Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к изучению истории



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Подходы к изучению истории 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует множество подходов к изучению истории (например, технологический, при котором развитие исторического процесса представлен как результат развития технологий, или субъективистский подход, который подчёркивает роль личности в ходе истории, как выдающиеся люди влияли на неё). Однако самыми популярными оказались формационный и цивилизационный подходы.

Основателем формационного подхода в середине XIX века стал Карл Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-политических формаций:

 

1) первобытнообщинный строй;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) капитализм;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

 

У данного подхода имеется несколько недостатков, в частности он не учитывает многообразие мира и не может быть применим ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся.

 

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX - начале XX веков. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком этого подхода является неразработанность терминологии, что ограничивает его расположение

 

Вопрос 2. Расселение восточных славян в III-IX вв. Основные занятия и верования. Зарождение государственности.

 

В эпоху Великого переселения народов (III – VI вв. Н. э.), совпадающего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепенной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможным вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии. В VI веке славяне неоднократно совершали военные походы против Византии.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. Славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально – политический характер.

Основным занятием славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере господствующей системой была подсечно-огневая, на юге – перелог. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий: рыболовство, охота, бортничество, выращивание технических культур.

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени развития верили в добрых и злых духов, затем сложился пантеон славянскийх богов. Перун – бог грома, Сварог – бог огня, Велес – повелитель скотоводства, Даждьбог, Ярило, Хорос – бог солнца.(разные имена у разных племен).

Племенные княжества славян имели признаки зарождающейся государственности – они обьединялись в крупные союзы. Одним из таких союзов был союз племен во главе с Кием (с конца V века). В конце VI-VII в. Существовала «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Известный историк Рыбаков утверждает, что в начале IX века на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое обьединение «Русь», включавшее и часть северян.

Рост городов и их числа, железные орудия труда, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, образование дружины – признаки формирования государственности.

 

3. (1)Древняя Русь при первых князьях Рюриковичах IX-XI вв. (2)Взаимоотношения с соседями.

 

1. Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве — 882 г. Согласно летописи, правление Олега продолжалось с 882 по 912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками. Олег добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

После смерти Олега Киевом правил сын Рюрика Игорь. Следует обратить внимание на неточность летописных датировок: согласно «Повести временных лет» Олег приплывает в Киев с малолетним Игорем на руках и правит от его имени. В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 г. — не менее 63 лет. Осиротевший после убийства Игоря Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье.

Из летописей и византийских документов мы знаем в основном о внешней политике киевских князей. О внутренней политике мы знаем гораздо меньше. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья) . Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда устанавливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранная дань летом в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — в Константинополь (по пути «из Варяг в Греки». Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.

Русь экспортировала в Византию меха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие.

Подчинение восточнославянских племен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторые племена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичей произошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь при Владимире I.

Дань вначале не была регламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г. древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань. (Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове Игоря Ольге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентировала сбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом с первой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. В IX – XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассалами князей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала и сюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторного похода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя с византийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключении договоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.

Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществу советниками, вторые воинами.

2. Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

 

Вопрос №4. Принятие христианства в 988 г. Причины и последствия в политической, экономической и социальной сферах.

 

Причинами принятия христианства на Руси являются:

 

1.  Необходимость отказа от политеизма, как разобщающего элемента и принятия монотеистического христианства с целью объединения разношерстных племен и групп населения;

2.  Потребность в сильных союзниках, могущих оказать поддержку в различных военных конфликтах и столкновениях.

3.  Возможный культурный обмен между государствами одного религиозного лагеря.

4.  Повышение роли и статуса государства.

5.  Личное стремление князя Владимира Святославича «очиститься», избавиться от грехов прошлого.

6.  Укрепление княжеской власти на Руси.

 

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций — как внешних, так и внутренних.

 

       Последствия принятия христианства на Руси:

1.  В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима».

2.  В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности.

3.  К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса — как политического, так и культурно-экономического.

4.  Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью.

 

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет. Этот год предваряли действия совсем иного характера — военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой).

Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь. Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

 

Вопрос №5 : Период политической раздробленности: причины и признаки. Важнейшие русские земли и княжества Руси в 7-8вв.

Причины:

1. Внутреполитические :

a. Рост боярского земллевладения, усиление власти феодалов в своих вотчинах

b. Территориальные конфликты Рюриковичей (боролись за престолонаследие)

2. Внешнеполитические:

a. Спокойствие на границах Киевского княжества (отсутствие внешней опасности привело к тому, что князья занимались внутренними проблемами и развязывали междуусобные войны)

b. Конфликты разрешались дипломатическим путем

3. Экономические:

a. Экономическая самостоятельность вотчин князей

b. Замкнутость отдельных хоз-эконом единиц

c. Укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологий изготовлений товаров

Каждый представитель княжеского рода прилагал все возможные усилия, чтобы его вотчина была более развитой относительно других, потому что Киевский престол потерял былой статус лидера и ни у кого более не было стремления занять великокняжеский престол.

Признаки:

1. Повсеместное распространение пашенного земледелия

2. Совершенствование орудий труда

3. Крупное боярское землевладение

4. Рост числа городов

5. Господство натурального хозяйства(удовлетворяли свои потребности за счет внутренних реурсов из-за слабых рночных отношений)

6. Усиление политической власти местных князей и бояр

Важнейшие русские княжества и земли:

1. Новгородская земля – К 8 веку Новогород стал самой зажиточной и культурно богатой областью Киевской Руси, вследствие чего, через несколько столетий, после разгрома Византии крестоносцами в 1204 году, внешняя русская торговля переместилась на Балтийское море, и Новгород с Псковом стали деловым центром страны вместо Киева.

2. Галицко-Волынское княжество – образовалось в конце 7 века засчет слияния Галицинского и Волынского княжесв. Эти княжества находились далеко от пути «из варяг в греки», но имели выход к Черному и Балтийскому морям (через реки). Через эти земли проходтли торговые пути в Польшу и Венгрию. Там добывали соль(!)

3. Ростово-Суздальская(позже – Владимиро-Суздальская) земля – в начале 7 века Ростов возник в качестве столицы угро-финского союза племен меря, то есть стал наследственной собственностью династии Рюриковичей. К концу 7 века Ростовское княжество было наиболее густозаселенным районом Руси (политика Юрия и Андрея Долгоруких – построение городов).

4. Киевское княжество – там была «столица» Киевской Руси, сосредоточены самые зажиточные бояре

5. Были еще Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Смоленское, Полоцкое и другие княжества, но они не имели значительной роли в 7-8 веках.

 

 

6. Культура Древней Руси: от язычества к усвоению христианской культуры.

Восточные славяне, еще задолго до крещения Руси были знакомы с христианством и их традициями. Конечно, основой послужила Византия, будучи широким культурными торговым центром. Византийские послы и торговцы, жившие на территории Киевской Руси, оказывали большое влияние на славян.

Когда князь Руси Владимир пришел к тому, что не только военная дружина и налоги должны объединять государство, но и единая религия, перед ним стал сложный выбор, какую именно религию принять. Сначала он попытался создать единый пантеон славянских богов во главе с Перуном, но эта идея в итоге провалилась. Далее он обратился к своим соседям. Выбор остановился на христианстве восточного образца, так как Византия была ориентиром для Руси. Она была самым величественным и богатым государством-соседом, которое оказывало на Русь, экономическое, политическое и культурное влияние. Поженившись с дочерью византийского царя, Владимир принялся крестить своих подданных. Приехав в Киев с византийскими епископами, он первый обряд проводил прямо на реке Днепр. Конечно, не все славяне хотели так просто расставаться со своей языческой верой, тем более они несли ее веками.

 

В Новгороде даже поднялось восстание и были многочисленные столкновения с княжеской дружиной. Хотя внедрение и было несколько насильственным и заняло множество лет, приведение всего государства к единой вере прошло успешно. Во многом этому поспособствовал сын Владимира — князь Ярослав Мудрый. Он воздвиг множество церквей и соборов. Правда, некоторые языческие традиции пришлось все же оставить или объединить с христианскими. К примеру, такие праздники, как Ивана Купала, Масленица, Коляды остались у нас с языческих времен и по сей день празднуются.

 

Византия как центр культуры и торговли, позволила восточным славянам обрести монотеистическую религию (веру в одного бога) — христианство. Что, в свою очередь, зародило множество культурных всплесков, таких как письменность, рисование икон, зодчество и прочее.

 

В целом христианство смогло постепенно полностью заменить язычество, принеся единую веру на всю территорию Киевской Руси, что помогло значительно укрепить единство народа, даже при таком большом количестве различных народностей.

7-Образование империи Чингисхана. Битва на Калке 1223 г. Нашествие Батыя на Русь. Складывание системы ордынской зависимости. Угроза со стороны Швеции, Ливонии и Литвы в XIII в.



2020-03-19 233 Обсуждений (0)
Подходы к изучению истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к изучению истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)