Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Провалы рынка и государства



2020-03-19 238 Обсуждений (0)
Провалы рынка и государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость существования государственного сектора и социально-экономическую роль государства в условиях рыночной экономики, является теория "провалов рынка и общественного блага".

Если свободный рынок неэффектно выполняет свои функции наилучшего удовлетворения общественного спроса и потребностей населения по оптимальным ценам, то есть не обеспечивает эффективности по Парето, или вообще не производит соответствующих экономических благ, то говорят о провалах рынка (изъянах рынка, "несовершенстве рыночного механизма").

Если не рассматривать проблему перераспределения доходов, то при определенных условиях и допущениях можно было бы утверждать, что общественный сектор должен функционировать исключительно в зонах провалов рынка, и, соответственно, механизмы государственного вмешательства должны быть адекватны специфике конкретных провалов рынка. При этом провалы рынка необходимо сопоставлять с провалами государства, поскольку действия государства, направленные на преодоление провалов рынка, в свою очередь могут привести к неэффективному использованию ресурсов.

В микроэкономике выделяют следующие виды провалов рынка:

-  наличие монополий;

-  информационная асимметрия

-  внешние и внутренние эффекты;

-  общественные блага.

Наличие монополий (прежде всего естественных) и олигополий в определенных отраслях экономики ведет к недостатку конкуренции производителей и наносит ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Мерами гос. вмешательства в данном случае становятся: создание гос. и муницип. предприятий в отраслях с наличием естественных монополий и олигополий, гос. регулирование и контроль цен, объема производства и качества соответствующих эк. благ, возложение на поставщиков эк. благ доп. обязанностей (с помощью инструментов правового регулирования). Естественные монополии могут разрушаться под воздействием НТП (например, почта России, Ростелеком).

Особо выделяют монополии интеллектуальной собственности (легальные монополии), которые специально создаются государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса. Легальные монополии создаются законодательно и существуют в форме исключительных временных привилегий (правовых и финансовых) создателей новых объектов интеллектуальной собственности (авторов ноу-хау, товарных знаков и т.п.). Инструментами защиты и поддержки интеллектуальной собственности являются патенты и лицензии, авторские права.

Информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обуславливая неоптимальное поведение сторон эк. отношений. Более характерна для отраслей сферы услуг, когда реальный эффект от использования блага можно оценить только рослее приобретения.

Наибольшее распространение получила преимущественная информированность продавцов с одновременной неосведомленностью покупателей. Наиболее опасна такая ситуация в социальных сферах - здравоохранении и образовании. Без вмешательства гос-ва может приводить к оппортунистическому поведению со стороны организации (например, навязыванию платных услуг без оговорки об альтернативных вариантах). В некоторых отраслях, напротив, потребитель становится более информированным (например, в страховании жизни, здоровья).

Вмешательство государства в данном случае может проявляться путем внедрения государственного и муниципального секторов в социальные сферы народного хозяйства (образование, здравоохранение, социальное страхование) путем лицензирования соответствующих видов деятельности, аккредитации учреждений.

Следующий вид провалов рынка - внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Так, если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект. Так происходит, например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Т.о. если предприятие, деятельность которого порождает отрицательные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других, а те, кто создает положительные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих потребностей. Там, где имеют место негативные внешние эффекты, возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов. Положительные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством, поскольку для тех, кто обусловливает их своей деятельностью, результаты оказываются неадекватными затратам.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся отрицательными внешними эффектами.

Например, альтернативой административным запретам на загрязнение воды является налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятия избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загрязнения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производителями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образования, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для потребителей.

В рыночной экономике встречаются также внутренние эффекты, или интерналш, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сторон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести экономический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь основой контрактного права.

Наконец, важнейшим видом провалов рынка является наличие в условиях рыночной экономики так называемых общественных благ, производство которых на чисто рыночной основе или невозможно вообще, или возможно, но в ограниченном масштабе, не удовлетворяющем общественный спрос.

Если из-за провалов рынка потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, нисколько общественный сектор подконтролен рядовым избирателям и насколько успешно он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно иметь в вицу, определяя рациональные формы и методы функционирования общественного сектора.

Существуют также макроэкономические провалы рынка, обусловленные нестабильностью функционирования рыночной экономки, вызывающей экономические и финансовые кризисы, инфляцию и безработицу, малообеспеченность и нищету значительной части населения, чрезмерную дифференциацию доходов, социальную нестабильность и другие негативные социально-экономические последствия для граждан и общества в целом. Это также требует государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций: стабилизационной и социально-защитной.

В условиях цикличного развития экономики, сопровождаемого экономическими спадами, инфляцией и безработицей, государство проводит стабилизационную макроэкономическую политику, направленную на поддержание устойчивых темпов экономического роста, стабильных цен и обеспечение полной занятости. Макроэкономическая нестабильность снижает эффективность национальной экономики.

Государство также формирует систему социальной защиты населения от различных, социальных рисков (безработицы, нищеты и малообеспеченности болезней, производственных травм и профзаболеваний, инвалидности и старости, смерти кормильцев и др.), обеспечивая социальную стабильность и социальную справедливость в обществе, основанном на рыночной экономике. [4]

К провалам рынка, связанным с проблемой социальной справедливости и стабильности в обществе, относится объективно обусловленный рыночными отношениями стихийный процесс чрезмерной дифференциации доходов и имущественного положения населения, что ведет к вымыванию среднего класса и вызывает необходимость осуществления государством политики перераспределения доходов и имущества с помощью прогрессивных подоходных налогов и социальных субсидий малообеспеченным слоям населения.

В табл. 2 приведены сбои рынка с позиции экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

 

Таблица 2. Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику

Сбои рынка Определение сбоя Примеры Направления государственного вмешательства
1. Общественные блага Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости Оборона, уличное освещение Обеспечение благ государством и муниципалитетами
2. Внешние эффекты Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучет издержек или полезности благ в цене блага Загрязнение окружающей среды, вакцинация Налоги или государственные субсидии
3. Ассиметричная информация Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную информацию Здравоохранение, страхование, рынок лекарств Контроль, качество, обязательное соц. страхование
4. Неполные рынки Сбой в обеспечении частными благами Региональная стагнация Общественное планирование и программирование
5. Несовершенная конкуренция Ограничение производства, неэффективность Рыночная и естественная монополия, олигополия Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность
6. Макроэкономическая нестабильность Неэффективность использовании ресурсов экономики в целом Безработица, недозагрузка производственных мощностей, инфляция Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование

 

В свою очередь, в экономике имеют место и провалы государства.

Провалы государства - это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.

Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор - это только один из экономических субъектов рынка. Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершенствами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе - доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.

Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков. [4]

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным сектором.




2020-03-19 238 Обсуждений (0)
Провалы рынка и государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Провалы рынка и государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)