Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие непосредственной демократии



2020-03-19 293 Обсуждений (0)
Понятие непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Построение общества, основанного на принципе народовластия, на протяжении всей истории человечества является одной из вечных ценностей. Непосредственная демократия возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда наши предки избирали на совете племени вождей, собирали в древних городах народные вече и решали иные вопросы. Соответственно это первой исторически возникшая форма народовластия.

Современное построение демократии связано с различными трудностями.

Одной из основных проблем государства и общества является отчужденность органов власти и граждан. Зачастую органы власти решают вопросы, которые для общества не являются первоочередными, а насущные вопросы оставляют нерешенными долгое время. Для преодоления этого барьера существуют институты прямой демократии, когда народ непосредственно может принять участие в решении, как общегосударственных проблем, так и проблем своего региона или небольшого населенного пункта.

Широкое использование институтов непосредственной демократии в системе организации власти и управления дает возможность решить проблему отчуждения власти от общества, наладить двухсторонний контакт, создать модель управления, соответствующую интересам граждан.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами непосредственной демократии.

Предмет курсовой работы составляют конституционно-правовые основы непосредственной демократии.

Целью курсовой работы является изучение конституционно-правовых основ, регулирующих права граждан на прямое участие в осуществлении публичной власти.

Задачи курсовой работы:

) рассмотреть понятие непосредственной демократии;

) определить виды непосредственной демократии;

) исследовать основные институты непосредственной демократии: референдум, выборы, отзыв депутата и иные.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о выборах, и иные акты, содержащие нормы о непосредственной демократии.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература по конституционному праву, комментарии законодательства, а также различные научные труды, посвященные конституционным основам непосредственной демократии, в частности, следующих авторов: М.М. Айзатуллов, Е.Ю. Бархатова, М.А Бучакова, Т.Е. Грязнова, С.С. Зенин, В.В. Комарова, С.И. Носов, И. П. Руденко и др.

Методологическую основу курсовой работы составили положения общей теории права, общенаучный диалектический метод, частно-научные методы исследования (анализ, синтез, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).


 

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

 

Понятие непосредственной демократии

 

Непосредственная демократия в России имеет глубокие исторические корни. Еще хронист эпохи императора Юстиниана писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве...». Кроме того, хронист указывал и форму этого правления - сходку всех членов общины, решавшую все дела единогласно.

В русских летописях также встречаются свидетельства тому, что вопрос о призвании князя решался на сходе, где славяне «почаша сами въ собе володети». Основываясь на нормах обычного права, славяне активно участвовали в управлении как общественными, так и государственными делами. Формами такого участия выступали всевозможные народные сходы, собрания, советы и, конечно, вече.

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация - демократическое государство. Прежде всего, демократия выражается в народовластии.

Конституция Российской Федерации декларирует, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3).

С юридической точки зрения понятие «народ» равнозначно понятию «граждане» - это принадлежность ассоциированной совокупности людей в рамках единого государства к этому государству. Народ образует содержание государства.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил и использует ее исключительно в своих интересах. Народный суверенитет неделим и может иметь только одного субъекта - народ. Соответственно, осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации - это принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Народовластие осуществляется в нескольких формах:

-  непосредственно. Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни.;

-  через органы государственной власти. Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы;

-  через органы местного самоуправления. Действия этой формы охватывают низовой уровень отношений власти. Эта область наиболее близко соприкасается с народом.

Существует множество понятий непосредственной демократии (она же прямая демократия):

-  это прямое волеизъявление особого круга субъектов по решению вопросов государственной и общественной жизни, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с их деятельностью (Комарова В.В.);

-  прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор кандидата на государственную должность без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения (Айзатуллов М.М.);

-  это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно оказывать влияние на выработку государственной политики, участвовать в формировании и функционировании представительной системы, лично включаться в процесс принятия общеобязательных решений (Носов С.И.);

Признаками непосредственной демократии являются:

-  круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (в том числе и количеством - решение большинства);

-  прямое волеизъявление;

-  единство воли и субъекта ее выражения, а также осуществление власти от своего имени;

-  вопросы общественной и государственной жизни;

-  особые формы осуществления власти;

-  конечная цель может быть троякой: императивной, регулятивной, консультативной.

Таким образом, непосредственная демократия является самым ярким выражением сущности власти населения. Каждый гражданин при таком политическом режиме имеет право высказываться и участвовать в принятии решений по конкретной проблеме функционирования государства. В эту группу могут быть включены: решения о пути развития страны, формировании институтов представительной демократии, а также иные вопросы, признанные значимыми.

Непосредственная демократия выполняет три функции: императивную, консультативную и регулятивную.

Императивная функция - окончательное решение определенных вопросов. Так, в ходе референдума может окончательно решаться вопрос о том принимать или нет новую конституцию. Сюда же стоит отнести такие формы императивного волеизъявления граждан, используемые на муниципальном уровне: сходы, отзыв депутата, преобразование муниципального образования и изменение его границ.

Консультативная функция - выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти (должностного лица).

Регулятивная функция - участие народа в системе общественного управления. Эту группу обуславливает наличие механизма воздействия на решения властных органов населением. В нее входят обращения граждан; правотворческая инициатива; наказы избирателей; отчеты депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; собрания и конференции граждан.

Таким образом, существует различие между представительным правлением и непосредственным народовластием.

Представительное правление - это деятельность сформированного народом органа (или выборного должностного лица) по выполнению определенных функций на протяжении срока полномочий. Функции представительного органа выполняет строго определенный круг избранных лиц, используя определенный набор процедур.

Непосредственное народовластие - решение населением определенных вопросов, в определенных процедурах, результат которых зависит от выполняемой функции - окончательное решение вопроса; участие в решении вопроса; выявление мнения по вопросу, который находится в компетенции властного органа.

В связи с этим различия между непосредственным и представительным правлениями проявляются по нескольким пунктам:

-  субъектный состав различен;

-  различны полномочия, цели и задачи представительного правления и форм непосредственного народовластия;

-  неодинаков механизм осуществления.

Главное достоинство непосредственной демократии состоит в том, что благодаря ей обеспечивается наиболее полное и активное участие гражданского в управлении социальной жизнью, минимизирует отстраненность народа от институтов власти. Однако, кроме достоинств у непосредственной демократии имеются и недостатки:

-  низкая компетенция граждан в вопросах, касающихся принятия отдельных решений, что связано с отсутствием у населения необходимых знаний о предмете принимаемых решений;

-  низкая персональная ответственность за принимаемые решения, зачастую многие голосуют безответственно по принципу «я как все»;

-  затратность многих институтов прямой демократии, особенно это касается проведения референдумов;

-  подверженность решений непредсказуемым факторам, политическим и идеологическим настроениям царящим в обществе.

Но, несмотря на указанные минусы, при рассмотрении значения прямой демократии исходить учесть что:

) приоритет личности в обществе и государстве закреплен в конституционных нормах, так как именно человек и гражданин представляет собой высшую социальную ценность (ст. 2 Конституции РФ);

) развитие демократии не может быть продуктивным без постоянного развития гражданской самостоятельности, их решающей воли во всех процессах развития страны;

) представительная и непосредственная демократия эффективны только если они едины и активно взаимодействуют.

Таким образом, у непосредственной демократии гораздо больше достоинств, чем недостатков.



2020-03-19 293 Обсуждений (0)
Понятие непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие непосредственной демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)