Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-правовая система управления



2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Организационно-правовая система управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения

 

Государственное управление (управление делами государства) осуществляют все органы государства в таких формах (видах) деятельности, как законодательная, исполнительная и судебная, направленных на выполнение единых целей и задач государства. При этом каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением труда» между органами государства.

Таким образом, государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного Руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят министерства - республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Республиканские министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере экономики функционируют Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и другие, в социально-культурной сфере - Министерство образования, Министерство культуры, Министерство труда и социальной защиты и другие, в сфере социально-политической деятельности - Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Комитет государственной безопасности и другие.

Министерства осуществляют в пределах предоставленных полномочий специфические функции надведомственного характера. К органам, выполняющим иные специфические по своему характеру функции, относятся:

· Министерство по чрезвычайным ситуациям;

· Министерство энергетики;

· Министерство по налогам и сборам. [9, c. 142]

В управлении в особых условиях принимают участие Президент Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям и др. органы государственного управления. В особых условиях на территории страны может вводится чрезвычайное положение.

Основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства. [5, cm.3]

Президент, при наличии вышеуказанных обстоятельств, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение [1, cm.84]

 

Организационно-правовая система управления

 

Управление в области чрезвычайных ситуаций выделилось в самостоятельную область сравнительно недавно. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей; [6, ст. 1]

Чрезвычайные ситуации по своему характеру и сфере возникновения не одинаковы. Для лучшего понимания и уяснения их можно классифицировать по различным критериям: по сфере возникновения, ведомственной принадлежности, масштабу возможных последствий.

По сфере возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие:

1) техногенные;

2) природные;

3) экологические.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с разного рода авариями. Аварии также могут сопровождаться:

а) выбросом опасных веществ (радиационные, химические, биологические);

б) пожарами;

в) взрывами;

г) затоплениями;

д) нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистем, инженерных, технологических сетей и т.п.);

е) обрушениями сооружений;

ж) крушениями транспортных средств.

Природные чрезвычайные ситуации возникают в результате стихийных бедствий. В зависимости от природных явлений, приводящих к возникновению подобных ситуаций, их можно разделить таким образом:

а) геологические;

б) гидрометеорологические (метеорологические, агрометеорологические, гидрологические, гидрометеорологические),

в) гелиогеофизические;

г) массовые заболевания.

Стихийные бедствия, связанные с природными явлениями, могут быть вызваны обвалами, просадкой земной поверхности, оползнями, эрозией и т.д.

Стихийные бедствия, связанные с метеорологическими и агрометеорологическими природными явлениями, вызываются ветром, крупным градом, сильным снегопадом, сильной метелью, сильным гололедом, сильной бурей, заморозками, сильной жаром, сильным туманом, природным пожаром (лесным, болотным (торфяным), полевым и т.п.).

Стихийные бедствия, связанные с гидрологическими природными явлениями, вызываются: высоким уровнем воды (наводнениями), при которых возможно затопление населенных пунктов, посевов сельхозкультур или повреждение промышленных и транспортных объектов.

Стихийные бедствия, связанные с возникновением массовых заболеваний, возможны при эпидемиях, эпизоотиях. Чрезвычайные ситуации экологического характера нередко связаны с отрицательными изменениями суши, гидросферы, атмосферы, литосферы, биосферы и влекут за собой катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека, и т.д.

По ведомственной принадлежности чрезвычайные ситуации возможны в строительстве, промышленности (атомная энергетика, металлургия, машиностроение и т.д.), жилищной и коммунально-бытовой сфере обслуживания населения, на транспорте подземном, воздушном, водном, наземном (железнодорожном, трубопроводном, автомобильном), в сельском хозяйстве и др. [10, c. 415]

В зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет свыше сорока, но не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь. [6, ст. 5].

Все названные явления, вызывающие чрезвычайные ситуации, бывают объективного или субъективного характера. Таким образом, катастрофы, крушения, аварии, пожары, эпидемии и т.д. возникают как в результате действий человека, так и в силу объективных причин природного или биологического свойства.

Чрезвычайные ситуации любого вида причиняют ущерб. В этой связи возникает необходимость их предупреждения и ликвидации. [10, c. 415]

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба в случае их возникновения [6, ст. 1].

Ликвидация чрезвычайных ситуаций проявляется в аварийно-спасательных и других неотложных работах, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций (Зона чрезвычайных ситуаций - это территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация.) [6, ст. 1].

Предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуации, решением вопросов по защите населения и территорий от таких ситуаций уполномочены заниматься многие государственные органы. Среди этих органов - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и его территориальные органы, другие республиканские органы государственного управления местные исполнительные и распорядительные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм. [10, с. 416].

Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание республиканского, отраслевых, территориальных, местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, если не указано иное);

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование и осуществление комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны;

оперативное доведение до государственных органов и других организаций и населения сигналов оповещения и информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, порядке и правилах поведения в сложившейся обстановке;

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. [6, ст. 3].

Президент Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

определяет основные направления государственной политики;

издает декреты, указы, распоряжения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

принимает решение о введении чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

принимает в случае необходимости решение об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований. [6, ст. 10].

Совет Министров Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

издает на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь акты законодательства и обеспечивает их исполнение;

организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ;

создает республиканский резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок его использования;

устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

определяет порядок сбора информации и порядок обмена информацией между республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям, другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими организациями. [6, ст. 11].

Государственное руководство и координация деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В систему органов по чрезвычайным ситуациям кроме министерства входят областные и Минское городское управления по чрезвычайным ситуациям, городские и районные отделы по чрезвычайным ситуациям, пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах, учебные, научные и иные организации, деятельность которых связана с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и подготовкой специалистов для их ликвидации.




2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Организационно-правовая система управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-правовая система управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)