Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы некоммерческих организаций



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Формы некоммерческих организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Осуществляемые в нашей стране в последние десятилетия политические и экономические изменения обусловили возникновение новых юридических форм и понятий, к ним относятся и некоммерческие организации.

Ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) гласит: "Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками".

Коммерческий сектор, несомненно, - основа экономики любого государства. При этом коммерческие организации обычно функционируют лишь в тех отраслях народного хозяйства, где возможно извлечь финансовую выгоду. К отраслям, где невозможно получить значительный финансовый эффект, принадлежат образование, наука и культура, искусство, спорт, социально-политическая и духовная сферы. Поэтому действующие в них организации, как правило являются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут отличаться самыми разными направлениями деятельности. Они способны успешно оказывать социальные услуги, заниматься социальной защитой и реабилитацией населения, в том числе оказывать помощь незащищённым категориям людей: детям, лишившимся родительской опеки, инвалидам, переселенцам, беженцам, принимать участие в решении экологических проблем и т.д. Нередко коммерческие организации способствуют защите прав и свобод людей, возлагают на себя функции контроля в гражданском обществе, в частности следят за тем, как выполняют свою работу государственные органы, чиновники, тем самым развивая и укрепляя это гражданское общество.

Следовательно, можно с уверенностью заключить, что изучение вопросов, связанных с правовым положением общественных и религиозных организаций является очень актуальным. Помимо этого актуальность выбранной тематики подтверждается значительным числом исследователей-правоведов, посвятивших свои труды данной проблематике, среди них: Арламенков А.Ю., Бирюкова Т.А., Блошенко М.В., Болдырев В.А., Борисов А.Н., Гришаев С.П., Дутов И.С., Загребина И.В., Кирилловых А.А., Козырин А.Н., Лескова Ю.Г., Мартынов Б.С., Осипов М.Ю., Сойфер Т.В., Суровцова М.Н., Цепков В.Н. и другие.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, касающихся правового положения общественных и религиозных организаций.

Предмет исследования составили доктринальные взгляды в сфере правового положения общественных и религиозных организаций, а также совокупность правовых норм, регулирующих исследуемые вопросы.

Цели и задачи исследования. Цель работы - рассмотреть особенности и выявить существующие проблемы правового положения общественных и религиозных организаций.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

показать формы некоммерческих организаций;

проанализировать правовой статус общественных и религиозных организации;

охарактеризовать создание общественных и религиозных организации;

показать особенности реорганизации и ликвидации общественных и религиозных организации;

уделить внимание правоприменительной практике в сфере формирования и деятельности общественных и религиозных организации;

сформулировать выводы по теме исследования.

Для решения указанных задач предполагается использование логического и сравнительно-правового методов исследования рассматриваемых вопросов.

Информационно-правовыми источниками исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также материалы соответствующих научно-исследовательских и аналитических Интернет-порталов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка источников и приложений.


Глава I. Общественные и религиозные организации как формы некоммерческих организаций

 

Формы некоммерческих организаций

 

Список возможных форм некоммерческих организаций в нашей стране окончательно не сформирован и дополняется, так как на сегодня действуют и создаются в соответствии с федеральными законами некоммерческие организации и в иных формах. Это обусловлено тем, что некоммерческие организации постоянно расширяют сферу своей деятельности, а многообразие целей соответственно влечет многообразие форм.

Профессор МГУ, известный отечественный правовед А.Е. Суханов высказывает мнение о том, что подобное расширение перечня организаций не имеет правовый оснований, ведь большинство форм очень схожи и фактически наследуют друг друга. Но, не взирая на критику со стороны этого и многих других учёных, в современной правовой науке утвердилось мнение о том, что утвердить законодательно список форм некоммерческих организаций в его завершённом виде пока невозможно.

Как отмечает П.Ю. Гамольский, круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций расширился настолько, что включает более 20 наименований. Установить точное число форм не представляется возможным, так как из текста отдельных нормативно-правовых актов нельзя понять, речь идет о новой форме организации или об особенном направлении ее деятельности.

По мнению Ю.Г. Лескова, практика классификации юридических лиц, по организационно-правовому принципу или по направлениям деятельности, вызывает возникновение противоречий в нормах источников гражданского права, которые призваны регламентировать работу одной и той же организации.

Появляется вопрос - достаточно ли согласованы логически нормы определения организационно-правовых форм, как коммерческих, так и некоммерческих организаций? Чтобы ответить на него, следует изучить существующие формы и сферы функционирования некоммерческих организаций.

Согласно нормам ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014)"некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами" (Приложение 1).

Согласно п.1 ст.116 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) потребительским кооперативом является объединения юридических и физических лиц на добровольных основаниях членства, которое реализуется путем объединения его членами паевых взносов. Цель создания потребительского кооператива - удовлетворение материальных благ и иных потребностей участников. Таким образом, ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям, которым позволено делить полученный доход в результате предпринимательской деятельности между участниками кооператива. Однако Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Закон N 7-ФЗ) не содержит норм о том, что потребительский кооператив может выступать в качестве некоммерческой организацией. А.Е. Суханов полагает, что распределение дохода между членами потребительского коллектива (даже если имеет место предпринимательская деятельность) не согласуется с правовой природой некоммерческой организации.

По мнению В.В. Ковязина потребительский коллектив совмещает черты организаций разных организационно-правовых форм и его можно отнести в переходной форме коммерческой организации.

Учёный-правовед С.В. Тычинин развивает мысль о том, что все кооперативы содержать черты различных организаций. Поэтому их нельзя окончательно отнести к строго определённым формам организаций.

Если, попытаться подойти к анализу правовой природы любых кооперативов без формализма, то можно обнаружить, что они имеют много общего с некоммерческими организациями. Ведь, в каждом кооперативе, как и в любой некоммерческой организации, непосредственным распределением доходов заняты те члены, которые своим трудом, своими усилиями, талантами, интеллектуальными, а не материальными вложениями, учувствуют в работе этого юридического лица.

Для того, чтобы решить принадлежит организация к коммерческим или некоммерческим типам, нужно не только определить ее организационно-правовую форму, но и узнать, как эта форма определяется законодательством. Важно, чтобы выбранная форма организации, закреплённая в уставе, не противоречила Гражданскому Кодексу РФ, а, значит, не подвергалась ограничением со стороны гражданских норм права. Это позволит некоммерческой организации беспрепятственно достигать цели своей работы и эффективно распределять полученную прибыль.

Итак, становится понятным, что существует цель деятельности некоммерческой организации, которая заключаются в достижении общественных благ. Именно поэтому, по мнению специалистов, потребительский коллектив нельзя считать правовой формой деятельности некоммерческих организаций, поскольку главной его целью является получение доходов со стороны членов кооператива, а не создание общественных благ. Указанная ситуация никак не вписывается в классификацию юридических лиц ни с позиций ее стройности, ни с позиций ее соответствия природе кооперативов, их предназначения, реализуемое в социально-экономической жизни государства.

По справедливому мнению Г.Г. Ягудиной, необходимо внести изменения в ГК РФ, выделив кооператив как специфический тип юридического лица с описанием частных и общих особенностей учреждения и функционирования различных кооперативов, внести изменения в некоторые статьи ГК РФ, например в ст.50.

Выделяемая исследователями проблема классификации юридических лиц по разным основаниям (организационно-правовые формы юридических лиц, отраслевая специфика функционирования хорошо различимы в положениях Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Закон N 82-ФЗ).

Понятие "общественное объединение" включает сразу несколько организационно-правовых форм и само по себе формой юридического лица не является. Согласно ст.5 Закона N 82-ФЗ общественное объединение рассматривается как "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". Формируются объединения инициативной группой, состоящей как минимум из трех граждан. Помимо физических лиц, учредителями общественных объединений могут быть юридические лица, уже получившие статус общественной организации.

По мнению некоторых правоведов, определение участника общественного объединения, данное в Законе N 82-ФЗ, недостаточно конкретизировано, поэтому учредителями и членам общественного объединения могут быть любые физические и юридические лица, к ним не выдвигаются чёткие требования.

Деятельность отдельных общественных объединений регулируется не только Законами N N 7-ФЗ, 82-ФЗ, но и некоторыми другими нормативными актами. К таким объединениям относятся: профсоюзные объединения, детские и юношеские объединения, объединения инвалидов, политические объединения, общественные объединения физических лиц и т.д.

Под общественной организацией понимается "основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан". Таким образом, от других форм общественных объединений общественную организацию отличают фиксированное членство и совместная деятельность членов как основа для охраны их совместных интересов и достижения целей деятельности.

В отличие от общественной организации общественное движение - это объединение широких масс в общественно полезных целях (ст.9 Закона N 82-ФЗ). При этом в законодательстве минимальное число участников общественного движения не определено.

Г.А. Кудрявцев в своих работах исследовал характерные черты общественных движений и пришёл к выводу, что главной его особенностью является не фиксированное участие, то есть непостоянное членство участников движения.

Так выделяются категории "участников" и "членов" общественных организаций.Г. Г. Ягудина придерживается мнения о том, что члены имеют советующие документы, подтверждающие их участие в объединении, а участники не оформляют их, то есть имеет место нефиксированное членство.

Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

В соответствии со ст.10 Закона N 82-ФЗ общественный фонд - это вид некоммерческой организации, что "представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах".

По мнению Г.Г. Ягудиной, из этого следует, что общественный фонд представляет собой объединение капиталов, а не объединение физических лиц, что не соответствует правовой природе общественных объединений. При этом в отношении общественного фонда в ст.10 Закона N 82-ФЗ отмечается, что он является одним из видов некоммерческих фондов. На этой основе возникает противоречие: фонд в одно и тоже время выступает и как некоммерческий фонд, и как организационно-правовая форма общественного объединения.

В результате этого противоречия, могут возникать следующие проблемы, например, согласно ст.65 ГК РФ ряд юридических лиц может признаваться несостоятельными по делам о банкротстве. Среди этих юридических лиц есть такие некоммерческие организации, как благотворительные и некоммерческие фонды, потребительские кооперативы.

В этой статье нет упоминаний об общественных объединениях, исходя из этого, объединения даже занимаясь предпринимательской деятельностью, в случае банкротства не могут быть официально признанными несостоятельными. Значит, общественные объединения как некоммерческие фонды могут быть объявлены банкротами, а как общественные фонды - нет. На практике в случае финансового краха общественного объединения бывает очень сложно определить его статус, чему способствуют противоречивые нормы ст.65 ГК РФ. Все это может нанести значительный ущерб практике функционирования общественный объединений и усложнить работу специалистов - юристов.

В статье 11 Закона N 82-ФЗ мы можем обнаружить определение такой формы некоммерческой организации, как общественное учреждение - "не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения".

Данный Закон выделяет общественное учреждение среди прочих форм правовой организации общественных объединений. Главным отличительным признаком выступает цель создания этого типа объединения, а именно - предоставление определенных услуг, которые не только соответствуют миссии организации, но и удовлетворяют потребности ее участников. Общественное учреждение, как и любая иная некоммерческая организация обладают специфической правоспособностью, что выражается в выполнении тех обязанностей и защите тех прав, которые вытекают из цели деятельности организации, указанной в уставе, то есть из уставной цели.

Поэтому некоммерческим организациям строго запрещено заниматься детальностью, не соответствующей целям, закреплённым в ее уставе. По мнению автора работы, критерий предоставления тех или иных услуг в интересах участников со стороны организации является скорее оценочным мерилом.

Общественное объединение, в котором не предусмотрено членство и целью создания которого является общее решение социальных затруднений у граждан на месте их проживания, в трудовом, учебном коллективе, называется органом общественной самодеятельности. Это объединение призвано отстаивать интересы физических лиц, изложенные в виде уставных целей органа общественной самодеятельности. Устав данного объединения может оформляться в виде программы его деятельности (ст.12 Закона N 82-ФЗ).

Таким образом, орган общественной самодеятельности в отличие от иных форм общественных объединений ограничен в выборе своих целей. Его деятельность направлена на решение лишь тех социальных проблем, которые возникают у граждан в связи с их проживанием в определенном месте, с работой или учебой в определенной организации.

"Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления".

Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация политических партий регулируются Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".

В основе политической партии, как общественной организации в современном виде лежит правовой механизм, пришедший из континентального немецкого права. Изначально политическая партия помимо учреждения состояла из дополнительных организаций, которые либо осуществляли деятельность на благо общества, либо управляли имуществом, то есть представляли собой нечто вроде фондов. В случае недостаточного разграничения юридического положения учредителя и учреждения при наличии зависимости прав учредителя от прав на имущество учреждения (имущественного статуса) может иметь место субсидиарная ответственность учредителя при выявлении имущественной недостаточности (п.2 ст.120 ГК РФ, п.2 ст.9 Закона N 7-ФЗ) .

Специалисты отмечают, что современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколько-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего из-за неустойчивой экономической ситуации в стране. Бюджетное финансирование значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Решением проблемы являются возникновение и развитие иных организационно-правовых форм организаций культуры, среди которых особое место занимает автономная некоммерческая организация.

Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации, предусматриваемая ст.10 Закона N 7-ФЗ, является по сути лишь учреждением, по отношению к имуществу которого, применяется право собственности, а не вещное право, обременённое ограничениями. Привлекательность данной организации состоит в том, что при наделении организаций указанных организационно-правовых форм автономией расширяется возможность осуществлять не только уставную (основную) деятельность, но и финансово-хозяйственную.

Однако в настоящее время актуален вопрос о намеченной реструктуризации бюджетного сектора, которая предполагает реорганизацию бюджетных учреждений путем внедрения новой формы некоммерческой организации - автономного учреждения, которое позволит увязать механизм финансирования с итогом его работы.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об автономных учреждениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) предоставляет возможность бюджетным организациям с процентом платных услуг свыше 70 %, не привлекать бюджетное финансирование. Общая идея Закона N 174-ФЗ сводится к уменьшению финансовой нагрузки на государственный бюджет (в сфере дотации социальных объектов) через внедрение платных услуг в учреждениях социальной сферы.

Согласно этому же Закону под автономным учреждением понимается - "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах)".

Автономное учреждение выступает сегодня в качестве относительного новшества муниципального управления в ходе реформирования и трансформации структуры бюджетного сектора.

Использование одних и тех же слов как для обозначения организационно-правовой формы, так и в качестве части наименования организации нередко приводит к тому, что не удается определить форму некоммерческой организации исходя лишь из одного ее названия. Особые сложности порождает использование слова "фонд". Фондом может называться и общественный фонд, и государственное учреждение, и даже акционерное общество, например инвестиционный фонд. Учредители фонда по отношению к самому фонда не имеют имущественных прав (п.3 ст.48 ГК РФ), так как фонд выступает владельцем всего имущества, что отличает его от учреждения. Ведь в учреждении его учредители имеют полноту имущественных прав. Для фонда характерна и организационная целостность, сплочённость, то есть отделение от его основателей. Те, кто создавал фонд, стоял у его истоков, не получают никаких прав в управлении этой организацией.

Даже государственная корпорация, обладающая эффектным названием по своей сути, по природе ее образования является не более чем общественным учреждением. Роднит с учреждением государственную корпорацию и схема организационной структуры. Во главе корпорации стоит единоличный учредитель, которому подчиняются подразделения, занимающиеся той или иной деятельностью, направленных на достижение общественных благ, но и представляющих значение для самого учредителя. При этом согласно п.3 ст.48 ГК РФ и п.1 ст.7 Закона N 7-ФЗ учредитель государственной корпорации также, как и в любом учреждении, не может претендовать на реализацию имущественных прав, относительно всего того, что принадлежит корпорации. Благодаря этому государственная корпорация также обретает отделённость от учредителя относительно имущество и организационной структуры, что позволяет ей эффективно выполнять свои функции.

Но если учредитель государственной корпорации не имеет имущественных прав, то это не означает, что он и не несёт ответственность. В п.1 ст.7 Закона N 7-ФЗ подразумевается, что ответственность по обязательствам государственной корпорации возлагается на учредителя. Она может быть субсидиарной и солидарной. Нормы федерального и специального законодательства позволяют государственной корпорации использовать самые сильные стороны коммерческих и некоммерческих организаций, избегая невыгодных аспектов обеих организационных форм. Подобный подход обеспечивает выживание корпорации в условиях рынка на благо общества.

Г.Г. Ягудина, на мнение которой мы уже ссылались, считает, что несмотря на выгоды для корпораций и других учреждений, подобные расхождения правовых норм негативно влияют на развитие законодательства относительно юридических лиц, так как присутствует отрицательный пример для прочих организаций. Отдельные группы лоббистов способны влиять на правовую систему государства, перестраивая нормы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций в своих интересах. Как пишет исследовательница: "В целях гармонизации системы подобная аномалия должна быть устранена". Также она отмечает, что государственная корпорация, как организационно-правовая форма некоммерческой организации мало изучена в теории правоведения, не закреплена в Гражданском кодексе и не выработаны практические механизмы ее управлением на практике.

В конечном итоге, укрепление корпоративного компонента в структуре некоммерческой организации ведёт к созданию значительного количества членских некоммерческих организаций. Подобные некоммерческие организации представляют собой союз лиц, которые формально не стремятся к получению прибыли, но на практике могут преследовать самые разные цели. Критерием определения истинных целей некоммерческой организации в таком случае становятся уставные общеполезные цели, кторых стремится достичь организация. Предполагается, что по самой цели создания организации можно определить ее коммерческую или некоммерческую социальную направленность.

Совсем недавно в российском законодательстве появилась такая форма некоммерческой организации, как некоммерческое партнёрство, которое официально не утвердилось в гражданском праве нашей страны.

Названный вид был заимствован из американского правопорядка. Согласно п.1 ст.8 Закона N 7-ФЗ некоммерческое партнёрство инициируется физическими или юридическими лицами на основаниях членства для того, чтобы члена партнёрства занимались общей деятельностью, направленное на общественное благо, согласно задекларированным в уставе целям, что закреплено в п.2 ст.2 Закона N 7-ФЗ.

Участники некоммерческого партнёрства в случае ликвидации организации или при единоличном выходе имеют имущественные права, как результат вложения собственных прямых усилий в развитие некоммерческой организации. Поэтому имущество партнёрство даже в период его функционирования разделяется между участниками, что не согласуется со статусом некоммерческой организации. И хотя некоммерческое партнёрство по типу организации более всего похоже на общество с ограниченной ответственностью, нет никаких правовых оснований его превращения в коммерческую организацию.

Все указанные выше тенденции указывают на коммерциализацию тех организаций, которые создавались в качестве некоммерческих. Этот процесс может негативно сказываться как на государственной правовой системе, так и на экономике отдельных стран, регионов и всего мира. Ведь на сегодняшний день некоммерческие организации выступают как активные субъекты предпринимательства, как в развитых странах, так и странах развивающихся, с переходной экономикой.

В этой связи огромный интерес для российской практики, по мнению Г.Г. Ягудиной, представляет американский подход к классификации некоммерческих организаций. В его основу положен критерий области или сферы деятельности некоммерческой организации. Исходя из применяемых в США стандартов, в американской практике был сформулирован общий подход, разделяющий некоммерческие организации на четыре отдельные категории:

организации из сферы медицины и здравоохранения;

организации образования;

благотворительные организации;

прочие некоммерческие организации (профессиональные объединения, союзы граждан, братства, культурные и духовные объединения, кладбища).

Преимуществом этой классификации является возможность разработки на ее основе отраслевых учётных стандартов. Так в США эффективно используются стандарты оценки деятельности некоммерческих организаций этих групп. Помимо наличия самой отчетности явно определяется цель проведения учёта. Так в той же Америке лишь благотворительные организации подают обязательный отчёт распределения доходов по функциональному признаку в составе общей бухгалтерской документации. К другим организациям выдвигаются другие специфические требования.

Но следует рассмотреть и недостатки применения данной классификации некоммерческих организаций. В их числе сложность определения сферы деятельности той или иной организации. Так, если благотворительная организация оказывает услуги семьям, в кторых проживают дети-инвалиды, то ее можно одновременно причислить к организациям здравоохранения. Всякие попытки строго очертить профиль деятельности некоммерческой организации сталкиваются с большой условностью инструментов оценки многопрофильных организаций. А ведь большинство некоммерческих организаций являются именно многопрофильными. При этом в западных странах большой акцент делается на просвещении населения, образовательной специфике некоммерческих организаций, которой они буквально пронизаны. Особенно часто образовательный профиль пересекается с молодёжным профилем.

 



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Формы некоммерческих организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы некоммерческих организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)