Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус общественных и религиозных организаций



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Правовой статус общественных и религиозных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) отражено положение п.1 ст.117 части первой ГК РФ, по которому статус общественных и религиозных организаций, объединений получают объединения физических лиц по принципу совместных интересов, направленные на обеспечение нематериальных, в первую очередь духовных, нужд граждан. Создаваться и регистрироваться они должны в установленном нормами гражданского права порядке.

В 1 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) выражается еще одна норма п.1 ст.117 ГК РФ религиозные организации, как и прочие общественные организации имеют право на предпринимательство, посредством которого они покрывают расходы на достижение своей цели.

Это положение обусловлено тем, что общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями (НКО). Если следовать п.2 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) , то можно заметить, что воспроизводится и содержание п.2 ст.117 части первой ГК РФ, в котором указанно, что ни имущество, ни членские взносы общественных и религиозных организаций не могут быть собственностью их участников-членов. Одновременно с этим участники или члены данных организаций не несут никаких имущественных обязательств. В равной мере сами организации не несут ответственности по материальным обязательствам своих участников.

Как видно из П.3 ст.48 ГК РФ общественные и религиозные организации, а также объединения являются некоммерческими организациями, в кторых ни участники или члены, ни сами учредители не обладают правами на имущество организации. Имуществом учредителей или участников общественных и религиозных организаций может быть признаны лишь те объекты, которые были переданы им в виде взносов или вкладов (от учредителей или членов), а также куплены организацией, как юридическим лицом в процессе их деятельности (п.4 ст.213 ГК РФ).

По установленному п.3 ст.56 ГК РФ правилу учредитель (участник) юридического лица не может отвечать по обязательствам этого самого лица, а юридическое лицо не выступает ответчиком по обязательствам физических лиц - его членов. Исключение составляют случаи, предусмотренные Гражданским кодексом или уставными документами общественной, религиозной организации. Членские взносы участников (членов) указанных выше организаций и объединений вносятся согласно с п.1 ст.26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) являются одним из источников формирования имущества этих НКО.

В соответствии с п.3 ст.117 ГК РФ "особенности правового положения общественных организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются законом".

Однако весь перечень обособленностей определения правового статуса общественных и религиозные организаций детализируется целым рядом федеральных законов.

Можно выделить Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об общественных объединениях".

В ст.14 закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ говорится о том, что общественные и религиозные организации и объединения могут создаваться, как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном и локальном уровнях

Федеральная или общероссийская общественная организация действует согласно своим уставным целям в количестве субъектов РФ, не меньше 50% от всех субъектов. То есть, действуя более чем в половине административных единиц страны, она имеет разветвлённую структуру, состоящую из различных подразделений: филиалов, представительств, региональных отделений.

Для межрегиональной организации характерно наличие структурных подразделений в менее чем половине субъектов РФ от их общего числа. При этом сохраняются уставные цели деятельности.

общественная религиозная организация правовой

Если деятельность общественной организации по достижению ее уставных целей ограничивается лишь пределами одного субъекта нашего государства, то такую организацию можно назвать региональным общественным или религиозным объединением.

Соответственно местное или локальное общественное объединение действует в границах отдельно взятого муниципального образования Российского государства.

Ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об общественных объединениях" посвящена особенностям такой организационно-правовой форме общественных объединений как общественная организация.

В соответствии со ст.117 ГК РФ общественная организация признается добровольным объединением физических лиц в законодательно одобренном порядке по принципу их общих интересов - покрытия тех ил иных нематериальных духовных нужд граждан. Из данного определения и определения, которое содержит ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об общественных объединениях", следует, что основным признаком общественной организации является общность интересов объединившихся граждан и совместная деятельность этих граждан для охраны совместных интересов, продиктованных потребностями.

Любой общественной или религиозной организации разрешено вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для получения ресурсов, помогающих достичь их уставных целей. Подобное правило одинаково для всех некоммерческих организаций.

Члены общественной организации не сохраняют прав на имущество, которым распоряжается объединение, включая членские вклады. Также они не могут отвечать по ее обязательствам, а общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Остановимся подробнее на отдельных видах общественных организаций.

Достаточно популярными в последнее время стали общественные организации инвалидов, которые ведут активную деятельность в защиту прав и законных интересов людей с ограниченными возможностями.

Общественные организации, основанные гражданами-инвалидами или лицами, которые отстаивают их интересы, защищают законные права, в т. ч. гарантируют равные возможности реализации этих прав, называются общественными организациями инвалидов. Главная цель формирования подобных организаций - вовлечение инвалидов в полноценную социальную жизнь. При этом количество членов-инвалидов или их представителей (родственников, опекунов) должно быть не менее 80% от общего числа участников. Это касается ассоциаций или союзов инвалидов.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.33) указано, что государство может оказывать материально-техническую и финансовую поддержку обществам инвалидов.

Правительство РФ утверждает Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (Постановление Правительства РФ от 20.12.2010 N 1074 (ред. от 25.03.2013)"О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов":

"Субсидии предоставляются следующим общероссийским общественным организациям инвалидов:

общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов";

общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых";

общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих";

общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны".

В форме общественной организации создаются национально-культурные автономии.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" национально-культурной автономией в Российской Федерации признается разновидность самоопределения граждан по национально-культурному признаку. Группа граждан России, объединенных этническим происхождением, культурой могут создавать автономию на территории, где проживает данное национальное меньшинство. Участие в автономии строится на основе добровольности с целью развития самобытной культуры, языка, методики образования данной этнической группы.

Национально-культурная автономия в зависимости от территориальной сферы деятельности может быть местной, региональной, федеральной. В частности, местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования.

Создание общественных объединений инвесторов также установлено нормами специального закона - Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Названные общественные объединения федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов - физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В целях защиты прав и интересов инвесторов физических лиц могут:

подавать в суд иски с требованием (согласно процессуальным нормам) защиты прав и интересов этих физических лиц, которые понесли потери на рынке ценных бумаг;

согласно отечественному законодательству в случае удовлетворения имущественных исков со стороны вкладчиков - физических лиц, следить за сохранностью и распоряжением имущества должников (допустивших противоправные действия), из которого возмещается ущерб инвесторам;

формировать фонды компенсации и другие фонды, средства кторых могут быть направлены на защиту законных прав и нужд физических лиц - инвесторов;

создавать союзы и ассоциации.

Особенности правового положения иных общественных организаций определяются специальными законами.

В отношении членства в общественной организации законодатель никаких особенностей не устанавливает. По общему правилу, ее членами в соответствии с главным документом организации могут быть как физические, так и юридические лица.

Основные вопросы о построении и функционировании организации - порядок формирования, полномочия, структура, срок действия, правила решения основных вопросов от их имени устанавливаются уставом в соответствии с федеральными законами.

В качестве верховного органа управления в общественной организации в соответствии с абз.3 ст.8 N 46-ФЗ от 5 марта 1999 г. выступает конференция, съезд или общее собрание инвесторов. А непрерывное руководство осуществляет коллегиальный орган, формируемый посредством избрания его состава. Коллегиальный орган подвластен и подотчётен высшему органу.

Учредительными документами общественной организации может быть утверждено положение о создании коллегиального органа, к компетенции которого относятся утверждения годового отчёта и годового бухгалтерского баланса; утверждения финансового плана общественной организации и внесения в него изменений; создания филиалов и открытия представительств общественной организации; участия в других организациях.

Вопросы изменения устава общественной организации; определения приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества; образования исполнительных органов общественной организации и досрочного прекращения их полномочий; а также вопрос о реорганизации и ликвидации общественной организации относятся к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организацией.

Съезд (конференция) или общее собрание членов общественной организации правомочно, если присутствует более половины его членов.

Решение съезда (конференции), а также собраний можно считать законным при голосовании большинства членов, принявших участие в нем.

Решения по вопросам исключительной компетенции высшего руководящего органа общественной организации принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и учредительными документами общественной организации.

Общественная организация не уполномочена оплачивать работу членов верховного управляющего органа. Исключение составляют случаи, когда участники руководящего органа несут расходы, связанные с функционированием организации (последние компенсируются).

Государственная регистрация общественной организации осуществляется в общем порядке, установленном в ст.21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"Об общественных объединениях". С момента официальной регистрации организации, ее коллегиальный орган получает статус юридического лица и действует от имени данной общественной организации.

В качестве предмета регулирования Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013)"О политических партиях" выступают те социальные отношения, что зарождаются при обеспечении права граждан на политическую активность, а также связанные с ней формирование, функционирование, перестройка и упразднение политических партий на территории РФ.

Другой Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что в России существуют первичные профсоюзные организации - профессиональные объединения, призванные защищать конституционные трудовые права граждан. Профсоюзы, как и все прочие некоммерческие организации могут создавать, реорганизоваться и ликвидироваться по уставу и законам.

П.1 ст.2 вышеуказанного Закона определяет профсоюза как "добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов".

В Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлены правила контроля над благотворительной деятельностью в РФ, способы взаимодействия благотворительных организаций с органами власти, муниципальными органами, правила формирования и функционирования организаций с благотворительными целями для развития отечественной благотворительности, а, значит, для улучшения общественных отношения и благополучия социума.

В п.1 ст.6 данного Закона благотворительные организации характеризуются как некоммерческие организации, не относящиеся к государственным и муниципальным формам собственности, сформированные для оказания благотворительной помощи тем или иным категориям граждан или всему обществу, чья деятельность не противоречит нормам российского законодательства. Ст.7 Закона акцентирует наше внимание на формах, в кторых может существовать благотворительная организация, к ним принадлежат: учреждения (если ее основывают другие благотворительные организации как учреждения), общественной организации или объединения, фонда.

Еще раз скажет о национально-культурной автономии, ведь в многонациональной Российской Федерации этот вопрос достаточно важен. Согласно упомянутому Закону от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ национально-культурная автономия помогает государству защищать права национальных меньшинств, избегать дискриминации, поддерживать при помощи правовых инструментов атмосферу дружба и благожелательности в обществе.

В самом начале Закона, в первой его статье национально-культурная автономия трактуется как реализация права граждан России на самоопределение по национальному и культурному признаку посредством союза граждан-единомышленников, добровольно относящих себя к определенной этнической группе, проживающие на компактной территории и являющейся национальным меньшинство по отношению к титульной нации. Цель деятельности такой автономии заключается в сохранении национальной самоидентификации граждан, развитии и преумножении местной культуры, языка традиций, в т. ч. традиций передачи знаний. По своей правовой природе национально-культурная автономия является ярким образцам общественной некоммерческой организации, а именно общественного объединения.

Дополняет российское право и Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013)"О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", что закреплено в п.1 его ст.2. Названный Закон в соответствии с п.1 ст.1 "регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки общероссийских, международных молодежных и детских объединений".

Статья 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает право инвалидов на создание общественных объединений.

П.1 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013)"О защите прав потребителей" предусматривает, что физические лица в России могут создавать на добровольных началах общественные объединения а также ассоциации и союзы, деятельность кторых в соответствии с уставом, будет направлена на защиту их потребительских конституционных прав.

Правовое положение религиозных организаций регулирует Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013), что и закреплено в его ст.1. В предмет регулирования названного Закона также входят общественные правовые отношения граждан, возникающие при использовании ими законного права на выбор вероисповедания и свободу совести.

В ст.8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) под религиозной организацией понимается объединение физических лиц, проживающих на территории РФ, с целью общего принятия и распространения того или иного религиозного учения, не запрещённого в России законодательно. Объединение регистрируется и получает статус юридического лица в установленном порядке.

В ст.8 упомянутого Закона религиозные организации, как некоммерческие организации также классифицируются по охвату территории влияния на централизованные и местные (локальные).

Местная или локальная религиозная организация - это объединение 10 и более совершеннолетних граждан РФ, которые неизменно проживают на территории определенной административной единицы или муниципального образования.

Если три местные религиозные организации осуществляют процесс слияния в одну новую организацию, то образовывается централизованная религиозная организация.

При рассмотрении дел, относящихся к деятельности религиозных организаций, государственные органы должна учитывать принцип территориальности, то есть позволять религиозным организациям самостоятельно решать вопросы местной жизни, которые можно отнести к их компетенции согласно цели их создания.

Эта же статья выдвигает требованию к названию религиозной организации. В наименовании организации должно быть использованы слова и словосочетания, которые бы чётко указывали на вероисповедание, религиозную направленность организации. Это, неважное на первый взгляд, правило является достаточно строгим, в противном случае организации может быть отказано в официальной регистрации. По названию можно выявлять те или деструктивные культы.

Изложенное в первой главе исследования позволяет сделать вывод о том, что следует использовать различные подходы к классификации некоммерческих организаций в соответствии с целями, стоящими перед исследователем. Учитывая, что в соответствии с ГК РФ перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций остается открытым, а также практическую невозможность установить их исчерпывающий перечень, можно предложить привести к единообразию формы правовой организации некоммерческих организаций для того, что сформировать конечный перечень типов этих организаций:

некоммерческие организации, совершенно лишённые черт коммерческой, предпринимательской деятельности (благотворительные организации и учреждения, фонды, общественные объединения);

некоммерческие организации с лёгкой степенью коммерциализации, работа кторых предусматривает предпринимательство и получение дохода, но при этом сохраняются прочие черты некоммерческой организации (государственные корпорации, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнёрства, о кторых мы упомянули ранее);

организации промежуточного типа, являющие юридическими лицами, которые осуществляют, как коммерческую, так и некоммерческую деятельность, например благотворительные организации, которые занимаются получением прибыли, другие некоммерческие объединения.

Следовательно, отечественное гражданское право должно постоянно совершенствоваться и корректировать новые формы организаций для того, чтобы избежать размывания правовых границ классификации типов некоммерческих организаций.




2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Правовой статус общественных и религиозных организаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус общественных и религиозных организаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)