Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иные институты непосредственной демократии



2020-03-19 645 Обсуждений (0)
Иные институты непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время идет активное внедрение различных форм непосредственной демократии на местном уровне.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» детально регламентирован порядок реализации этих форм. Итак, к формам прямого волеизъявления законодатель относит: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст. 23); голосование по отзыву депутата, члена или выборного должностного лица органа местного самоуправления, по вопросам преобразования муниципального образования или изменения его границ (ст. 24); сход граждан (ст. 25); правотворческая инициатива в вопросах местного значения (ст. 26); организация и деятельность территориального общественного самоуправления (ст. 27); публичные слушания (ст. 28); собрания (конференции) граждан (ст.ст. 29, 30); опрос граждан (ст. 31); индивидуальные и коллективные обращения (ст. 32); иные формы участия (ст. 33).

Таким образом, в законе установлен и гарантирован обширный перечень форм непосредственной муниципальной демократии. При этом список не является исчерпывающим, соответственно граждане могут проявлять свое участие в местном самоуправлении и в иных формах, не нарушающих действующее законодательство.

Отзыв - это досрочное, принудительное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования. Основаниями для отзыва депутата могут быть только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) и только в случае их подтверждения в судебном порядке. В качестве такого основания в ч. 3 ст. 45 <consultantplus://offline/ref=BA31092AD4E43E2ED08D7C663F5413E0A5A8CF58F0ED2BD863F313D6C1CE9F20741610F0F30FB0mCQ4N> Закона указано на нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.

Сход - давняя организационная форма коллективного решения гражданами местных дел. Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Сход граждан считается состоявшимся, если в нем приняли участие и проголосовали больше половины граждан, обладающих избирательным правом проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Установлена обязательность участия в сходе выборных лиц местного самоуправления. Однако, если эти лица не присутствуют на сходе, правомочность его не может ставиться под сомнение.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более 1/2 участников схода. Решения подлежат обязательному исполнению, опубликованию (обнародованию).

Правотворческая гражданская инициатива является формой участия граждан в подготовке муниципальных нормативных актов или изменению ранее принятых правовых актов. Это, по сути, вхождение в компетентный муниципальный орган с предложением принять нормативный правовой акт, а зачастую и внесение проекта такого акта. Однако неправильно относить правотворческую инициативу к разновидностям обращений граждан. Порядок осуществления правотворческой гражданской инициативы, необходимое минимальное число граждан, которые должны принять в ней участие (не более 3% жителей) определяется нормативно- правовым актом представительного органа муниципального образования.

Вместе с тем следует отметить, что большинство уставов муниципальных образований также содержат статьи, посвященные правотворческой инициативе граждан. Так, ст. 9 Устава г. Королева Московской области определяет цели правотворческой инициативы граждан: внесение в городские органы местного самоуправления проектов правовых актов по вопросам местного значения; внесение в городские органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения города; проведение городского референдума; иные вопросы местного значения.

В ходе правотворческой инициативы граждане могут составить и подать на рассмотрение определенный проект нормативно-правового муниципального акта, необходимый к принятию по мнению инициативной группы граждан. Это не означает, что данный акт обязателен к принятию, но он должен быть в обязательном порядке рассмотрен органом местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня его внесения.

По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, принимается одно из следующих решений: о принятии муниципального правового акта в предложенной редакции; об отклонении муниципального правового акта; о доработке проекта правового акта с учетом замечаний и предложений.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это форма самоорганизации граждан, в ходе которой они самостоятельно и под собственную ответственность решают вопросы местного значения на определенной части поселения.

Территории для осуществления ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

ТОС, это - деятельность, точнее, самодеятельность граждан:

-  это состояние и умение жителей самоорганизоваться, готовность к самоуправлению и наличие для этого условий.

-  это и форма непосредственной демократии для участия населения в решении вопросов местного значения.

-  это общественные организации, общественные объединения, органы общественной самодеятельности.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов. Например, в Новосибирске к середине 2010 г. насчитывалось 106 советов микрорайонов, 562 уличных комитета, 189 домовых комитетов, 5527 старших по домам и 10 499 старших по подъездам. Подобные системы органов и выборных лиц ТОС сложились в Краснодаре, Твери, Барнауле, Омске, Кемерове, Сургуте и других городах. В Барнауле функционирует 34 совета микрорайонов. В Омске создано 73 комитета ТОС в границах микрорайонов. В Ишиме 40% населения проживает в домах частного сектора, на территории которого действует 9 крупных органов ТОС. Также в этом городе сумели сохранить 127 квартальных комитетов, которые активно работали еще до перестройки. В Кемерове работают 79 советов общежитий, 371 старший по этажу общежития.

Существуют и различные профессиональные формы объединения территориальных общественных самоуправлений, такие как Советы ТОС, Ассоциации ТОС, Комитеты ТОС и др. Такие объединения создаются в помощь территориальным общественным самоуправлениям. Один из наиболее удачных примеров объединения ТОС - это Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Www.atosrk.ru&action=edit&redlink=1>). Ассоциация органов ТОС Республики Коми была учреждена в июня 2013 года региональными органами ТОС образованными в статусе юридического лица в форме НКО.

Публичные слушания - используется для обсуждения наиболее значимых проектов муниципальных правовых актов с жителями муниципального образования.

Целью проведения публичных слушаний является:

обеспечение реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории поселения, на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

Задачами публичного слушания являются:

доведение до населения полной и точной информации о проектах правовых актов, а также вопросов, выносимых на публичное слушание;

обсуждение и выяснение мнений населения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления и вопросам, выносимым на публичные слушания;

оценка отношения населения к рассматриваемым проектам правовых актов, а также вопросам, выносимым на публичные слушания;

выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по важнейшим мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления, затрагивающим интересы населения муниципального образования.

На публичные слушания выноситься в обязательном порядке: проект устава муниципального образования, о внесении в него изменений, проект местного бюджета, проекты планов и программ развития муниципального образования и др.

Наиболее часто и значимыми для населения являются публичные слушания, касающиеся застройки определенных территорий муниципального образования. Институт публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности введен Градостроительным кодексом <http://base.garant.ru/12138258/> РФ в качестве обязательного института местного самоуправления.

Результатами публичных слушаний будут два документа: протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Решения публичных слушаний являются рекомендацией для главы местной администрации. В соответствии с законодательством, он может принять решение об утверждении документации или направить ее на доработку с учетом протокола слушаний и заключения о результатах слушаний.

Конференции граждан (собрание делегатов) - это формы участия населения в местном самоуправлении.

Собрание - совместное присутствие граждан, проживающих на определенной части территории города, для обсуждения вопросов местного значения. Конференция (собрание делегатов) - совещание представителей населения, проживающего на определенной чести территории города, собравшихся для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Собрание - форма прямого, конференция (собрание делегатов) - опосредованного волеизъявления граждан по вопросам местного значения, жизнедеятельности определенной части территории города, принятию по ним самостоятельных и под свою ответственность решений.

Собрания граждан могут проводиться, как правило, по домам, улицам, дворам, кварталам, конференции (собрания делегатов) представителей населения - на территории жилых домов, в жилых комплексах, на иной территории проживания граждан города.

К компетенции собраний, конференций граждан (собраний делегатов) соответствующей территории относится решение следующих вопросов:

) обсуждение вопросов местного значения;

) информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

) осуществление территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Опрос граждан - это одна из форм выявления мнения населения по вопросам местного самоуправления. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Опрос граждан должен производиться с соблюдением следующих принципов:

жители муниципального образования участвуют в опросах на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно;

какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие запрещаются;

участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них;

подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципов законности, открытости и гласности;

Опрос граждан проводится по инициативе:

представительного органа или главы муниципального образования ‒ по вопросам местного значения;

органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

На практике опрос считается несостоявшимся в случае, если число граждан, принявших участие в опросе, не составило 25 процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в опросе. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Таким образом, местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия, составляет одну из основ конституционного строя современной России.

Современное общество характеризуется стремительным развитием общественных отношений, где превалирующее положение занимают информационные технологии. В этой связи, отмечает В. А. Холопов, необходимо говорить о появлении новой формы участия населения в осуществлении народовластия - электронном участии. Отличительной такого участия выступает технологический фактор - свободное владение гражданином передовыми информационно-технологическими сервисами.

Так, в последнее время в России активно развивается электронная демократия.

Под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

-  электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);

-  механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;

-  механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;

-  механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;

-  механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам рассмотрения можно сделать следующие ключевые выводы.

Наиболее удачным можно признать следующее определение непосредственной (прямой) демократии - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно оказывать влияние на выработку государственной политики, участвовать в формировании и функционировании представительной системы, лично включаться в процесс принятия общеобязательных решений (Носов С.И.).

Непосредственная демократия имеет три виды функций: 1) императивная (окончательное решение определенных вопросов); 2) консультативная функция (выявление воли народа и формируемого решения органа власти; 3) регулятивная функция (участие народа в системе общественного управления).

Виды (институты, формы, методы) непосредственной демократии - это способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.

Институтами непосредственной демократии являются: референдум (всероссийский, региональный, местный), выборы, общие собрания населения (сходы), митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, народные петиции, опросы населения и др.

Наивысшие формы выражения непосредственной демократии - референдум (общероссийский, региональный, местный) и выборы.

Выборы - это участие граждан в осуществлении публичной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов, так и избранием из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функции в соответствии с волей и интересами граждан.

Отзыв - это досрочное, принудительное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования.

Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования представляют собой публичное мероприятие, под которым понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам.

Иными видами непосредственной демократии, используемыми на местном уровне являются: местный референдум, муниципальные выборы голосование по отзыву депутата, члена или выборного должностного лица органа местного самоуправления, по вопросам преобразования муниципального образования или изменения его границ; сход граждан, правотворческая инициатива в вопросах местного значения, организация и деятельность территориального общественного самоуправления, публичные слушания; собрания (конференции) граждан; опрос граждан; индивидуальные и коллективные обращения; иные формы участия.

Значимость непосредственной демократии состоит в том, что она не только отражают интересы и волю народа, но и способствует развитию самоуправления в жизни общества, росту его самосознания и самоорганизации. Широкое использование механизмов непосредственной демократии позволит решить проблему отчуждения власти от общества.


 



2020-03-19 645 Обсуждений (0)
Иные институты непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иные институты непосредственной демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)