Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы сотрудничества субъектов мировой политики



2020-03-19 462 Обсуждений (0)
Формы сотрудничества субъектов мировой политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Субъектами внешнеполитического сотрудничества являются государства, а само оно как процесс представляет собой стабильную структуру кооперативных внешнеполитических связей. Как и в случае с внешнеполитическим конфликтом, внешнеполитическое сотрудничество является частью международного. Последнее включает в себя второстепенные элементы СМО и весь спектр взаимосвязей.

Объективной предпосылкой внешнеполитического сотрудничества является наличие некоторого массива общих интересов. В противном случае кооперативное взаимодействие носит единичный, спорадический характер, то есть не представляет собой процесса в строгом смысле слова. Вместе с тем следует учитывать то обстоятельства, что даже если процесс сотрудничества начался, он может быть «подавлен» в зародыше превосходящей массой конфронтационного взаимодействия. Тогда влияние общих интересов проявляется в так называемых «параллельных действиях», когда государства стремятся добиться одного и того же результата изолированно друг от друга, не прибегая к сотрудничеству.

Если общие интересы являются жизненно важными, то государства (и не только они) идут на «замораживание» имевшего места ранее конфронтационного взаимодействия. Обычно это происходит во время войны, от исхода которой зависит судьба государства. Однако подобного рода «заморозка» всегда явление временное, которое рано или поздно кончается, ибо само по себе данное сотрудничество в сущности является вынужденным.

Для оценки состояния процесса сотрудничества могут быть использованы те же критерии, что и в случае с внешнеполитическим конфликтом, но, естественно, с соответствующей модификацией. Неизменными остаются критерии числа участников и пространственного размаха (масштаба). Что касается интенсивности, то тут ключевую роль играет не столько ее количественная, сколько качественная характеристика.

Данный тезис требует пояснения. Под количественной характеристикой имеется в виду число внешнеполитических проблем, по поводу которых налицо кооперативное взаимодействие участников сотрудничества. Что касается качественной стороны дела, то здесь критерием служит степень дополнения внешнеполитического сотрудничества другими его видами и особенно военным. Чем выше степень такого рода дополняемости, то есть чем более комплексным является внешнеполитическое сотрудничество, тем оно стабильней — и наоборот. Исключений данная закономерность не знает.

Альтернативой враждебности (напряженности) является дружественность, уровень которой детерминирует степень развития сотрудничества. В самом общем виде можно выделить четыре стадии этого развития: консультативную, координационную, коалиционную и интеграционную.

Самая низкая, консультативная, стадия сотрудничества предполагает регулярный обмен информацией между участниками по поводу своих позиций подостаточно широкому кругу международных проблем. Причем такого рода информационный обмен должен проходить на уровне министров иностранных дел (заместителей министров) и глав государств в ходе их личных контактов — непосредственно или с помощью технических средств. Несмотря на быстрое развитие последних, они пока не в состоянии заменить непосредственные контакты.

На стадии координации вышеуказанный обмен сочетается с согласованием позиций во избежание конфронтации. Однако если стороны не берут на себя при этом каких-либо обязательств и не заключают неформальных соглашений, то по существу имеет место своего рода «молчаливый отказ» сторон от любых враждебных действий друг против друга.

Коалиционная стадия предусматривает выработку общей позиции и стратегии ее реализации, то есть определенной программы совместных действий. Она может быть оформлена в виде соответствующего договора или соглашения, то есть иметь или не иметь определенное правовое оформление. В первом случае коалиция в потенциале носит долговременный характер, а во втором, как правило, временный, конъюнктурный, обусловленный наличием некоего общего противника или оппонента. Например, сугубо конъюнктурная коалиция России, Франции и Германии по поводу проблемы интервенции США в Ираке. Два из трех членов данной коалиции — военно-политические союзники США, но они не были согласны с внешнеполитическим курсом США по этой конкретной проблеме.

Следует заметить, что само по себе правовое оформление коалиции отнюдь не гарантирует долговременность коалиции, особенно во время войны. В частности, несмотря на правовое оформление, антигитлеровская коалиция была заведомо конъюнктурной, а признаки ее распада появились уже на заключительных этапах мирового конфликта. Как только общий враг — гитлеровская Германия — был разгромлен, коалиция распалась. По существу правовое оформление не сыграло сдерживающей роли.

Неформальные конъюнктурные коалиции отличаются высокой степенью динамизма, быстро возникают и так же быстро распадаются. В рамках таких коалиций взаимодействие участников, как правило, ограничивается взаимной поддержкой. В долговременных коалициях оно обычно дополняется взаимопомощью, экономической и военной. В большинстве случаев такая помощь (односторонняя или обоюдная) получает соответствующее правовое оформление (договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи).

Подобная формулировка означает трансформацию политической коалиции в военно-политический союз (блок). Он формируется либо во время войны, либо в преддверии реальной угрозы ее возникновения. По своему составу такой блок (как и любая коалиция) может быть узким (два-три участника) или широким (например, НАТО). Военно-политический блок обычно тяготеет в той или иной степени к пространственной экспансии, то есть включению новых членов, хотя далеко не всегда это удается.

Говоря о коалициях, нельзя не коснуться проблемы лидерства, а следовательно, симметрии или асимметрии их состава. В первом случае участники коалиции примерно равны по своим возможностям (например, Антанта), в ней отсутствует ярко выраженный лидер, а во втором — он налицо, хотя равноправие участников и провозглашается (принцип консенсуса). В зависимости от роли лидера асимметричная коалиция может быть партнерской, вассальной или клиентельной.

В партнерской коалиции лидер — это старший партнер, а остальные ее участники — младшие (Primus inter pares). В вассальной он связан с другими системой взаимных обязательств, которая ограничивает его возможности, так как предусматривает наличие определенной «свободы воли» у других. И наконец, в клиентельном варианте эти другие лишены «свободы воли», что по существу делает их независимость чисто формальной. Этот вариант клиентельной коалиции возникает отнюдь не всегда на добровольной основе.

Четвертой стадией развития сотрудничества является интеграция, которая в теории ориентирована на объединение в новое единое государство членов ранее возникшего союза, что находит свое выражение в формировании так называемых «наднациональных органов», в пользу которых государства-участники передают некоторую часть своего суверенитета. «Наднациональные органы» с известной долей условности можно отнести к правительственным международным организациям (МПО).

Возникновение широкого спектра международных правительственных и неправительственных организаций является результатом развития сотрудничества во всех составляющих структуры международных отношений. Они, то есть МПО и неправительственные международные организации, могут возникать на различных стадиях сотрудничества и соответственно иметь различную функциональную ориентацию. Более того, они могут формироваться и в ходе переговорного процесса. Подобного рода примером может служить трансформация СБСЕ в ОБСЕ, хотя, конечно, это все же представляет собой исключение из общего правила, так как там имел место определенный аспект сотрудничества.

4. Политика национальной безопасности: суть, содержание, реализация.

Понятие “национальная безопасность "появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые термин “национальная безопасность” был употреблен в 1904 г. в послании Президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами “национальной безопасности” США. В 1947 г. Конгресс США принял Закон “О национальной безопасности”, согласно которому был создан существующий и поныне Совет национальной безопасности (СНБ). В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию “обороноспособность”.

Национальная безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов—личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т. д.

Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность принято делить на политическую, экономическую, социальную, военную и другие виды безопасности:

- политическая безопасность представляет собой такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение;

- экономическая безопасность—это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов от деструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития;

- социальная безопасность — это такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят неконфронтационный характер;

- военная безопасность — это устойчивое состояние защищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз.

В основе национальной безопасности государства лежат национальные интересы, национальные цели и национальные ценности, которые юридически закреплены в нормативных правовых документах, определяющих политическую и социально-экономическую организацию общества, государственное и культурное строительство, единство и сплоченность конкретной нации.

Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической, политической, социальной, военной и других организаций государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.

Национальные интересы государства принято делить на интересы во внешнеполитической (международной) и во внутриполитической сфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.).

Для понимания сущности национальных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: призваны обеспечить выживание данного социума, безопасность, устойчивое и прогрессивное развитие страны; направлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальных групп по достижению поставленных ими целей; реализация осуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю; экономическую, культурную и др.); представляют собой осознанные, сформулированные и официально заявленные приоритеты в той или иной области.

Одним из вариантов классификации национальных интересов является деление их по социальной значимости и выделение трех групп национальных интересов: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы. К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства (суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации и т. д.). Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т. п. К третьей группе относятся все остальные интересы (как правило, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и др.)- Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот.

Значительное влияние на осознание и формирование национальных интересов оказывают национальные ценности — это фундаментальные нормы, выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ для существования и развития нации. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями обществ. Мир ценностей — это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Иерархия национальных интересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели — это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальные цели — наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяются и формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов. Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защиты национальных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства.

Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. В связи с этим основная задача системы национальной безопасности — защита национальных интересов от различного рода угроз. Угроза — это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую угрозу характеризуют по крайней мере четыре важнейших существенных признака: она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность; она понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим; это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба; это динамически возросшая опасность. Угроза национальной безопасности — это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию и безопасности государства.

Опасность — вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различие между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.

По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер: угрозы природного характера — это прежде всего возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т. д.; угрозы техногенного характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности; угрозы социального характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды через действия различных социальных сил — наций, классов, партий, группировок, силовых структур и т. д.

Система обеспечения национальной безопасности государства создается и развивается в соответствии с конституцией и другими нормативно-правовыми актами государства. Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы (субъекты) и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение национальной безопасности. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами. В каждом государстве, как правило, создается специальный орган, координирующий эту деятельность (например, Совет Безопасности Российской Федерации, созданный весной 1992 г.).



2020-03-19 462 Обсуждений (0)
Формы сотрудничества субъектов мировой политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы сотрудничества субъектов мировой политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)