Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации
Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает: · определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации; · формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов; · установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий; · координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов; · утверждение технических регламентов, государственных стандартов; · установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях; · установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В рамках реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов и технических условий: · ТКП 1.0-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов. Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических регламентов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических регламентах · ТКП 1.1-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики. Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических кодексов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических кодексах. · ТКП 1.2-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов. Технический кодекс устанавливает правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь, включая их утверждение и государственную регистрацию, а также правила проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены стандартов, уведомления об этом, правила перевода предстандартов в стандарты или их отмены, официального издания, применения стандартов и предстандартов. · ТКП 1.3-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий. Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая согласование, утверждение, государственную регистрацию, а также правила пересмотра, изменения, отмены технических условий на продукцию, в том числе услуги, за исключением технических условий на продукцию, разрабатываемую и изготавливаемую по заказам Министерства обороны Республики Беларусь. · ТКП 1.5-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов. Технический кодекс устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь, предварительных государственных стандартов Республики Беларусь и изменений к ним. В целях реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление "О Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" № 781 от 30 июня 2004 г., что является признанием необходимости создания в республике ядра, концентрирующего весь поток документов по техническому нормированию и стандартизации, международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств. Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (НФ ТНПА) представляет собой систематизированный фонд технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации на бумажных носителях и (или) в электронно-цифровой форме, актуализируемый по официальным источникам информации, со справочно-поисковым аппаратом на основе современных информационных технологий. НФ ТНПА является государственным информационным ресурсом. К документам НФ ТНПА за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ. В соответствии с Законом, создание и НФ ТНПА входит в сферу полномочий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт). Национальный фонд технических нормативных правовых актов это: · более 170 тысяч документов: технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, международные и региональные стандарты, стандарты иностранных государств, каталоги, справочники, периодика; · ежедневное пополнение фонда или его актуализация (до 30 документов); · ежедневная обработка порядка 150 информационных запросов; · поисковые системы с информацией объёмом 600 тысяч документов. По поручению Госстандарта Республики Беларусь ведение НФ ТНПА осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС). БелГИСС является издателем и распространителем государственных нормативных документов по стандартизации (стандартов, классификаторов), действующих в Республике Беларусь. Информация о действующих государственных стандартах и классификаторах представляется в издаваемом ежегодно «Каталоге «Технических нормативных правовых актов в области стандартизации». Оперативная информация о вновь вводимых государственных стандартах, классификаторах и изменениях к ним отражается в Информационном указателе, который выходит 12 раз в год только на бумажном носителе. Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее - государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации. В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля. К основополагающим нормативным актам относятся: · Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»; · Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»; · Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»; · Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»; · Закон Республики Беларусь «О торговле»; · Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов; · Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; · Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)». В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов. Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора». Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства. Основные задачи государственного надзора: · предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации; · предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов: · контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации; · проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия; · принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия. Объекты государственного надзора: · продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия; · процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг; · техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги). Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности. Государственный надзор осуществляется: · Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя; · структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля; · областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов. Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора - государственные инспекторы. Государственные инспекторы имеют право: · свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке; · получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора; · привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора; · проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА; · выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения; · выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА; · применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами, имеет право: · запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов; · выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов; · запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении. Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |