Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогноз и программа развития материального производства в муниципальном образовании как основное направление сохранения и создания рабочих мест



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Прогноз и программа развития материального производства в муниципальном образовании как основное направление сохранения и создания рабочих мест 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Органы власти всех уровней выполняют не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществляют управление, развитием территории. Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием приобретает все большую значимость. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят /5/.

Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.

Органы местного самоуправления должны содействовать созданию новых производств на территории муниципального образования в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличения налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест.

Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с целью сохранения рабочих мест и обеспечения дальнейшего роста экономического потенциала муниципального образования. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных производств, создавать местные зоны хозяйственного освоения для оптимального размещения предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, продаже или сдаче в аренду строений, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т.п.

Одной из основных целей государственных органов власти и, в особенности, органов местного самоуправления, как власти, наиболее приближенной к гражданам, является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средству связи для передачи и получения информации и т.п. /5/

Каждый тип потребностей населения можно представить в виде подсистемы, функцией которой является удовлетворение соответствующей потребности. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению реализуемости главной цели общества. Нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций воспринимается обществом как неудачное развитие всего общества.

В системе можно выделить два вида материальных ресурсов: неперемещаемые (природные ресурсы, основные фонды и т.п.) и мобильные (капитал, оборудование и т.п.), а также человеческие (не просто трудовые ресурсы, но лица, сознательно действующие в рамках установленных социально-хозяйственных механизмов). Для эффективного функционирования системы необходима сбалансированность данных трех факторов.

Так, избыток неперемещаемых ресурсов и трудовых ресурсов при нехватке необходимого оборудования, технологий, финансовых ресурсов, не только не будет способствовать развитию, но, наоборот, будет препятствовать эффективному функционированию системы. В частности, возникнет безработица, производственные фонды будут загружены не полностью, что увеличит расходы общества на ликвидацию данных диспропорций. Аналогично нехватку квалифицированных кадров практически невозможно восполнить избытком материальных ресурсов.

Развитие системы осуществляется как количественно, так и качественно. При количественном развитии происходит простое воспроизводство существующих элементов и объектов системы, например, строительство однотипных двухэтажных домов. После определенного накопления количественных изменений в системе возникает потребность в качественном развитии, в переходе на новый уровень. Так, когда двухэтажные дома перестают обеспечивать необходимую концентрацию населения, или свободного места для их строительства не осталось, возникает либо остановка в развитии поселения, либо начинается строительство многоэтажных домов, которые представляют качественно новый этап в развитии /7/.

Развитие должно быть устойчивым, что подразумевает длительность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недопустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов - природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.

Научно обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих на определенной территории. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде концепции развития, содержащей стратегии, т.е. совокупность принципиальных направлений долгосрочного развития.

Несмотря на благоприятные тенденции прогноза социально-экономического развития края, положение в сфере занятости населения требует постоянного внимания органов власти всех уровней, усилий государственной службы занятости населения, направленных на обеспечение населения качественными и доступными государственными услугами в данной сфере, а также на социальную поддержку безработных граждан. На контролируемый рынок труда, прежде всего, будут оказывать влияние тенденции развития мировой экономики.

Предполагается, что в 2013 и последующих годах рынок труда будет представлен гражданами, высвободившимися с предприятий, а также уволенными по собственному желанию. На рынке труда будут зарегистрированы предприятия, работающие в режиме рабочей недели, неполной занятости и с задержками выплаты заработной платы. В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы, а также способствовать развитию территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

Рынок труда края будет характеризоваться:

несоответствием профессий (специальностей) и квалификации безработных граждан потребностям реального сектора экономики края (дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе);

нехваткой высококвалифицированных специалистов, особенно технических специальностей, необходимость в которых появилась в связи с внедрением новых технологий и развивающейся социальной инфраструктурой;

значительной долей заявленных работодателями в органы службы занятости вакансий на рабочие места, имеющих низкую оплату труда;

территориальным несоответствием размещения вакантных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения края;

слабой трудовой мобильностью безработных граждан по причине низкой степени транспортной доступности к районным центрам (особенно в северных районах) и отсутствия у работодателей условий проживания; ограниченностью внутренней мобильности рабочей силы, связанной с наличием населенных пунктов, особенно в сельской местности, оставшихся практически без действующих предприятий, что приведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов, напряженности ситуации на отдельных территориальных рынках труда и сохранению в них уровня регистрируемой безработицы выше среднего по краю;

выходом на рынок труда молодежи, не имеющей опыта работы и в связи с этим испытывающей трудности в поиске работы. Каждый второй, обратившийся в службу занятости населения за получением государственной услуги в поиске подходящей работы, - гражданин в возрасте 16 - 29 лет;

низким образовательным уровнем и низкой мотивацией к труду безработных. В среднем около 50 процентов безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, не будут иметь профессионального образования или иметь длительный (более года) перерыв в работе (потеря квалификации);

неудовлетворенностью качеством рабочих мест и низкой заработной платой, что будет способствовать увеличению объемов движения рабочей силы и приведет на рынок труда граждан, уволенных с предприятий по различным причинам /10/.

Ключевыми на рынке труда края с учетом перечисленных факторов будут проблемы, связанные с занятостью представителей отдельных социально-демографических групп населения (молодежь, длительно неработающие и впервые ищущие работу граждане, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды), а также граждан, находящихся под угрозой увольнения в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников, введением режима неполной занятости, дисбалансом спроса и предложения на рынке труда, занятости населения в сельской местности.


 

Глава 2. Планово-программные методы в управлении процессами занятости населения на местном уровне на примере Хабаровского края

Анализ целевых программ в системе планового управления

 

Сегодня в России важным фактором стабилизации и эффективного движения на базе научно-технического прогресса является формирование адекватной системы управления на всех уровнях народного хозяйства. Стержнем современной системы управления является стратегическое управление и прежде всего его сущностная основа - стратегическое планирование.

Стратегическое планирование способствует поддержанию необходимых экономических пропорций, с его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. Оно зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей - плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное акционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

В основном процесс стратегического планирования включает четыре этапа:

· оценку;

· выбор;

· исполнение;

· контроль.

Только на основе стратегического планирования всех составляющих звеньев народного хозяйства, включая и муниципальное звено управления, возможно эффективное социально-экономическое развитие страны.

Вот почему одной из важнейших проблем управления муниципальным образованием является формирование научно обоснованных целей его развития. Ошибки в обосновании стратегического выбора развития муниципального образования ведут к продолжению экономического спада, дальнейшему ухудшению качества жизни населения, росту социальной напряженности в стране в целом /12/.

Этап управления - целеполагание - является исходным в любом процессе управления. Любой социальный процесс в качестве необходимого элемента содержит целенаправленную деятельность людей, что и составляет его отличие от других форм развития. Цель такого достаточно сложного объекта, как муниципалитет, не может быть раскрыта с помощью одного показателя (характеристики) и должна конкретизироваться в общем случае совокупностью качественных и количественных характеристик - целевых установок (ориентиров), целевых показателей, целевых нормативов. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка - вытекающий из объективных законов качественно выраженный ориентир общественного развития.

Количественная определенность цели обеспечивается разработкой целевых показателей количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов - значений целевых показателей, соответствующих требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния объекта.

Программно-целевое планирование - это один из видов управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование строится на логической схеме: «Цели - пути - способы - средства» /14/.

Использование программно-целевого метода позволяет реализовать комплексный подход к развитию объекта как целостного организма, объединяющего все социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии и т.п., а также увязать социальные цели и задачи с ресурсами всех видов, необходимыми для их реализации.

 



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Прогноз и программа развития материального производства в муниципальном образовании как основное направление сохранения и создания рабочих мест 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогноз и программа развития материального производства в муниципальном образовании как основное направление сохранения и создания рабочих мест

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)