Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды непосредственной демократии



2020-03-19 1050 Обсуждений (0)
Виды непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Виды (институты, формы, методы) непосредственной демократии - это способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.

Формы непосредственной демократии должны соответствовать следующим требованиям: объединять волю, мнение большинства, имеющего право решать и участвовать в решении конкретного общественно значимого вопроса.

Выделяют следующие институты непосредственной демократии: референдум (всероссийский, региональный, местный), выборы, общие собрания населения (сходы), митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, народные петиции, опросы населения.

К непосредственной демократии относятся и вопросы, решаемые на уровне местного самоуправления. Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=87ECBB37A463C4938103BC19BEE425D3B18A057678F8B4EA1AAFEFED4BCB62BAAD72563CA5621517aCX7L> от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расширил и установил большой перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в который включены:

-  отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

-  голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

-  сходы граждан, собрания граждан, конференции граждан;

-  обращения граждан, правотворческую инициативу;

-  территориальное общественное самоуправление;

-  публичные слушания, опросы граждан.

Существуют различные основания классификации институтов непосредственной демократии.

Ю. А. Дмитриев, выделяет три основные группы форм прямого волеизъявления граждан:

) референдум, выборы, общие собрания населения, характеризующие императивную функцию непосредственной демократии.

) митинги, шествия, демонстрации, пикетирования как инструмент сопоставления воли народа и формируемого им органа власти, выполняющие регулятивную функцию.

) народная инициатива, деятельность политических партий, отзыв депутата, сочетающие обе эти функции народного волеизъявления.

По источнику правового регулирования институты непосредственной демократии можно подразделить на: 1) конституционные; 2) неконституционные (иные).

В зависимости от наличия или отсутствия правовой регламентации институты непосредственной демократии делят на: 1) правовые; 2) фактические.

В. Н. Руденко по предмету правового регулирования подразделяет институты прямой демократии на: 1) регулирующие отношения по принятию гражданами управленческих решений и правотворческую деятельность граждан, 2) регулирующие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти.

В зависимости от способа воздействия на общественные отношения институты непосредственной демократии могут быть: 1) правообразующие (референдум); 2) не образующие норм права (митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование).

По отношению к кругу вынесенных на рассмотрение вопросов институты непосредственной демократии подразделяют на: 1) многоаспектные; 2) одноаспектные.

По регулярности проведения институты непосредственной демократии делятся на: 1) определенно-периодического действия; 2) неопределенно-периодического действия.

По роли граждан в процессе принятия публично-властных решений институты прямой демократии можно подразделить на:

) «чистые» институты прямой демократии. Здесь гражданам принадлежит решающая роль на всех стадиях реализации института прямой демократии. Они в любое время могут выступить с инициативой принятия решения, участвуют в выработке вариантов его проекта, при необходимости выдвигают петицию с соответствующей инициативой, обеспечивают ее поддержку, участвуют в обсуждении проекта будущего решения и в голосовании по существу вопроса (сходы, петиционный референдум, а также некоторые разновидности народной правотворческой инициативы) .

) смешанные институты прямой и представительной демократии. Здесь участие граждан в процессе принятия решения ограничено.

У них может отсутствовать право инициативы принятия какого-либо решения (выборы, большинство разновидностей референдумов).

Либо, наоборот, они могут быть наделены правом инициативы принятия решения, но право рассмотрения вопроса по существу и право принятия окончательного решения при этом может принадлежать представительному органу власти (некоторые виды народной правотворческой инициативы).

референдум всероссийский депутат народовластие


 

ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Референдум

 

В демократическом государстве все органы государственной власти, как выборные, так и назначаемые, зависят от воли избирателей.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

В отличие от выборов на референдуме не происходит избрание какого либо лица (политической партии и т.д.), а придается юридическая сила решению какого-либо особо значимого вопроса. Принятое решение признается решением народа. В основном референдумы применяются для принятия особо важных законодательных актов. Зачатую распространенный поводом проведения референдума становится желание властей получить одобрение какого-то своего будущего действия, когда сама власть не желает брать на себя ответственность.

Референдум имеет преимущество перед представительной демократией, но при соблюдении некоторых условий:

-  вопрос, выносимый на референдум, должен быть понятен любому избирателю;

-  желаемые или не желаемые последствия принимаемого на референдуме решения должны быть доступно разъяснены через средства массовой информации.

Референдум может быть общероссийским (референдум РФ), региональным (референдум субъекта РФ) и местным.

Референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Избирательные права граждан и их защита осуществляется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

К числу субъективных прав гражданина по участию в референдуме, сформулированных в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», относятся:

-  право инициировать референдум (ст. 15, 17);

-  право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума (п. 6 ст. 17);

-  право быть членом комиссии референдума (ст. 27);

-  право на участие в финансировании референдума (ст. 51);

-  право на участие в агитации (ст. 60, 61);

-  право быть наблюдателем на участке референдума (ст. 36);

-  право быть уполномоченным представителем инициативной группы (ст. 34);

-  право голоса, включая возможность досрочного голосования, получения открепительного талона (ст. 71, 73).

-  право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме (п. 2, 4 ст. 44, ст. 87);

На референдум РФ могут быть вынесены вопросы государственного значения, проект новой Конституции РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы (ст. 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»):

-  об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией <consultantplus://offline/ref=23CBE0E263AD9DAD0C72F118476736813CC0C72491DECAA740E87488FF06A077F56D3D32467B40yDL> РФ;

-  о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

-  об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

-  о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

-  об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

-  о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;

-  о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

-  о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

-  об амнистии и о помиловании.

По существу запрета выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении и о досрочных выборах органов государственной власти Конституционный Суд РФ, пояснил: «Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти».

Референдум субъекта РФ (региональный референдум) -- это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ.

Вопросы проведения референдума субъекта РФ регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также конституциями, уставами, а также законами субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы от 18 апреля 2007 г. N 11 «О референдумах в городе Москве».

На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

Процедура подготовки и проведения референдума субъекта РФ в целом тождественна подобной процедуре на федеральном уровне.

В России в последние годы было проведено нескольких референдумов на уровне субъектов РФ. Все они касались объединения субъектов РФ (включение автономных округов в состав субъекта РФ). Согласно Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).

В 2003-2008 гг. были проведены референдумы в заинтересованных субъектах и в результате вошли в состав отдельных субъектов 6 из 10 автономных округов РФ (Коми-Пермяцкий округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ, Эвенкийский округ, Корякский округ, Усть-Ордынский Бурятский округ, Агинский Бурятский округ). Также Пермская, Камчатская и Читинская области стали Пермским, Камчатским и Забайкальским краем. Количество субъектов РФ сократилось с 89 до 83.

Местный референдум - референдум, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения на территории муниципального образования.

Вопросы проведения местного референдума регулируются Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Посредством местного референдума население муниципального образования имеет возможность самостоятельно принимать решения по наиболее значимым вопросам местной жизни. Предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это вопросы, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Однако на практике институт референдума субъектов РФ и местного референдума используется крайне редко в силу значительных финансовых, временных и организационных затрат.

Таким образом, значимость референдумов проявляется в том, что они не только отражают интересы и волю народа, но и способствуют развитию самоуправления в жизни общества. Одновременно данная форма непосредственной демократии имеет воспитательный аспект, так как посредством её применения происходит рост самосознания среди населения, его самоорганизация.

 

Выборы

 

Органы государственной власти формируются либо путем выборов либо путем назначения соответствующих должностных лиц. Однако назначение должностных лиц на высшие посты в органах исполнительной власти и назначение судей осуществляются также органами, сформированными на выборной основе. Таким образом, «выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти».

Выборы - это участие граждан в осуществлении публичной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов, так и избранием из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функции в соответствии с волей и интересами граждан.

Законодательство о выборах (избирательное право) включает следующие акты:

)   Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;

)   Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»;

)   федеральные законы: от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

)   другие федеральные избирательные законы;

)   указы Президента РФ, издаваемые по вопросам организации и проведения выборов;

)   нормативные акты Центральной избирательной комиссии;

)   конституции, уставы субъектов РФ, принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие избирательный процесс.

Конституционно-правовое значение непосредственного действия прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления состоит в том, что законодательство должно обеспечивать для каждого гражданина возможность по собственному волеизъявлению выбирать и выдвинуться кандидатом на выборах, на которых он обладает пассивным избирательным правом и участником которых он является.

В этой связи активное внедрение в последние годы в Российской Федерации выборов в представительные органы власти по
пропорциональной избирательной системе затрудняет реализацию гражданами своих избирательных прав.

 



2020-03-19 1050 Обсуждений (0)
Виды непосредственной демократии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды непосредственной демократии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1050)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)