Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовые основы развития коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы развития коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 6-П разъяснено, что «в силу статей 15 (ч.2), 17 (ч.3), 19 (чч.1 и 2) и 55 (чч.1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

При этом возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государство передало военное имущество войскам целевым назначением - для выполнения задач защиты государства от вооруженного нападения извне - и по этой причине не может распоряжаться им без согласия Вооруженных Сил во избежание подрыва их боевой и мобилизационной готовности к отражению вооруженных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. В целях недопущения такой ситуации государством установлен особый порядок передачи в аренду военного имущества, характеризующийся: установлением приоритета интересов обороны над экономическими интересами при решении вопроса о возможности аренды военного имущества; четко выраженной этапностью процесса сдачи военного имущества в аренду (выявление временно неиспользуемого имущества, определение возможности сдачи его в аренду, подготовка и подписание договора аренды, передача военного имущества арендатору); разграничением компетенции государственных органов и должностных лиц на каждом из указанных этапов; наделением балансодержателя и органов военного управления правом осуществлять контроль исполнения арендатором обязательств по договору аренды.

Во-вторых, в силу особенностей различных видов аренды, выделяемых в ГК РФ (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий и финансовая аренда), право на существование в Вооруженных Силах имеют только аренда зданий и сооружений (ст.ст.650-655 ГК РФ) и аренда транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.ст.642-649 ГК РФ).

Исходя из субъектного состава договора проката (ст.626 ГК РФ) арендодателем в нем могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, профессионально осуществляющие сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, которые в составе поднадзорных органам военной прокуратуры министерств, ведомств и органов отсутствуют.

Не может применяться в войсках и аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем (ст.632 ГК РФ) арендодатель, помимо основных обязанностей, присущих всякому договору аренды транспортного средства, оказывает арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию. Задача арендодателя - обеспечить такой состав экипажа транспортного средства и уровень его квалификации, которые соответствовали бы условиям договора, обязательным для сторон правилам, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Расходы на эксплуатацию транспортного средства распределяются между арендодателем и арендатором. Часть из них, связанная с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, возложена на арендатора. Другая часть расходов остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст.637 ГК РФ). Расходы на содержание экипажа и оплату его услуг также остаются на арендодателе, поскольку последний является их работодателем. Вместе с тем члены экипажа подчиняются только тем его распоряжениям, которые относятся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. В остальных вопросах, связанных с эксплуатацией транспортного средства (выбор пунктов назначения, маршрутов движения, определение количества перевозимых пассажиров или груза, его характера и т.д.), экипаж подчиняется арендатору, который использует арендованное транспортное средство по своему усмотрению, исходя исключительно из собственных, как правило, коммерческих интересов. Таким образом, при аренде транспортных средств, относящихся к военному имуществу, с экипажем, состоящим из военнослужащих, последние в период выполнения заданий арендатора вынуждены будут исполнять обязанности, не связанные с военной службой. Однако это противоречило бы Федеральному закону «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, которым установлены ограничения права военнослужащих на труд (п.7 ст.10), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида.

Военнослужащим запрещено заниматься иной, кроме непосредственной служебной, деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст.37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления и увольнения с военной службы, т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п.8 ст.10) также установлено, что привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается только в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы. Например, по решению Правительства Российской Федерации на основании специально издаваемых постановлений военнослужащие могут участвовать в уборке урожая и заготовке кормов. В соответствии со ст.17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ в исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации для обеспечения режима чрезвычайного положения в качестве дополнительных сил могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Сдача в аренду транспортного средства с экипажем, состоящим из военнослужащих, влечет причинение материального ущерба государству, так как в течение срока аренды в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ст.ст.3, 12) членам экипажа ежемесячно из федерального бюджета будет продолжать выплачиваться денежное довольствие за пребывание на военной службе и выполнение возложенных служебных обязанностей, хотя они фактически будут исполнять обязанности, не связанные с военной службой и не относящиеся к служебным.

Проблема разграничения на практике (в том числе при осуществлении прокурорского надзора за законностью использования в Вооруженных Силах военно-транспортной авиации) отношений аренды воздушного судна и его фрахтования осложняется тем, что Воздушный кодекс не содержит подробной регламентации порядка заключения договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), из которого можно было бы сделать вывод о содержании прав и обязанностей сторон, возможности заключения фрахтователем договоров с третьими лицами об использовании воздушного судна (субфрахтование), распределении между фрахтовщиком и фрахтователем бремени ответственности за вред, причиненный транспортному средству или причиненный этим средством третьим лицам.

По нашему мнению, положения о том, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты «одно или несколько воздушных судов», должны быть исключены из редакции ст.104 Воздушного кодекса. Целесообразно также дополнить его новыми статьями, более подробно и четко регламентирующими права и обязанности сторон, а также их ответственность по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), с выделением их отличий от прав, обязанностей и ответственности арендодателя и арендатора воздушного судна, в том числе касающихся разрешения или запрета передачи воздушных судов в субаренду и субфрахт.

Также в силу отсутствия в Воздушном кодексе норм, устанавливающих особенности формы договора аренды и порядка его заключения, а также запрещающих или ограничивающих сделки аренды на воздушном транспорте, в ст.104 Воздушного кодекса либо в другой, специально включенной в него статье следует оговорить, что в случае передачи воздушного судна в аренду (в том числе с экипажем) форма и порядок заключения договора аренды воздушного судна определяются в соответствии с нормами ГК РФ о договоре аренды (фрахтовании на время) транспортного средства (§3 гл. 34 Кодекса). Это позволит исключить объективные предпосылки для злоупотреблений, связанных с передачей в пользование недобросовестным владельцам находящихся в федеральной собственности воздушных судов без ведома собственника «под прикрытием» заключенных договоров фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Отношения аренды военного имущества отличает также специфический субъектный состав - особое положение в договоре аренды балансодержателя военного имущества, который практически всегда участвует в договоре на стороне арендодателя либо вообще наделяется собственником правомочиями последнего. Балансодержатель - хозяйствующий субъект арендодателя. Он не наделен правом заключать договор аренды, его заключает соответствующий комитет по управлению имуществом, являющийся в этом случае титулодержателем. Но подпись балансодержателя в договоре на стороне арендодателя требуется. В случае отказа балансодержателя от подписи комитет по управлению имуществом заключает договор независимо от позиции балансодержателя, а балансодержатель обязан выполнять обязательства арендодателя по договору». В.В. Витрянский считает, что в связи с четким определением новым ГК РФ соотношения правомочий субъекта права хозяйственного ведения и собственника его имущества фигуре балансодержателя не остается места в арендных отношениях. По его мнению, начиная с момента введения в действие части первой ГК РФ (1 января 1995 г.) соответствующие положения Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1230, наделявшие комитеты по управлению имуществом полномочиями по сдаче в аренду недвижимого имущества, принадлежавшего государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, утратили силу, поскольку право распоряжения этим имуществом (в том числе путем сдачи его в аренду с согласия собственника) принадлежит исключительно предприятию как субъекту хозяйственного ведения (ст.ст.294, 295 ГК РФ). Что касается учреждений, то они не вправе, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником либо приобретенным на средства, выделенные по смете. Но и собственник не наделен правами по распоряжению этим имуществом (п.1 ст.298 ГК РФ). Для того чтобы распорядиться зданием, сооружением, нежилыми помещениями, закрепленными на праве оперативного управления за учреждением, собственник должен сначала изъять это имущество у последнего, что допускается только в отношении излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.

Однако в условиях Вооруженных Сил балансодержатели военного имущества как субъекты вещного права продолжают активно участвовать в арендных отношениях. Они выявляют временно неиспользуемое недвижимое военное имущество, инициируют и согласовывают возможность его сдачи в аренду с вышестоящими органами военного управления и иными компетентными органами, на них возложена обязанность по подготовке проекта договора аренды, а также передача объектов недвижимости арендатору и контроль исполнения последним обязательств по договору. К тому же балансодержатели военного имущества, как правило, сами являются титулодержателями и в этом отношении не связаны с комитетами по управлению государственным имуществом, которые без согласия балансодержателя не вправе распоряжаться закрепленным за ними военным имуществом, в том числе сдавать его в аренду.

Особое положение балансодержателей военного имущества находит отражение и в заключаемых Министерством имущественных отношений Российской Федерации договорах о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Эти договоры имеют типовую форму для всех воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России. В них балансодержатель именуется «арендодатель» и указывается, что Минимущество России (именуется «министерство») возлагает на балансодержателя исполнение предусмотренных законом обязанностей арендодателя по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, устранению его недостатков, выявленных арендатором, и капитальному ремонту за свой счет переданного в аренду имущества.

Таким образом, балансодержатель военного имущества является самостоятельным участником арендных отношений в Вооруженных Силах.

Несмотря на участие балансодержателя, сделка аренды является двусторонней, так как единственным законным арендодателем военного имущества остается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, даже если в договоре представителем собственника балансодержателю делегированы некоторые правомочия арендодателя федерального имущества. В этом случае арендодатель по закону (Министерством имущественных отношений Российской Федерации) и его доверенное лицо- арендодатель по договору (балансодержатель) выступают в сделке на одной стороне по отношению к другой стороне - арендатору.

Участие балансодержателя военного имущества в договоре аренды и предоставление ему права подписать договор зачастую используются воинскими должностными лицами для противоправной передачи военного имущества в пользование арендатору до фактического заключения сделки. Они ошибочно полагают ее трехсторонней и после подписания договора балансодержателем и арендатором, вопреки положениям ст.ст.296, 298 и 608 ГК РФ, считают его заключенным, несмотря на отсутствие подписи законного арендодателя. Судебно-арбитражная практика подтверждает неправомерность такой позиции. Арбитражный суд города Москвы по делам N А40-8329/03-77-90 и N А40-34361/02-77-386, суд апелляционной инстанции и Федеральный арбитражный суд Московского округа по делу N А40-34361/02-77-386, рассматривая исковые заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора о признании недействительными (ничтожными) договоров о передаче в аренду помещений спортивных сооружений ЦСКА, подписанных только балансодержателем и арендатором, признали оспариваемые сделки двухсторонними, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований прокурора.

Следующей особенностью арендных отношений в Вооруженных Силах является то, что сделки имущественного найма заключаются обычно на непродолжительный срок. В соответствии с рекомендациями ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством имущественных отношений Российской Федерации, недвижимое военное имущество в настоящее время сдается в аренду на срок, как правило, не превышающий пяти лет, обычно - на один год. Это объяснимо, так как сложно предугадать, в какой момент у Вооруженных Сил может возникнуть потребность в переданном в аренду имуществе. Однако с точки зрения наилучшей защиты интересов Вооруженных Сил, следовало бы заключать договоры аренды недвижимого военного имущества вообще без указания срока аренды. В этом случае договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ).

Правовые последствия оформления договора без указания срока аренды заключаются в том, что каждая из сторон в любое время в одностороннем порядке вправе отказаться от договора при условии письменного предупреждения об этом другой стороны за три месяца (пп.1 и 2 ст.610 ГК РФ). Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Это дало бы возможность балансодержателям переданного в аренду военного имущества при возникновении срочной потребности в этом имуществе своевременно истребовать его у арендатора, не апеллируя к суду. Да и при обращении в суд с требованием о досрочном расторжении договора аренды требовалось бы только доказать наличие действительной потребности Вооруженных Сил в данном имуществе либо привести иные убедительные доказательства, обосновывающие необходимость прервать арендные отношения.

К тому же заключение краткосрочных договоров аренды, при всей их внешней привлекательности, связанной с возможностью через определенное время (1-5 лет) немотивированно не продлевать договор с арендатором, требует от командования воинских частей, органов военного управления, организаций, учреждений и предприятий Министерства обороны Российской Федерации оформления значительного количества документов, привлечения к этой работе большого количества людских ресурсов. Это также создает дополнительные возможности и почву для коррупции в армии и на флоте, позволяя воинским должностным лицам без объяснения причин не возобновлять договор с неугодными арендаторами и нередко вынуждая последних искать благосклонности различных командиров и начальников, от которых зависит решение этого вопроса.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют реальные нормативно-правовые основы для коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил, отсутствует нормативно-правовое закрепление как механизмов реализации, так и взаимодействия участников данного процесса.

Представляется целесообразным внести изменения в федеральное законодательство, закрепив конкретный закрытый перечень услуг по коммерческому использованию транспортной авиации вооруженных сил и механизмов их оказания.

транспортный воздушный коммерческий перевозка




2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Нормативно-правовые основы развития коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовые основы развития коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)