Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права несовершеннолетних в Российском Законодательстве



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Права несовершеннолетних в Российском Законодательстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Тема работы актуальна, так как каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе.

Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз «дебильность» только в 1994 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993-1997гг.»).

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены за ними в действующих правовых актах.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

В результате работы над темой были поставлена следующая цель:

- изучить и раскрыть правовой статус несовершеннолетних в Российской 

Федерации. 

 Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

   - анализ нормативных источников, регламентирующих правовой статус

      несовершеннолетних

   - изучит понятия правосубъектности несовершеннолетних граждан

   - раскрыть имущественные права ребенка

   - показать гражданско-правовые средства и способы защиты прав

     несовершеннолетних

   - отразить влияние на правовой статус несовершеннолетних,

     социальных, экономических, психологических, юридических

     отношений, складывающихся в сфере охраны гражданских прав

     несовершеннолетних граждан

  - проанализировать данные статистики и примеры судебной практики

     связанные с реализацией несовершеннолетними своих прав путем

     сопоставления действующего законодательства и его

     практического применения. Вскрыть проблемы и причины затрагивающие

     интересы несовершеннолетних граждан, наметить пути решения этих

     проблем.

     Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации это – правовое положение гражданина, не достигшего восемнадцати летнего возраста, которое на прямую связано с обществом и государством. Задача государства – защита прав несовершеннолетнего гражданина как внутренним законодательством, так и нормами международного права.

         

Глава 1 Понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних                                                                                        

 

Полное и реальное представление о правах и сво­бодах нельзя получить, не рассматривая их в соста­ве правового статуса несовершеннолетних. Во-первых, эта кате­гория носит собирательный, универсальный характер Она вбирает в себя правовые статусы:

а) гражданина;

б) иностранного гражданина;

в) лица без гражданства;

д) беженца;

е) вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль­ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отноше­ний. В-третьих, права и свободы, составляя основу пра­вового статуса несовершеннолетних, не могут быть реализованы без других его компонентов (без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юри­дической ответственности в необходимых случаях без правовых гарантий, без правоспособности и дееспо­собности как определяющих черт волевого и осознан­ного поведения человека). В-четвертых, категория пра­вового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, от­крывает пути дальнейшего их совершенствования

Правовой статус несовершеннолетнего— это правовое поло­жение человека, отражающее его фактическое состоя­ние во взаимоотношениях с обществом и государ­ством.  Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и струк­туре правовых систем. Различают общий, конституци­онный, отраслевой, родовой и индивидуальный право­вые статусы личности. Общий правовой статус личности включает в себя, помимо внутригосударственных, пра­ва, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в меж­дународно-правовых документах. Защита его преду­смотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечиваю­щих сохранение генофонда страны, темпы производ­ства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой об­разуются новые качества, конституционный статус дол­жен обладать устойчивостью, его существование долж­но длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве.  Стабильность конституционного статуса несовершеннолетних за­висит оттого, насколько полно он соответствует факти­ческим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Кон­ституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии ста­бильности статуса, определяя достаточно сложный по­рядок пересмотра статей гл. 2 Конституции, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. От­раслевой статус личности состоит из правомочий и дру­гих компонентов, опосредованных отдельной или ком­плексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.).  Родовой статус несовершеннолетних отражает специфику правового поло­жения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязан­ности [5].

Индивидуальный статус характеризует особенно­сти положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управ­лении государственными делами и т.п.

Правовой статус — сложная, собирательная ка­тегория, отражающая весь комплекс связей чело­века с обществом, государством, коллективом, окру­жающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы, устанавливающие данный ста­тус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

д) законные интересы;

е) гражданство;

ж) юридическая ответственность;

к) правовые принципы;

л) правоотношения общего типа.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.[35, C.110].

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.

Другим документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:

«Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:

а) общего благополучия семьи и ребенка;

б) передачи детей на воспитание;

в) усыновления.

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:

а) предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность;

б) для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства;

в) для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля;

д) при осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства;

е) следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:

1) обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

2) специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

3) вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

4) обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

5) учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется;

6) осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей;

ж) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях [34, C.115].

Несовершеннолетние дети, т. е. не достигшие восемнад­цати лет, имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; право на общение с родителями и их род­ственниками; право на защиту; право на выра­жение своего мнения; право на фамилию, имя, отче­ство и на их изменение; право на имущество; право на содержание.

Ребенок, независимо от того, состоят ли родители в бра­ке или брак расторгнут или признан недействительным, имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Не влияет на общение ребенка с родителями и родственниками раздельное их проживание. Право общения ребенка с родителем может быть ограничено в случаях, установленных законом (например, при лишении родительс­ких прав).

Защита прав и законных интересов ребенка может осуществляться родителями (лицами, их заменяющими), органом опеки и попечительства, прокурором и судом либо самостоятельно ребенком в случаях: а) признания несовершеннолетнего полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия; б) невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями (одним из них) обязанностей но вос­питанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами.

Ребенок вправе обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

Ребенок может выражать свое мнение в ходе любого судеб­ного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен. Согласие ребен­ка, достигшего возраста десяти лет, при принятии решения судом или органом опеки и попечительства обязательно в слу­чаях: изменения имени и фамилии ребенка; восстановления в родительских правах; его усыновле­ния; изменения имени, отчества и фамилии при его усыновлении; записи усыновителей в качестве роди­телей усыновленного ребенка; изменения фамилии, отчества и имени в связи с отменой усыновления; передачи его в приемную семью.

Требуется согласие на изменение гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.

Гражданство детей до 14 лет определяется по гражданству родителей. Если оба родителя (или один родитель) приобре­тают российское гражданство или у них прекращается граж­данство РФ, то изменяется гражданство и детей.

В соответствии со ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, вклю­чающим фамилию и собственно имя, а также отчество [1].

При государственной регистрации рождения ребенка его фамилия записывается по фамилии его родителей, а в слу­чае, если фамилии родителей разные, -  по согласованию между родителями по фамилии отца или матери. Имя ребенка записывается по соглашению родителей, если же такое соглашение не достигнуто, фамилия или имя записывается по указанию органа опеки и попечительства. Отчество запи­сывается по имени отца, если иное не основано на нацио­нальном обычае.

В случае если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя ребенка записывается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в записи акта о рождении в качестве отца ребен­ка, фамилия ребенка — по фамилии матери.

Перемена (изменение) фамилии, имени и отчества допус­кается по достижении ребенком возраста 14 лет и производит­ся органом записи актов гражданского состояния по месту жи­тельства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, имя и отчество.

Заявление о перемене имени подается в письменной фор­ме, в нем указываются сведения, установленные ст. 59 Закона «Об актах гражданского состояния» [1].

Для перемены имени лицом, не достигшим совершенно­летия, требуется согласие обоих родителей, а при его отсут­ствии — решение суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия, в порядке, установленном п. 2 ст. 21 и ст. 27 Гражданского кодекса РФ [1].

На основании заявления о перемене имени делается соответствующая запись и выдается свидетельство о перемене  имени.

Отказ в перемене фамилии, имени и отчества может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и в порядке, установленном в главе 24 Гражданского кодекса РФ [1].

Изменение фамилии, имени и отчества ребенка не влияет на его гражданские права и обязанности, не является основанием для их прекращения или изменения.

 

 

Права несовершеннолетних в Российском Законодательстве

 

Основным документом в области защиты прав ребенка является федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

- Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);

- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6‑15);

- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);

- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);

- Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25) [10].

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

- к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п;

- ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие;

- к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности;

- четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;

- пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);

- шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Пример из практики:

В органы опеки и попечительства поступил сигнал о том, что нарушены внутрисемейные связи между матерью и бабушкой ре­бенка. Из-за непонимания и отчужденности в семье сложилась не­выносимая для совместного проживания обстановка. Мать ребенка пристрастилась к спиртному, и бабушка выгнала ее из дома. Ребен­ка пришлось поместить в приют. В ходе работы с семьей мать про­шла курс лечения в наркологическом отделении Ульяновской больни­цы. И с матерью, и с бабушкой проводил консультации психолог, работали специалисты отделения помощи семье и детям. Внутрисемейные отношения были восстановлены, ребенок возвра­щен в семью.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей [6].

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 Гражданского кодекса предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

б) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

в) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достаточных оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 Гражданского кодекса РФ предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

а) мелкие бытовые сделки;

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

в) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации.

Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; фактически принять наследственное имущество, тем, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семье.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей, поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме.

Пример из практики:

Воспитанник приюта А., 15 лет, из-за плохих отношений с от­чимом, который избивал его и выгонял на улицу, не смог дальше жить в семье. Мальчик ушел из дома, бросил школу, около месяца жил в колодце подземной теплотрассы, после чего попал в приют. В процессе беседы с А. выяснилось, что у него есть родной отец, ко­торый развелся с матерью, когда мальчику еще не было года, и уехал в другой город. Связи с семьей он не поддерживает, но регулярно высылает алименты. Специалисты приюта узнали адрес отца и свя­зались с ним. В результате совместной работы приюта и органов опеки и попечительства с отцом и ребенком родственные отноше­ния были восстановлены, и отец забрал А. к себе.

Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению уст



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Права несовершеннолетних в Российском Законодательстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права несовершеннолетних в Российском Законодательстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)