспечения функционирования и развития бизнеса, стимулирование и непосредственное формирование спроса на инвестиционные товары через налоговую и кредитную системы, а также госзаказ на наукоемкую конкурентоспособную продукцию; S формирование субъектов современного предпринимательства и конкурентной среды, организацию деятельности государственных предприятий и бюджетных организаций путем создания организационной и рыночной инфраструктуры бизнеса, а также применения мер экономического контроля и поддержания внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

обеспечение системы национальной обороны и защиты интересов государства и общества, развитие фундаментальной науки, охрану жизни и здоровья людей и природной среды обитания человека и животных, социальную защиту населения; S обеспечение социальной ориентации формирования и развития бизнеса через создание государственных кредитных ресурсов и фондов поддержки населения и бизнеса, поддержание конкурентоспособности российских предпринимателей путем регулирования курса валют, таможенных тарифов, квот, введения ограничительных стандартов и других мер к импортерам. Государство может напрямую вмешиваться в бизнес при осуществлении бюджетного инвестирования государственных программ развития регионов и государственных предприятий. Но этим далеко не исчерпываются регулирующие функции государства на всех уровнях управления экономикой. Так на макроуровне государство должно разрабатывать прогнозы структурных сдвигов в экономике и соответственно регулировать основные пропорции в экономике страны и регионов. На отраслевом уровне государственные органы планируют научно-технический прогресс и конкурентоспособность отраслей, объем инвестиций и окупаемость затрат, а также прибыль и ее распределение. На уровне региона государство разрабатывает прогнозы и ориентиры развития базовых организаций, процессы производства конкурентоспособных товаров, способных к быстрому и эффективному самопреобразованию предприятий.

Государственная служба может эффективно выполнять функции регулирования бизнеса при условии, если она строится на следующих принципах:

рациональном протекционизме современного бизнеса и гибком дифференцированном подходе;

программно-целевом регулировании и гарантированности государственной поддержки;

мотивационной направленности государственной поддержки при многообразии видов предпринимательской деятельности;

разделении труда и кооперации между федеральной, региональной и местной государственными службами.

Принцип рационального протекционизма способствует активизации процесса поиска источников развития экономики, наиболее полного использования способностей предпринимателя к инновационной рисковой деятельности. Реализация именно этого принципа необходима в период становления предпринимательства в России и в условиях экономического кризиса.

Государство должно строить политику рационального протекционизма по ряду направлений.

Во-первых, государство должно оказывать поддержку развитию прежде всего малого предпринимательства, так как, с одной стороны, малое предпринимательство выполняет важные экономические и социальные функции, а с другой - без государственной поддержки, особенно в момент становления, оно объективно не может выдержать конкуренции с предпринимательскими структурами, располагающими крупным капиталом, позволяющим осваивать высшие технологии и другие крупнейшие достижения научно-технического прогресса.

Во-вторых, государству необходимо осуществлять политику протекционизма по отношению к предпринимательству в сельском хозяйстве, так как оно является одной из менее привлекательных для предпринимателей сфер и его специфика не позволяет добиться устойчивости в получении высокого уровня дохода. Без государственной поддержки сельских предпринимателей трудно поддерживать необходимые темпы развития сельского хозяйства, без чего невозможно решить продовольственный вопрос и другие социальные проблемы любого общества.

В-третьих, политику рационального протекционизма необходимо реализовывать во внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

Протекционизм помогает добиться конкурентных преимуществ на внешнем рынке, так как конкуренцию в этом случае определяют не только экономические факторы, но и политика государств, отстаивающих свои национальные интересы.

Большое значение имеет реализация принципа программно-целевого регулирования бизнеса. Важно иметь федеральные и региональные программы государственного регулирования бизнеса в целом, вне зависимости от масштабов (малого, среднего и крупного). В то же время в программах регулирования должна быть отражена специфика различных форм бизнеса (в зависимости от масштаба, сфер предпринимательской деятельности).

Каждая программа должна отвечать требованиям, предъявленным к ее разработке и реализации. В программе отражаются четко обоснованные система целей, механизм, источники, ресурсы, необходимые для достижения этих целей, конкретные исполнители, материально заинтересованные и ответственные за реализацию того или другого ее "фрагмента"; этапы выполнения, эффективный экономический контроль ее реализации и т.д.

Высокая требовательность к разработке и реализации программ неразрывно связана с гарантированностью государственного регулирования и поддержки бизнеса. Реализация этого принципа должна обеспечиваться всеми подсистемами государственного регулирования: правового обеспечения, финансовой поддержки, технико-технологического и информационного обеспечения, экономической защиты договоров и контрактов, государственных, федеральных и региональных заказов и т.д.

Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы и методы, которые в совокупности образуют инструментарий государственного регулирования бизнеса. Обычно государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия реализуются административно-экономическими средствами, а методы косвенного регулирования - в основном экономическими средствами.

На рис. 1.3.2 представлены методы государственного регулирования экономики.

 

Рис. 1.3.2 Методы государственного регулирования экономики

 

Эффективность государственного регулирования не может быть обеспечена без реализации принципа обоснованного, гибкого, дифференцированного подхода к регулированию бизнеса. Дифференциацию в подходе целесообразно ставить в зависимость от формы собственности предпринимательских структур, эффективности их хозяйствования, сферы предпринимательской деятельности, фазы развития экономики и ряда других факторов. Например, одни формы и методы государственного регулирования применимы к предприятиям государственной собственности, другие - к частным. В условиях глубокого экономического кризиса степень государственного регулирования бизнеса должна быть высокой, а в условиях экономического подъема и устойчивого развития экономики она снижается, но при этом повышается качество регулирования.

Важно реализовать такой принцип государственного регулирования, как мотивационная направленность формирования и развития бизнеса. Необходимо, чтобы механизм государственного регулирования и поддержки обеспечивал формирование современного бизнеса прежде всего в сфере производства при оптимальной специализации с ориентацией на производство продукции, обладающей конкурентными преимуществами на мировом, российском, региональном и местном рынках. А это требует эффективной структурной перестройки экономики, развития инновационных направлений инвестиционного процесса во всех формах и структурах бизнеса, а также научного обеспечения современного бизнеса.

Немаловажно добиться реализации принципа разделения и интеграции функций государственного регулирования бизнеса между федеральной, региональной и местной службами. Разделение функций между этими службами определяется тем, каким потребителям и общественным интересам какого уровня служат те или другие формы бизнеса. Если инновационные предпринимательские структуры базируются на высоких технологиях, производстве таких товаров, которые обеспечивают конкурентное преимущество на международном и национальных рынках, и важны для жизнеобеспечения населения страны в целом, тогда государственная поддержка бизнеса осуществляется преимущественно за счет ресурсов федерального уровня. Регулирование и поддержка предпринимательских структур, от которых зависят экономическое развитие и жизнеобеспечение региона, обеспечивается прежде всего мобилизацией ресурсов региона.

Несмотря на наличие рычагов управления экономической деятельностью хозяйственных объектов, существующая система государственного регулирования бизнеса в России далека от совершенства, особенно в области законодательства. Большинство существующих законов имеют ограниченное применение ввиду их декларативности, неясности и туманности формулировок. Законы не содержат четко обозначенных целей и требуют дополнительных подзаконных актов для облегчения работы судебных и контролирующих органов по их применению, создания многочисленных федеральных и местных комиссий по их реализации. Между тем, законодательные акты любого государства с рыночной экономикой являются основой функционирования бизнеса, так как они определяют не только права собственности, но и "правила игры", формирующие поведение всех участников рыночных отношений.

Для повышения эффективности государственных механизмов регулирования и антикризисного управления бизнесом необходимо: S принять рациональное законодательство по созданию рыночных механизмов, обеспечивающих соблюдение строгой налоговой политики, регулирование рынка труда и занятости населения; S разработать четкую программу долгосрочного развития оборонных предприятий; S принять меры, направленные на укрепление дисциплины во взаимоотношениях между предпринимателями в области поставок и оплаты товаров и услуг. Определить порядок установления цен на продукты питания и товары первой необходимости предприятиями-монополистами;

сформировать не символические, а реальные фонды поддержки малого бизнеса и других новых экономических структур, уменьшить размеры налогов на малый бизнес и предоставлять ему определенные льготы и привилегии на период становления;

запретить местным органам власти и управления вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия;

конкретизировать нормативно-правовую практику ведения бизнеса в части лицензирования деятельности хозяйственных субъектов, предоставления льгот и квот отдельным субъектам, отменить ограничительные барьеры ввоза продукции и вывоза с региональных рынков, создать равные возможности для всех участников рыночных отношений;

прекратить практику фиктивного банкротства базовых предприятий регионов, направленную на передел собственности, для чего необходимо изменить процедуру банкротства. Кроме того, следует пересмотреть расчеты критериальных коэффициентов несостоятельности, минимальной задолженности и т.д., пересмотреть методы ценообразования и процедуру установления конкурентоспособной цены, учитывающей прибылеобразующую базу и эластичность спроса товара по цене;

стабилизировать финансовую систему в стране, ввести в практику кредитование предприятий под залог имущества, в том числе находящегося в федеральной, областной и муниципальной собственности;

реструктуризировать задолженность предприятий перед региональными бюджетами всех уровней.

Отсутствие в России законодательной базы, в полной мере регулирующей бизнес, несовершенство существующих законов, недостаток соответствующих механизмов их практической реализации, дисгармонизация первичного и вторичного законодательства блокируют действие рыночных механизмов, подрывают конкуренцию, наносят вред потребителям продукции и обществу в целом.



2020-03-17 270 Обсуждений (0)
Роль государства в антикризисном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государства в антикризисном управлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)