Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Система обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает следующие компоненты: - методическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение; - организационное обеспечение; - кадровое обеспечение. Обеспечение должно быть комплексным, полным, вариативным и достаточным для того, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным.
2.6.1. Методическое обеспечениедополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение – это процесс и результат оснащения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимыми методическими средствами и материалами, способствующими ее эффективному осуществлению или реализации.[40] Методическое обеспечение включает в себя следующие элементы: - методы организации образовательного процесса; - формы организации образовательного процесса; - формы организации учебного занятия; - педагогические технологии; - алгоритмы учебного занятия; - дидактические материалы.
2.6.1.1. Методы организации образовательного процесса
Метод (от греч. «methodos» – путь исследования или познания) – это способ, основной путь достижения цели. Если соотносить методы организации образовательного процесса с задачами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, то можно выделить: методы обучения и методы воспитания.
2.6.1.2. Методы обучения
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели (задачи) обучения.[41] Выбор методов обучения зависит от возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, специфики изучаемой дисциплины, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы обучения. Методы обучения классифицируются по следующим критериям: - по источнику получения знаний: словесный, наглядный и практический методы; - по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и проблемный методы; - по дидактической цели: метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и метод контроля (диагностический); - по характеру стимулирования интереса к учению: игровой, дискуссионный, проектно-конструкторские и др.
2.6.1.3. Методы воспитания
Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Методы воспитания классифицируются по следующим критериям: - по формированию взглядов, оценок обучающегося: лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут и др.; - по организации деятельности: упражнение, ситуация-оценка, анализ опыта и др.; - по характеру воздействия на обучающегося: убеждение, поощрение, наказание, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
2.6.1.4. Формы организации образовательного процесса
При описании организации образовательного процесса необходимо указать его формы: индивидуальную, индивидуально-групповую и групповую. Выбор той или иной формы необходимо обосновать с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.
2.6.1.5. Формы организации учебного занятия
Отличительной особенностью дополнительного образования является вариативность различных форм организации учебного занятия, выбор которых зависит от цели и содержания учебного занятия, ожидаемых результатов и др. (пример 22).
Пример 22
2.6.1.6. Педагогические технологии Педагогическая технология (от греч. «techne» - искусство, ремесло, наука и «logos» - понятие, учение) – это алгоритм действий педагога и обучающегося, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.[43] Выбор педагогической технологии (пример 23) зависит от:[44] - сферы применения: технологии обучения, воспитания, образования; - масштаба использования: технологии общие, частные, локальные; - характера взаимодействия педагога и обучающегося: технологии воздействия, взаимодействия и сопровождения; - типа педагогического процесса: технологии догматические, репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные; - базового подхода к организации образовательной деятельности: технологии индивидуально-ориентированные, личностно-ориентированные, субъектно-ориентированные.
Пример 23
2.6.1.7. Алгоритм учебного занятия
Алгоритм учебного занятия – это продуманная и логическая последовательность этапов проведения учебного занятия, отличающихся друг от друга сменой вида деятельности обучающихся, содержанием и конкретной задачей.[45] Алгоритм учебного занятия зависит, прежде всего, от формы организации учебного занятия. Вариативность форм учебного занятия обуславливает вариативность его алгоритмов. Наиболее устоявшимся, традиционным в дополнительном образовании является тематическое учебное занятие,в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе целесообразно представить алгоритмы тех учебных занятий, которые наиболее часто используются (пример 24).
Пример 24
Представленный алгоритм является примерным, т.е. необязательным. Возможны другие варианты организации учебных занятий: - последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки; - выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний; - выполнение только практической работы (выездные занятия).
2.6.1.8. Дидактические материалы
Дидактические материалы (от греч. «didaktikos» - познаваемый, доступный усвоению) – это наглядные материалы для учебных занятий, использование которых направлено на активизацию познавательной деятельности обучающихся (пример 25).
Пример 25
2.6.2. Материально-техническое обеспечениедополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение включает все необходимые составляющие реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: - сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и др.) - сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и др.); - перечень оборудования учебного помещения, кабинета (учебные доски, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и др.); - перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и др.); - перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и др.); - перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и др.; - перечень материалов, необходимых для занятий (ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и др.); - учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и др.), если предусмотрено; - требования к специальной одежде обучающихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и др.).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |