Разделение властей и система судебной власти в Российской Федерации
Раскроем принцип организации и осуществления государственной власти. Впервые этот принцип был юридически закреплен в Конституции США 1787, теоретически был сформулирован учеными 17 в. Дж. Локком и Ш. Монтескье. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (Локк и Монтескье имели в виду абсолютного монарха) или одного органа, а должна во избежание деспотизма быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции этих трех ветвей власти, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие. В то же время принцип разделения властей не исключает, а предполагает взаимодействие властей (достаточно четко сбалансированное), единство государственного механизма. Принцип разделения властей действует и в другом, вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональными(местными). Это особенно существенно при федеративном устройстве государства. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорирoванию местных интересов, и, наоборот, чрезмерная компетенция местных властей может отрицательно сказаться на общегосударственных интересах. Степень жесткости в реализации принципа разделения влаcтей в разных странах неодинакова и наиболее сильна в президентских республиках. Но во всех случаях разделение властей - необходимый атрибут демократического правового государства. Исходя из понимания государственной власти как господства определенного класса, марксизм-ленинизм и основанное на этой идеологии право отрицали разделение властей, считая этот «буржуазный принцип» в лучшем случае лишь техническим приемом государственного управления. Практически это вылилось в сверхцентрализованную систему единовластного бесконтрольного, ничем не ограниченного правления КПСС. Конец XX века характеризуется крупнейшими изменениями государственного строя и экономической системы России. Перестройка, начатая в 1985 году, привела к обострению политических, межнациональных, экономических противоречий. Распад СССР потребовал оформления России как суверенного государства, но уже не атрибутами советской власти, а в качестве демократического правового государства, признающего общечеловеческие ценности. Политическая, экономическая, судебная, военная и иные реформы идут в основном в этом направлении, хотя и с большими осложнениями. Преобразования в России не могли не затронуть прежнюю правовую систему с ее принципами, Конституцией и законодательством. В ходе политических реформ конца 1980-х - начала 90-х гг. в действовавшую Конституцию РФ в числе ее основополагающих принципов было внесено и разделение властей. Однако этот общий принцип вошел в противоречие с конституционными нормами, определявшими компетенцию высших органов государства в соответствии со старой моделью одновластия советов.Конституция РФ 1993 относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. В соответствии со ст. 10 государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Стремительно нараставшая популярность теории правового государства и теории разделения властей создала в обществе стимул и социальную базу для конституционной реформы и обновления законодательства. Правда, оба процесса далеко не всегда увязаны между собой и подчас лишь усиливают противоречия в политической и экономической сферах. Да и идея правового государства пока реально остается скорее лозунгом, чем опорной конструкцией гражданского общества и государственности. Словесное признание верховенства законов часто служит прикрытием произвольных действий и сопровождается резким нарушением законности. Конституционная реформа в России началась в середине 1990 г. и в декабре 1993 г. пришла к своему пику, но не к завершению. Конституционные вопросы стали целью политической борьбы. Все это привело к конституционному кризису. В этих условиях при параличе конституционных институтов на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации. В марте 1993 г. по инициативе Межпарламентской ассамблеи государств Содружества состоялась международная научно-практическая конференция «О конституционных реформах в государствах - участниках СНГ», на которой были сделаны верные выводы: конституционная реформа должна проводиться на основе научной концепции и программы, по этапам, быть комплексной и рассчитанной на поддержку общества. Особое внимание на конференции было уделено вопросу о роли Конституции в обществе. Она рассматривается учеными-юристами, политиками уже не столько как продукт и орудие государственной власти, сколько как своего рода официальное выражение интересов гражданского общества и общепризнанная платформа его существования. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации, исполнительная власть - правительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная власть - конституционным Судом РФ и системами общих и арбитражных судов во главе, соответственно, с Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ. Президент РФ является главой государства, он - гарант Конституции РФ и в качестве такового обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства. Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Вот такое определение судебной власти дает автор С.В. Васильев: «Под судебной властью следует понимать систему организации и функционирования государственных органов - судов, назначением которых является осуществление специализированного вида деятельности - правосудия». Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечения соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции РФ.) Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме. Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется специализированными государственными органами - судами. Для успешного осуществления судебной власти главный закон Российской Федерации - Конституция, наделил суды всеми достаточными и необходимыми полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, которые в свою очередь образуют единую судебную систему. В основе ее организационного порядка лежат положения Конституции РФ, а также рядом федеральных законов, одним из таких законов является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Статья 118 Конституции закрепляет исключительное право суда осуществлять правосудие и не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства, в частности на прокуратуру. Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, иначе говоря, посредством рассмотрения и разрешения конституционных, гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Эта деятельность носит наименование правосудие (от слов - правый, т.е. правильный, справедливый, и суд). Осуществление правосудия, возложено на суды в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных. Суд представляет собой государственный орган, на который возложено выполнение соответствующей функций судебной власти. Как орган государственной власти суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами, имеет свою структуру. Так, по мнению В.И.Радченко, суду принадлежит особая роль в демократическом обществе. « Выступая как полноценный носитель судебной власти, используя присущий только ему способ разрешения конфликта интересов - правосудие, суд выступает регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений норме права».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |