Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Избрание Михаила Романова



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Избрание Михаила Романова 0.00 из 5.00 0 оценок




После того, как в октябре 1612 года ополчение под командованием Минина и Пожарского выбило из Москвы поляков, необходимо было избрать царя. Для этого Пожарский призвал по 10 выборных от каждого города. К январю 1613 года съехались в Москву представители от 50 городов и вместе с московскими людьми составили избирательный собор. Собор прежде всего постановил не избирать царя "от иноверных", а избрать своего, "из великих московских родов".

Вначале голоса разделились, выборные не могли прийти к единому мнению. Но вскоре выяснилось, что не только на соборе, но и в Москве среди земских людей и среди казаков, которых тогда в столице было много, особый успех имеет молодой Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. 7 февраля 1613 года собор впервые решил остановить свой выбор на Михаиле. Но из осторожности постановили отложить дело на две недели, а в это время послать по ближайшим городам узнать мнение народа, а также вызвать в Москву бояр, которых не было на соборе.

21 февраля 1613 года торжественно Михаил Романов был провозглашен царем, и ему принесли присягу как члены собора, так и вся Москва. Нового царя в это время не было в Москве, он вместе со своей матерью инокинею Марфой Ивановной находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, куда и отправилось посольство от земского собора с предложением престола. Михаил Федорович долго отказывался от царства, мать его тоже не хотела благословить сына на престол, боясь, что русские люди "измалодушествовались" и могут погубить молодого Михаила, как прежних царей, Федора Борисовича и Шуйского. Только после долгих просьб послы собора получили согласие, и Михаил Романов 14 марта 1613 года принял царство и отправился в Москву.

 

Вопрос № 13 : Внутренняя и внешняя политика первых Романовых(Михаила фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдорова Алексеевича и царевны Софьи). Бунташный век. Народные восстания. Соборное уложение 1649г.

Михаил Фёдорович Романов.

Внутренняя политика:

1. Закрепощал Русь (увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет)

2. Дворяне могли передавать земли по наследству только в случае службы царю

3. Централизовал власть : вовеводское управление (органы местного самоуправления); Земские собор теперь собирался только по поводу решения вопросов, где нужно мнение слоев населения; восстановил приказную систему (орган управления, распределяющий административно-исполнительную власть между органами местного самоуправления)

4. Пытался создать регулярную армию (в 30-е годы появились «полки нового строя», в них входили вольные люди и боярские дети, офицерам были иностранцы). В конце своего правления создал кавалерийские драгунские полки, которые охраняли границы.

5. Восстанавливал Москву ( в том числе основал Немецкую слободу)

Внешняя политика:

1. 1617г – подписан мирный договор со Швецией : Россия теряла выход к Балтийскому морю, но вернула Новгородские земли, за Швейией остались Корела и побережье Фнского залива.

2. 1618г – Делуинское перемирие с Польшей : Россия уступала Польше Смоленскую и Чернгиговскую земли, а польский король отказывался от права на русский престол.

Алексей Михайлович 1629-1676 («Тишайший царь»)

Внутренняяя политика:

1. 1649 г – Соборное уложение – русский свод законов до 1832года. Регулировал различные сферы жизни общества: таможенные правила, положение населения рзных слоев и т.п. Документ узаконил крепостное право на территории государства : крестьяне и их собственность становились имущетвом фоедала, ввелся бессрочный сыск беглых крестьян, отменен юрьев день. + запрещалась женитьба на женщинах из другого посада. В итоге крестьяне прикреплялись к феодалам, а посадские люди – к городам. Соборное уложение способствовало установлению абсолютной монархии.

2. Был создан приказ тайных дел : по сути был личной канцелярией Царя и разведовательной организацией, там проходили важнейшие следствия (подделоавние монет и тп), решения приказа не оспаривались думой

3. Постоянно заседала Боярская дума, но для решения важный вопросов созывались Земсие соборы

4. Увеличилась власть приказов(которые восстановились при Михаиле Фёдоровиче)

5. Проведена реформа в армии: формировались полки нового строя по западноевропейскому образцу

Внешняя политика:

1. Увеличивал авторитет России:

a. Ввозились церковные реликвии из Византии

b. Приглашались иностранные гости на пиры

2. Присоединение новых земель:

a. 1654 – война с Польшей и Литвой : длилась 13 лет, в 1667 году Андрусовское перемирие – России отходили Смоленск и земли, ранее отошедшие Речи Посполитой + Польша признала право России на Левобережную Малороссию.

 

Фёдор Алексеевич 1661 – 1682 (правил с 76 по 82)

Внутренняя политика:

1. 1681 – разработан проект создания Славно-греко-латинской академии – проображза университета, именно там будет учиьтся Ломоносов

2. Строил приюты для сирот, где их обучаали наукам

3. 1682 год – отменили местничество, «разряды» боярских родов были записаны в родословицы(чтобы оставить в памяти их заслуги), а разрядные книги сожжены

4. 78-79 гг – проведения перепись населения и введено подворное обложение(раскладка прямых налогов на податное население)

5. 79-80 – отменили отрубание рук за воровство

Внешняя политика:

1. 1676-81 гг – Русско-турецкая война : в 1681г заключен Бахчисарайский мирный договор – Днепр – граница между Турцией и Россией + Киев, Стайк и Триполье остались у нас.

Царевна Софья 1657 – 1704 ( правила в 1682-89гг)

Внутренняя Политика:

1. 1682 г – межевание земель в интереса дворянства, которое ее поддерживало (хакрепление земельных участков за ними)

2. 1683-84гг – погашено восстание башкир

3. 1687 – открыта Славяно-греко-латинская академия

4. Преследование старообрядцев : 1682 и 1684 гг – вышли указы, обязывающие разыскивать и казнить раскольников

Внешняя политика:

1. 1686 – «вечный» мир с Речью Посполитой против Турции и Крыма; вступили в Антитурецкую Священную Лигу; пытались присоеденить Крым

2. 1687 и 89 – неудачные походы против крымских татар

3. 1689 – Нерчинский договор с Китаем : граница была проведена по р.Аргуни, но большинство пограничных земель остались неразграниченными

4. 1689 – Софья была отстранена Петром 1 от регентсва и пострижена в монахини

Бунташный век – 17 век

Причины:

1. Плохая экономика (держалась на сельском хозяйстве)

2. Укрепилась роль дворянства

3. Оформление крепостного права

4. Высокие налоги + церковь теперь их тоже платила

5. Ограничение казачьей вольности

6. Частая смена власти

Всё это привело к ухудшению экономического и социального положения России, росли недовольства. Ниже топ-5 главных бунтов-восстаний:

1. Соляной бунт в Москве – 1648год . Главная причина – увеличение налога на соль в 1646 году по инициативе Бориса Морозова. Основные участники – посадские люди, к которым впоследствии присоединись стрельцы и дворяне, недовольные злоупотреблением царских приближенных. Ход - Вспышка произошла в то время, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья. Толпа остановила экипаж царя и потребовала отставки царских приближенных. Дабы утихомирить народ, царь пообещал разобраться, но в этот момент произошло непредвиденное – сопровождавшие государя придворные ударили несколько человек нагайками, чем и спровоцировали мятеж. Восставший народ ворвался в Кремль. Были растерзаны толпой основные царские приближенные – Плещеев, Траханиотов, дьяк Назария. Боярина Морозова удалось спасти. В итоге было повышено жалование стрельцам, были заменены судьи, понижена цена на соль и проведена посадская реформа.

2. Волнения в Новгороде и Пскове – 1650 год - Главная причина – отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;Основные участники – митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове. Ход - Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича.В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.

3. Медный бунт в Москве – 1662 год - Главная причина – введение медных денег по цене серебрянных, в результате чего увеличился выпуск ничем не подкрепленных медных монет, подорожали цены на продукты, крестьяне отказывались продавать свою продукцию за медь, наступил голод в городе и наблюдался всплеск фальшивомонетничества; Основные участники – крестьяне пригородных сел, ремесленники, мясники; Ход -Воинственная многотысячная толпа направилась к дворцу Алексея Михайловича в Коломенском, требуя выдать всё тех же царских приближенных-изменников. После угроз царь велел подоспевшим стрельцам и солдатам обуздать восставших. В результате около 7 тысяч человек были убиты, 150 повесили, а остальных сослали в Сибирь. В итоге, несмотря на кровавую расправу все же медные монеты были изъяты из обращения.

4. Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 годы - Главной причиной восстания стал социальное расслоение донского казачества на «домовитых» – наживших имущество благодаря русскому царю и служивших ему, и на «голутвенных» (голытьба) – недавно прибывших и промышлявших разбоем. Последние ненавидели дворян и бояр.Сенька Разин – донской казак и вождь восстания. Первые походы Степана Разина – это в основном нападения на караваны судов с одной целью – грабеж. Они не носили социального характера, кроме того, что взятым им пленным из простых крестьян и работников была дарована воля. Однако в дальнейшем успешные походы превратили небольшую разбойничью банду Разина в войско около 7000 человек. Изменился и характер походов: с покорением Астрахани, Саратова, Самары возросли и амбиции казачьего атамана. Он объявил, что его войско поддерживает якобы выживший царевич Алексей, опальный патриарх Никон, а сам он защитник простого люда, намеревающийся распространить казачьи порядки на всю Русь. Однако вскоре в Симбирске он потерпел поражение, и впоследствии бунт был жестоко подавлен, а сам Разин казнён.

5. Стрелецкий бунт «Хованщина» - 1682 год - Нельзя выделить одну причину восстания. С одной стороны – недовольство стрельцов злоупотреблениями их начальников и задержкой жалованья. С другой – борьба между двумя кланами – Милославских и Нарышкиных. Дело в том, что после смерти Федора Алексеевича на трон претендовали два малолетних царевича – Иван и Пётр, за которыми соответственно стояли Милославские с царевной Софьей, и Нарышкины. На Земском соборе было решено передать правление в руки Петра. Однако противоборствующая сторона воспользовалась недовольством московских стрельцов и с их помощью, поддерживая их требования, «протолкнули» компромиссное решение – поставить на царство сразу двух братьев при регентстве царевны Софьи. Основные участники – Московские стрельцы под предводительством князей Хованских; Ход - Стрельцы и простой народ захватили Кремль. Во время восстания были убиты брат царицы Афанасий Нарышкин, известные бояре, князь Юрий Долгорукий. Царевна Софья в благодарность за помощь царевичу Ивану даровала стрельцам имущество убитых бояр и обещала выплатить жалованье за 40 лет. Однако, это не усмирило бунтовщиков, и она становилась заложником их возрастающих амбиций: Хованский претендовал на самостоятельную роль и свержения Романовых. В результате был схвачен и казнен вместе с сыном. Стрельцы оказались без вождя и вынуждены были сдаться на милость царевны; В итоге Софья правила 7 лет, а начальником Стрелецкого приказана был назначен новый преданный правительнице человек – Шакловитый.

14. Государство и церковь в XVII в. Реформы Никона и церковный раскол. Возникновение старообрядчества.

Раско́л Ру́сской це́ркви — церковный раскол в 1650-х — 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими.

 

Начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов(старообрядцев) – с другой.

 

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию (унифицировать-приводить к единообразию) церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами.

 

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

§ замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;

§ написание «Иисус» вместо «Исус»;

§ сокращение числа просфор для литургии;

§ во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;

§ движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;

§ в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

 

В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

 

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

15-Русская культура XIII-XVII вв.: от монгольского «разорения» к «преддверию» петровских реформ.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений,

сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

 

Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

 

Устное народное творчество.

В период борьбы с монгольскими завоевателями обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым). Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.

С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого перемета.

Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте. Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли

Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести.

 Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др. Блистательной победе Дмитрия Донскою в 1380 г. Посвящен цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливый писатели Пахомий Лого-

фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя

в борьбе с ордынцами. «Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия

Никитина — первое в европейской литературе описание Индии.

Архитектура.

Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием

итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого. В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481 —1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алсвиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей — Архангельский собор (1505—1509). Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв. В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошли до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Высший подъем русскою иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека— гениальною русского художника Андрея Рублева. Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. А именно иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария.

Общественно-политическая мысль.

События XVI в. Вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских», которое преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно. Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова.

Летописание.

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного

и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевою свода. Написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так

и в мирской жизни, — «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана Иваном Федоровым первая русская датированная книга «Апостол». Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани. Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского

собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских городах. Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла. В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. Архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-киломстрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Живопись.

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература.

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. В XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр.

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра

были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура.

Архитектурные сооружения XVII в. Отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна

зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Для московскою барокко характерно сочетание красного и белою

цветов в убранстве зданий. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран

при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись.

 Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица. Тенденция к реалистическому изображению человека, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

 

16-Реформы Петра I в области военного дела, администрации (государственной и церковной), налогообложения и сословной политики.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

· государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

· дворцовые, принадлежавшие лично царю;

· посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды и т.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I<



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Избрание Михаила Романова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Избрание Михаила Романова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)