Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

·   определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

·   формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

·   установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

·   координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

·   утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

·   установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

·   установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В рамках реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов и технических условий:

·         ТКП 1.0-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических регламентов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических регламентах

·         ТКП 1.1-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических кодексов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических кодексах.

·         ТКП 1.2-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь, включая их утверждение и государственную регистрацию, а также правила проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены стандартов, уведомления об этом, правила перевода предстандартов в стандарты или их отмены, официального издания, применения стандартов и предстандартов.

·         ТКП 1.3-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий.

Технический кодекс устанавливает правила разработки, включая согласование, утверждение, государственную регистрацию, а также правила пересмотра, изменения, отмены технических условий на продукцию, в том числе услуги, за исключением технических условий на продукцию, разрабатываемую и изготавливаемую по заказам Министерства обороны Республики Беларусь.

·         ТКП 1.5-2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов.

Технический кодекс устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь, предварительных государственных стандартов Республики Беларусь и изменений к ним.

В целях реализации Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление "О Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" № 781 от 30 июня 2004 г., что является признанием необходимости создания в республике ядра, концентрирующего весь поток документов по техническому нормированию и стандартизации, международных и региональных стандартов, стандартов иностранных государств.

Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (НФ ТНПА) представляет собой систематизированный фонд технических нормативных правовых актов по техническому нормированию и стандартизации на бумажных носителях и (или) в электронно-цифровой форме, актуализируемый по официальным источникам информации, со справочно-поисковым аппаратом на основе современных информационных технологий.

НФ ТНПА является государственным информационным ресурсом. К документам НФ ТНПА за исключением документов, содержащих государственную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

В соответствии с Законом, создание и НФ ТНПА входит в сферу полномочий Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт).

Национальный фонд технических нормативных правовых актов это:

·         более 170 тысяч документов: технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, международные и региональные стандарты, стандарты иностранных государств, каталоги, справочники, периодика;

·         ежедневное пополнение фонда или его актуализация (до 30 документов);

·         ежедневная обработка порядка 150 информационных запросов;

·         поисковые системы с информацией объёмом 600 тысяч документов.

По поручению Госстандарта Республики Беларусь ведение НФ ТНПА осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС).

БелГИСС является издателем и распространителем государственных нормативных документов по стандартизации (стандартов, классификаторов), действующих в Республике Беларусь.

Информация о действующих государственных стандартах и классификаторах представляется в издаваемом ежегодно «Каталоге «Технических нормативных правовых актов в области стандартизации». Оперативная информация о вновь вводимых государственных стандартах, классификаторах и изменениях к ним отражается в Информационном указателе, который выходит 12 раз в год только на бумажном носителе.

Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее - государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.

В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля.

К основополагающим нормативным актам относятся:

·         Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

·         Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

·         Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»;

·         Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

·         Закон Республики Беларусь «О торговле»;

·         Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» и ряд других законодательных актов;

·         Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

·         Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд других нормативных актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.

Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».

Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.

Основные задачи государственного надзора:

·         предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

·         предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:

·         контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;

·         проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;

·         принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.

Объекты государственного надзора:

·         продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;

·         процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;

·         техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.

Государственный надзор осуществляется:

·         Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;

·         структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;

·         областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора - государственные инспекторы.

Государственные инспекторы имеют право:

·         свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

·         получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

·         привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

·         проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;

·         выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;

·         выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;

·         применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами, имеет право:

·         запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;

·         выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

·         запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.




2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)