Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения ВВП в разрезе исторического периода с 1940 по 2001 года в постсоциалистических странах



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Изменения ВВП в разрезе исторического периода с 1940 по 2001 года в постсоциалистических странах 0.00 из 5.00 0 оценок




Для социалистических стран в силу специфики избранной модели социально-экономического развития, предполагающей определяющую роль в ней государства, выход на высокие доли доходов и расходов государства в ВВП происходит на относительно ранних стадиях развития. К моменту краха социалистической системы государственная нагрузка на экономику в СССР и восточноевропейских странах находится на уровне, близком к 50% ВВП, то есть таком, который оказался в конце XX в. предельным для наиболее развитых стран, характеризующихся высокой социально-культурной однородностью и обладающих хорошо отлаженным государственным аппаратом. Он выше, чем тот, который достигнут в рыночных экономиках с уровнями душевого ВВП, характерными даже для наиболее развитых пост социалистических стран.

Крах политических и экономических институтов социализма запускает процесс пост социалистической рецессии с падением производства, растягивающийся на 3-7 лет. На нее накладывается кризис системы мобилизации государственных доходов. Инструменты, которые использовались при социализме, не адекватны рыночным условиям. Формирование налоговой системы, позволяющей мобилизовать необходимые государству доходы в принципиально изменившейся ситуации, требует времени. И все это происходит па фоне растянутого периода высокой инфляции, которая обусловлена ликвидацией денежного «навеса», накопленного в пост социалистические годы, а также слабой монетарной политике. Высокая инфляция подрывает доходную базу бюджета, и в этом кроется причина финансового кризиса. Лишь после преодоления данного кризиса происходит снижение инфляции, стабилизация доходов бюджета. На это тратится несколько лет. Затем пост социалистические страны выходят на разные показатели доли государственных доходов в ВВП, от 15 до 50% ВВП.

Существенное влияние на специфику национальных траекторий экономической эволюции оказывают два фактора. Первый из них уровень экономического развития к моменту краха социализма. Как правило, страны, в которых он был выше, добиваются финансовой стабилизации при более высоких показателях государственной нагрузки. Доля государственных расходов в ВВП в пост-социалистических странах в 2001 г.

Второй - характеристики переходного процесса, протяженность периода высокой инфляции, масштабы инфляционного кризиса. Там, где период высокой инфляции оказался растянутым, глубина доли государственных доходов в ВВП обычно больше.

Можно условно выделить две группы постсоциалистических стран различными финансовыми результатами постсоциалистического перехода, важными для оценки стратегических проблем их развития. Первая - это постсоциалистические государства Восточной Европы и Балтии. При различиях национальных траекторий важными для большинства из них была близость к Европе, Европейскому союзу, ориентация на скорейшее присоединение к ЕС. Период падения государственных расходов здесь оказался коротким, доля государственных расходов в ВВП стабилизировалась на высоком уровне. Пример такого развития событий - Польша, играющая в этом регионе экономическую роль, сопоставимую с российской в СНГ. Но именно в Польше - постсоциалистической стране, первой восстановившей экономический рост и превысившей предшествовавший краху социализма максимум национального ВВП, проявились и долгосрочные проблемы, порожденные такой эволюцией. Удовлетворительно функционирующая налоговая система, раннее начало экономического роста, стремление сгладить социальные издержки рыночной реформы привели к экспансии государственных социальных обязательств. Доля пенсионных расходов в ВВП в Польше достигла уровня 15% - показателя, высокого даже для большинства наиболее развитых стран. Перегрузка экономики социальными обязательствами и соответственно масштабы налогового бремени в условиях исчерпания ресурсов восстановительного роста становятся угрозой долгосрочным перспективам развития страны. Все это накладывается на необходимость адаптации восточноевропейских стран и стран Балтии к стандартам ЕС, выработанным Для государств с более высоким уровнем развития и соответствен - но предполагающим дополнительные расходные обязательства. Сама Западная Европа сталкивается с долгосрочными проблемами, порожденными негибкостью рынка труда, несоответствием систем социальной защиты реалиям постиндустриального общества. Постсоциалистические страны Восточной Европы вынуждены решать их на более низком уровне развития, при ограниченных финансовых ресурсах и в условиях, когда свобода маневра в области институциональных реформ и выработки экономической стратегии ограничена членством в ЕС. В какой степени преимущества, обеспечиваемые доступом к европейскому рынку товаров, рабочем силы и капитала, и финансовая помощь ЕС позволят решить этим проблемы, покажет время. В любом случае развитие событий 15 странах данного региона будет определяться успехами институциональных реформ и социально-экономической стратегией, вырабатываемой в рамках Евросоюза. Европейская ориентация позволила восточноевропейским странам решить проблемы переходного периоде импортировать политическую и социальную стабильность, но в долгосрочной перспективе сократила свободу маневра в выработке национальной стратегии развития.

Для второй группы постсоциалистических стран, отдаленных от объединенной Европы и, очевидно, не имевших перспектив быстрого вступления в Евросоюз, период переходного кризиса оказался более растянутым, масштабы падения производства больше, а финансовый кризис более глубоким. Доля государственных доходов в экономике к моменту начала восстановительного роста здесь оказалась ниже, чем в восточноевропейских государствах и странах Балтии. Преодоление бюджетного кризиса, торможение инфляции потребовали более жесткого сокращения государственных расходов. Ограниченность финансовых ресурсов почти не оставляла свободы маневра для наращивания государственных расходов и обязательств, подталкивала к реформам, позволяющим ограничить государственную нагрузку на экономику. Отсутствие перспектив вступления в ЕС означает, что никто не снимает с национальных элит ответственность за выработку самостоятельной и долгосрочной стратегии развития, в том числе и в решении вопроса об оптимальных условиях государственной нагрузки на экономику.

 



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Изменения ВВП в разрезе исторического периода с 1940 по 2001 года в постсоциалистических странах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения ВВП в разрезе исторического периода с 1940 по 2001 года в постсоциалистических странах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)