Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К середине 1970-х годов ресурсы форсированного роста, связанного с послевоенным восстановлением в Западной Европе, уже исчерпаны, технологическое отставание от США сократилось, повышение цен на нефть породило серьезные трудности в экономическом развитии стран-лидеров. Среднегодовые темпы роста мировой экономики за период 1973-2000 гг. ниже беспрецедентных темпов предшествующего периода. В начале 1980-х годов наиболее развитые страны, быстро наращивающие социальные расходы, вновь сталкиваются с тем фактом, что верхние пределы налогообложения все же существуют. В этих странах в мирное время возникают крупные и устойчивые бюджетные дефициты, свидетельствующие о кризисе государственных финансов. Замедляется рост доли налоговых отчислений в ВВП.

Наиболее острый характер финансовый кризис приобрел в странах с самой высокой долей государственных расходов в ВВП. К концу 1970-х годов в Швеции, которая к этому времени стала мировым лидером по государственной нагрузке на экономику, получают распространение массовое уклонение от уплаты налогов, отказ от сверхурочных работ, налоговое планирование. Даже социал-демократические правительства осознают, что дальнейшее повышение НДС и платежей по социальному страхованию невозможно. Это заставляет их идти на снижение бюджетных расходов. Однако лишь финансовый кризис начала 1990-х годов потребовал серьезных реформ в сфере государственных обязательств.

Высокоразвитые индустриальные страны, в первую очередь те, которые стали лидерами по росту государственных расходов, в конце 1970 - начале 1980-х годов вплотную подошли к верхнему пределу, за которым наращивание налогового бремени оказывается либо невозможным из-за растущего сопротивления налогоплательщиков, либо непродуктивным из-за расширения теневой экономики. Высота этого налогового «плато» определяется особенностями социально-экономической истории и социально-экономической структуры каждого государства. Специалисты по государственным доходам сформулировали такую гипотезу: верхний уровень налоговых изъятий выше в небольших однородных по национальному составу странах, унитарных государствах, где налогоплательщики легче принимают повышенное налоговое бремя, и ниже в больших, дифференцированных в социально-культурном отношении федеративных государствах. Факты подтверждают се справедливость. Среди развитых стран относительно высоко налоговое бремя лишь в двух федерациях - в Германии и Австрии, в большинстве же федеративных государств оно ниже, чем в унитарных.

Наличие верхнего предела налогообложения вовсе не означает, что каждая страна должна его достичь. Индустриализация, новые возможности мобилизации финансовых ресурсов позволяют государству изымать от 20 до 50% ВВП. Выбор пределов налогообложения определяется специфическими чертами того или иного общества, его идеологическими установками. Нет социально-экономических аргументов в пользу того, что верхний предел налогообложения оптимален! для экономики любой страны. Напротив, сопоставление налоговой нагрузки и социальных индикаторов опровергает такое предположение.

Беда многих развитых стран состоит в том, что современный набор социальных программ, которые определяют бюджетную нагрузку, сформирован в 1950-1970-е годы, когда темпы экономического роста, компенсировавшие предшествующий период низкой экономической активности, были аномально высокими, доля государственных изъятий быстро росла. Тогда казалось, что государство может позволить себе все. Теперь же темпы экономического роста снизились, налоговая нагрузка достигла верхних пределов, а дальнейшее увеличение государственных расходов приводит к кризису государства всеобщего благосостояния. Сегодня и на ближайшие десятилетия это главная проблема большинства развитых стран.

Период 1914-1980 гг. - время, когда в экономике торжествовала политика наращивания государственной активности. Она опиралась на возможности индустриального общества, рост налоговой базы.

Современная налоговая система формируется в мире, пережившем катаклизмы двух мировых войн. Она облетает свои нынешние формы в 1950 - начале 1960-х годов, когда сохраняются серьезные горные барьеры и национальные правительства выстраивают свою экономическую политику самостоятельно. К концу XX столетия этот мир меняется. Экономики становятся открытыми, происходит либерализация торговли, валютных режимов и рынка капитала. Все это стимулируем рост налоговой конкуренции, перемещение бизнеса в страны с более благоприятным налоговым режимом, ограничивает свободу маневра правительств в формировании своих налоговых систем. В первую очередь речь идет о налогах на прибыль корпораций, ставки которых под влиянием международной конкуренции начинают снижаться.

Пока экономика росла высокими темпами, инфляция оставалась низкой, что было характерно для 1950-1960-х годов, общество принимало рост налогового бремени. После 1973 г. экономический рост замедляется, увеличивается инфляция. Происходит это в условиях прогрессивной системы подоходного налогообложения, автоматически увеличивавшей налоговую нагрузку. Это вызывает все большее сопротивление налогоплательщиков.

Последовавшая за исчерпанием возможностей наращивать долю государственных расходов в экономике инфляционная волна 1970 - начала 1980-х годов в корне изменила доминирующую в мире идеологическую атмосферу.

Такой поворот событий обусловил финансовые реформы последних десятилетий XX в. с характерными для них попытками снизить предельные ставки налогообложения, расширить налоговую базу, ограничить государственные расходы. Реформы конца XX в. позволили лишь приостановить темпы роста государственной нагрузки на экономику. Почти нигде они не приводят к значительному снижению доли ВВП, перераспределяемого государством. Несмотря на попытки реформ, направленных па ограничение государственных расходов, эта доля в 1980-1990-е годы продолжала возрастать, хотя и более низкими темпами, чем прежде:

г. - 44,8% ВВП, 1994 г. - 47,2% (в среднем по странам СНГ). Сколько бы приходящие к власти правительства ни метались между социалистической и либеральной риторикой, жизнь заставила их проводить программы, ограничивающие государственные обязательства. На лицо радикальное изменение идеологического тренда - от социалистической и социал-демократической идеологии образца 1920-1970-х годом к неолиберализму начала 1980-х годов.

Как уже отмечалось, прогнозировать дальнейшее развитие событий в странах - лидерах современного экономического роста - занятие неблагодарное. Однако возросшее в этих странах в конце 1970 - начале 1980-х годов сопротивление росту налогообложения, осознание политическими элитами невозможности повышения налоговых ставок отражают объективную реальность: государственные расходы вышли на предельный уровень. Он не универсален, зависит от комплекса социокультурных факторов, специфичных для разных стран и регионов, но обусловленные им ограничения универсальны.

Развитым странам вновь приходится приспосабливаться к ограниченным финансовым возможностям государства. В США с конца 1970-х годов рушится сформировавшийся в предшествующие десятилетия консенсус двух ведущих политических партий, которые поддерживали высокие налоги. В Японии серьезное сопротивление встречают попытки ввести налог на добавленную стоимость. В Германии ширится недовольство растущим налогообложением, растет разочарование в возможностях государства решать стоящие перед страной проблемы. В Италии распространяется занятость и неформальном секторе, большая часть населения уклоняется от уплаты налогов. Формы реагирования общества на государственную перегрузку экономики для разных стран специфичны, но суть этой реакции одна: они устанавливают жесткие ограничения возможности дальнейшего наращивания доли государственных расходов в ВВП.

Итак, верхние пределы налоговой нагрузки существуют, в том числе и для наиболее развитых государств. Доминировавшее в период 1910-1970-х годов представление о возможности безграничного повышения доли государственных изъятий, не наносящего ущерба экономике и обществу, о справедливости закона Вагнера, оказалось ошибочным. Можно спорить, где лежит этот предел для той или иной страны с ее размерами душевого ВВП, национально-культурным составом населения, традициями. Но он определенно есть. Есть и стандартный набор механизмов обратной связи, которые запускаются при превышении данных пределов: рост теневой экономики, перенос бизнеса в другие страны, финансовая нестабильность, ускорение; инфляции, накопление долга, падение темпов экономического роста, политическая консолидация тех, кто возражает против дальнейшего повышения налогов. Когда государственные расходы превышают 30% ВВП, их рост уже не улучшает социальные показатели - здоровья населения, средней продолжительности жизни, образовательного уровня.




2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции изменения ВВП в послевоенный период в европейских странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)