Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути совершенствования государственного регулирования экономики РК



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Пути совершенствования государственного регулирования экономики РК 0.00 из 5.00 0 оценок




В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства в экономической области.

Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: формирование правового государства, института частной собственности, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

Перестройка самой государственной структуры на принципах демократии и потребностей рыночного хозяйства, требующая коренного преобразования аппарата исполнительной власти, овладения им новыми методами управления экономикой, это процесс длительный, болезненный и противоречивый. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой, адекватной рыночной экономике системы. Оно ведет лишь к полной потере управляемости хозяйственными процессами, порождает анархию, дает простор криминальным элементам и усугубляет экономический кризис, тому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

Переход к новым формам регулирования реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; сдерживание инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов социально-экономического развития. От его правильности зависят как направление этого развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов - многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, соблюдение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и т.д. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.

Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики.

Экономическую политику классифицируют по следующим признакам:

по методам воздействия: административная, фискальная, кредитно-денежная, институциональная, инвестиционная и др.;

по сферам приложения: внешнеэкономическая политика, научно-техническая, структурная, аграрная, промышленная, социальная и др.

Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства: парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны; различные союзы и ассоциации - промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей и др.; страховые общества, фонды имущества, пенсионные кассы и др.

Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений в развитии экономики, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную, иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени их значимости и по времени реализации.

Так, стратегической целью реформирования экономики Казахстана является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.

Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий, пол держание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии. Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальные цели. Все эти долгосрочные цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике. С большей или меньшей степенью достоверности можно наметить только общие контуры этой программы.

Важнейшим направлением деятельности государства в переходный период является его законотворческая деятельность, приобретающая в переходной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений: защиты прав собственности, конкуренции, проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; законодательного регулирования взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.

В Республике Казахстан, как и в других странах СНГ, принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики: антимонопольный закон, законы о предпринимательстве, о собственности, о разгосударствлении и приватизации, о занятости, о труде, о защите прав потребителя, о социальной защите населения, о валютном регулировании и др. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органов по управлению народным хозяйством и их взаимоотношениям с субъектами хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.

Практика показывает, что можно принять самые современные законы, но без механизма реализации они не работают, являются мертворожденными. Поэтому необходимо создать соответствующие структуры, осуществляющие контроль над претворением законов в жизнь.

Еще одна важная задача государства в реализации экономической политики - регулирование процессов разгосударствления и приватизации. Они существенно сокращают долю государственного сектора, однако должны быть управляемы, иметь законодательную основу, утвержденные инструменты и средства разгосударствления. В связи с этим государство разрабатывает законодательную базу приватизации и программу ее осуществления.

На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Казахстане предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий как переходный этап к их приватизации; введение института банкротства, продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала в приватизации.

Государство выступает наиболее крупным инвестором, обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способно переоснащать отдельные отрасли на основе современных направлений НТР. Государство также активно способствует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Оно предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи инвесторам.

Существенную роль играет государство в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране становится больше, чем товаров. Поэтому для того, чтобы ограничить инфляцию, нужно либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении, либо сделать то и другое. Государственная политика в области цен должна быть направлена на защиту интересов потребителей и отечественных товаропроизводителей в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках. Основным механизмом регулирования цен должно стать применение косвенных методов воздействия на динамику уже введенных свободных цен на товары и услуги с использованием налоговой, амортизационной, таможенной политики и других механизмов, в том числе прямого административного ограничения цен.

Одним из ведущих направлений экономической политики государства в переходной экономике является реализация промышленной политики. В теории переходной экономики под промышленной политикой в широком смысле понимается политика государства по отношению ко всему предпринимательскому сектору. Ее сущность составляет особая система мероприятий, направленная на стимулирование инвестиций, оздоровление промышленной структуры, экономический рост. Главная цель промышленной политики - объединение усилий государства и частного капитала для воссоздания высокоразвитой отраслевой структуры национального хозяйства.

В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождает от государственного монополизма хозяйственные субъекты путем предоставления им права лицензирования и самостоятельного ведения внешней торговли. Кроме того, оно вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых иностранных товаров на внутренние рынки страны.

В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, «съедающие» значительную часть заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, в связи с чем государство осуществляет регулирование социальных отношений.

Государство разрабатывает систему социальной защиты населения, его наименее защищенных слоев: инвалидов, престарелых, многодетных семей, студентов. Государство осуществляет политику регулирования доходов населения с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе. Для этого необходимо повысить значение заработной платы в составе доходов населения, восстановить роль минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива, приостановить нарастание дифференциации доходов между различными группами населения, совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система, здесь перспективным является развитие частных пенсионных фондов. Государство также регулирует занятость, поддерживая в установленных границах численность безработных.

Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса, являющегося составной частью экономического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. Сейчас государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, разработать и реализовать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды.




2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Пути совершенствования государственного регулирования экономики РК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути совершенствования государственного регулирования экономики РК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)