Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 0.00 из 5.00 0 оценок




Для обеспечения обоснованного, целесообразного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и наложения административных взысканий большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях [11, с. 369].

Для обеспечения законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определения круга государственных органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении и налагать взыскания.

Среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно государственный орган, разрешающий административное дело по существу. Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и налагать на правонарушителей административные взыскания. Их деятельность характеризуется в качестве административно-юрисдикционной, а сами они - как субъекты данного вида юрисдикции.

В отличие от правосудия, которое может осуществляться только один орган - суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью и многообразием субъектов, что объясняется разнообразием и распространенностью административных правонарушений.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях не возможно сосредоточится в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса - его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных взысканий привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств.

В настоящее время отсутствует единая система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром.

Система органов, отличается также неоднородностью дел об административных правонарушениях, отличается также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих функций (например, администрации исполнительных комитетов), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность занимает весьма существенный объем, поскольку составляет их основное функциональное назначение (например, государственные инспекции) [11, c. 370].

Система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного построения этих органов и особенностей административных правонарушений дела о них рассматриваются:

а) только низшими звеньями системы (например, военные комиссариаты);

б) низшими и вышестоящими звеньями системы (органы государственного надзора за безопасностью движения);

в) всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора) [11, с. 371].

Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим в пределах того или иного административно-территориального деления, относятся, прежде всего, административные комиссии. Они наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связаны с отраслями государственного управления. Этим органам присуща не только отраслевая специализация в рассмотрении конкретных дел, но и четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствующие дела и налагать административные взыскания руководители республиканских, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Среди юрисдикционных органов первыми называются коллегиальные органы - административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов.

Административные комиссии являются единственными органами, специально образованными для рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения к нарушителям административных взысканий. Они являются органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в различных сферах управления (народное хозяйство, административно-политическая деятельность и др.).

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции административных комиссий, можно подразделить на две группы.

Первую группу составляют дела об административных правонарушениях, которые находятся исключительно в подведомственности административных комиссий. К ним, в частности, относятся дела о таких административных правонарушениях, как незаконное использование земель государственного лесного фонда, нарушение правил связи, нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов и др.

Вторую группу составляют дела об административных правонарушениях смешанной компетенции, т.е. их могут рассматривать и разрешать как административные комиссии, так и другие органы, уполномоченные на это законодательством. К ним относится большинство правонарушений, посягающих на общественный порядок, порядок управления и правосудие, права и свободы граждан.

Основными коллегиальными органами, рассматривающими дела об административных проступках несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), а также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, являются городские (районные) комиссии по делам несо вершеннолетних.

К коллегиальным органам относятся также исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов. Они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на животный мир; нарушении правил пользования жилыми помещениями; нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия; потраве посевов и повреждении насаждений; нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и др.

В последние годы выделена значительная категория административных проступков, меры административной ответственности за которые назначаются районными (городскими) судами (судьями). К ним относятся дела о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверхдопустимых уровней; нарушении права гражданина на информацию по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой; мелком хищении; об уклонении от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелком хулиганстве и др. [6, c. 113]

Самую многочисленную группу органов административной юрисдикции составляют отраслевые и другие органы (должностные лица), уполномоченные законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое решение законодателя определяется тем, что эти субъекты чаще всего осуществляют контрольно-надзорные функции, выявляют административные правонарушения, пресекают их, оформляют документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, разрабатывают меры по предупреждению правонарушений.

Законодательство относит к отраслевым и другим органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, органы внутренних дел (милицию); органы железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта, а также пассажирского и междугородного автомобильного транспорта (троллейбус и трамвай); таможенные органы; органы Министерства обороны; органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; органы лесного хозяйства и др.



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)